на главную

Как спасаться, если нет старцев?

Великий Глинский старец, схиархимандрит Серафим (Романцов) (1885-1976) прошел путь, который суждено было пройти множеству русских монахов и священников, — был арестован, выслан на строительство Беломорканала, проживал в Киргизии, после войны жил в Ташкенте, где был духовником при кафедральном соборе. В конце 1947 года, отбыв срок, вернулся в Глинскую пустынь и вскоре был назначен ее духовником.

Это был опытнейший знаток всех сокровенных движений человеческого сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным подвигом. Особым даром его было умение принимать исповедь, вызывать людей на полную откровенность. В тяжелое послевоенное время он выслушивал все скорби и тотчас давал нужные советы, накладывал пластырь на душевные раны.

Его беседы, исполненные истинного смирения, согревали охладевшие сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали разум, приводили к покаянию и духовному возрождению. Приведем некоторые его духовные поучения. На вопрос, как спасаться, если нет старцев, он отвечал: «Все имеют скорби. Они заменяют старцев, так как их попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит, если не менять себя. Начинать надо со внимания к языку и уму. И постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других».

«Мы должны всё переносить с детской покорностью — и приятное, и неприятное, и за всё прославлять Бога. Пришла какая скорбь или болезнь, будем говорить: «Слава Тебе, Господи». Умножились скорби и болезни, мы опять: «Слава Тебе, Господи». Безотрадные скорби и болезни усилились и ведут ко гробу, а мы опять: «Слава Тебе, Господи». Ибо по смерти вечно будем жить и радоваться во светлостях святых. А потому, что бы ни случилось с нами, за все будем благодарить Бога: «Слава Тебе, Господи».

Болезнями и скорбями Господь врачует греховные раны нашей души. Переноси все трудности с благодарением. Господь никогда не дает человеку крест, который тот не смог бы понести, и Своей благодатью укрепляет нас к преодолению трудностей. А ропотом и отчаянием мы отталкиваем от себя Божию помощь и, будучи сами не в состоянии нести бремя своих грехов, все более и более удаляемся от Бога.
•••
Преподобный Серафим так говорил: «Не имеющий скорбей не имеет спасения», а потому нам надо взять свой крест скорбей житейских и нести его безропотно. Господь не возлагает на нас Своего Великого Креста, но заповедует каждому взять свой собственный, то есть быть готовым перенести столько страстей, внешних и внутренних искушений, сколько на каждого наводит наказующее, очищающее и вместе с тем милующее Провидение Божие. Так и настройтесь, чтобы всегда говорить, всем существом своим чувствовать: «Всё самое лучшее для меня делает Господь». Так и во всей жизни: при нападении страстей и искушений вражиих, в болезнях, в бедах и напастях говорите: «Всё для меня делает Господь, а я сама не могу ничего сделать, ничего стерпеть, превозмочь, победить. Он — сила и крепость моя!»
•••
Как начать исправляться? Начинай каждый день утром полагать начало благое, прося словами Златоуста: «Господи, сподоби мя любити Тя...» «Заметишь, что не удалось сделать все, что хотелось, скажи: «Господи, помилуй!» Надо бы заставить себя, да лень одолела: «Господи, прости». Если кого, забывшись, осудишь — скорее кайся. Покаявшись, старайся не грешить, а на допущенном не останавливай внимание, чтобы всегда иметь покойный дух. Ни на что и ни на кого не возмущайся».
•••
Многие жаловались на болезни, на что старец говорил: «Болезни допускаются тогда, когда мы не способны к подвигам. Наше горе в том, что мы очень нетерпеливы и малодушны». Большим утешением в болезнях был бы навык непрестанной Иисусовой молитвы. Она «прививается» только при сокрушении о грехах и смирении. Старец говорил, что опытно знающие о том, какую радость дает молитва, уже не хотят перемен, так как боятся потерять молитву в суете будней.
•••
Когда хотите побеждать бесов, уступать должны человекам. Оскорбит ли кто? Уступи ему, и наступит мирная тишина, избавляющая душу от смущения. В духовной жизни не воздается злом за зло, но зло побеждается добром. Добро творите обидящим вас, молитесь за творящих вам напасти и всю печаль возложите на Господа. Он заступник и утешитель страждущим. Духовное богатство приобретается в терпении, терпение же испрашивается непрестанной молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», — и помилует.

Источник: azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinskij/




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |