на главную

Рождество Христово — точка отсчета мировой истории

Чтобы глубже понять смысл величайшего в мире события — Рождества Христова, обратимся мыслями прежде всего к той евангельской истории, где описывается появление на свет дивного Богомладенца. Вот как повествует об этом святой евангелист Лука:

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, Которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей, и родила Сына Своего, Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Лк 2:1-7).

Исторические данные полностью соответствуют евангельскому описанию рождения Иисуса Христа. В 63 г. до н. э. римский император Помпей завоевал Палестину, вошедшую в состав новой провинции Сирия. «Властелины Вселенной», как называли Римскую империю, были людьми мудрыми. Они старались сохранять у завоеванного населения иллюзию самоуправления, уважали общественные и религиозные традиции, без необходимости не нарушали местные формы правления и поддерживали ими же назначенных царей.
Одним из них был печально известный, жестокий правитель Ирод I Великий, 33 года восседавший на Иерусалимском престоле (с 37 по 4 г. до н. э.).

В 27 г. до н. э. римский император Август провел тщательную перепись населения восточных провинций, необходимую для упорядочения сбора налогов. Провинцией Сирия тогда управлял проконсул Квириний. Его чиновники и внесли в списки новых римских подданных Иосифа, Марию и их только что родившегося в Вифлееме Сына, названного Иисусом («Господь спасает»).

Римляне обычно записывались по месту проживания, а иудеи, в силу устойчивых родовых традиций, – по месту происхождения. Иосиф и Мария являлись потомками царя Давида, который умер в 970 г. до н. э. Родом они были из Вифлеема, расположенного в 7 км к юго-западу от Иерусалима. Представители этой славной царской династии еще в VI в. до н.э. были лишены трона и вели жизнь частных граждан, не афишируя своего происхождения. Этим и объясняется столь трудное для Девы Марии путешествие через всю Палестину, с севера на юг, в родной город предков — Вифлеем.

Своего дома там у них не было, и из-за огромного наплыва народа им не нашлось даже места в гостинице. Мир, как и сейчас, был слишком занят собой и своими заботами, до них никому не было дела. Иосиф и Мария обрели временный приют лишь в холодной пещере за городом. И дивный, сияющий Богомладенец родился на соломе, в яслях для животных, согревавших Его своим дыханием. Среди людей, в теплом человеческом жилище Ему не нашлось достойного места — Всесильный Бог, как последний нищий, родился в загоне для скота...

В тот момент свершилось великое чудо: само Небо приблизилось к земле, чтобы человек взглянул и понял, что землей не кончается ни мир Божий, ни жизнь человеческая. Рождение Богомладенца Христа стало единой точкой отсчета времени, сообщившей цель и смысл всему миру. Запомним: не социальная или техническая революция стала краеугольной хронологической вехой, а именно день Рождества Богомладенца, незаметно пришедшего в мир в темную зимнюю ночь. Этот день навсегда разделил мировую историю на две эпохи: ДО и ПОСЛЕ Рождества Христова.

Календарная дата праздника Рождества, 25 декабря, установленная еще в IV в. в качестве обязательной для всего христианского мира, имеет не точное историческое, но скорее назидательно-символическое значение. Это день зимнего солнцеворота — победа Христа, «Солнца Правды», над тьмой языческого идолопоклонства.

Предложение назвать эру «от Рождества Христова» поступило в 525г. от римского архивариуса Дионисия Малого. Эта форма летоисчисления завоевывала мир постепенно, распространяясь с Запада на Восток, а в России была введена лишь на рубеже 1699-1700 годов. До того наши предки отсчитывали даты в рамках условно-символической эры «от сотворения мира». В настоящее время христианская эра принята во всем мире. Тем самым вольно или невольно человечество признало, что более важной точки отсчета времени, чем Рождество Христово, просто не существует!
+++
В этой евангельской истории все наполнено особым смыслом. Первыми на поклонение Младенцу Христу пришли пастухи — люди простые, не ученые, но с чистым и открытым сердцем. Именно им выпала великая честь первыми услышать от Ангела весть о явлении в мир Богомладенца. Оставив свои стада, пастухи сразу поспешили к пещере, чтобы воздать дань любви и поклонения лежавшему в яслях Младенцу. Таков путь простого народа к Богу.

А вскоре медленно выходят, как бы из глубины веков, седые мудрецы-волхвы, люди богатые, знатные и ученые. Они проделали долгий и тяжелый труд, долго шли вслед за ниспосланной им свыше звездой. Они преодолели пустыни, реки и горы, искали Бога на путях тернистых и теперь, обретя Его, низко склоняются пред колыбелью, преподнося Ему дары.
Какова их символика?
Золото – это обычная дань Царю, указывает на царское достоинство Христа, потомка царя Давида.
Ладан, употребляющийся при богослужении, указывает на божественность Младенца.
Мирра (смирна) — широко распространенная на Востоке благовонная мазь, употреблявшаяся для умащения покойников, мистически указывает на будущую страдальческую смерть Христа.

…Вернувшись из путешествия, волхвы предались созерцательной жизни, затем встретились в Парфии с апостолом Фомой и были им крещены. Позднее они стали проповедниками христианства и приняли мученическую кончину. Мощи их были найдены императрицей Еленой и перенесены сначала в Константинополь, потом в Милан и Кельн. С той поры они считаются покровителями всех путешественников. Святитель Иоанн Златоуст назвал их «начатком верующих из язычников».

Со светлым днем Христова Рождества!
Мира, радости, Божественного света - всем людям на земле!

С обзором – Надежда Крылова




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |