на главную

Вера и ревность

Слово в день памяти свт. Николая Чудотворца

 

Из песни церковной <...> вы слышите и узнаете, что и по всей вселенной воздается похвала святителю Христову Николаю. Но по всей справедливости должен сказать, что особое и преимущественное почитание его мы видим среди русского православного народа. В трогательной простоте народ наш считает великого угодника Христова русским по происхождению, хотя на самом деле он жил далеко раньше того времени, как стало существовать само Русское Царство: так много в угоднике Божием Николае близкого и родного для русской народной души.

В трогательной и умилительной простоте русский народ изукрасил жизнь Святителя такими сказаниями, которые изображают его особливо близким к простому русскому человеку, участливым к горю и радости крестьянина, входящим во все его нужды и заботы. Так велико и горячо почитание Угодника Христова, так одушевлены рассказы о его жизни, полной веры и чудес, полной любви, дел милости и смирения, так много чудес явлено им в ответ на веру и молитвы среди русского народа, так ярко и ясно начертан всеми этими рассказами и событиями духовный образ особливо чтимого русским народом Угодника Божия, что даже не ведущие Христа инородцы, соприкасаясь с русским народом, невольно проникаются благоговением к Святителю Христову, чествуют его, возжигают свечи пред его образом, призывают его на помощь. Вам это, конечно, известно из жизни язычников недалекого от вас Алтая.

Правилом святой веры и ревностным ее исповедником и защитником, с одной стороны, а с другой – образом незлобия и кротости, образом любви и милосердия, скорым помощником в бедах, защитником невинных, страдающих, гибнущих, бедных и угнетенных, Николой-милостивцем – вот в каком свете представляет себе народ наш святителя Христова Николая, вот в каком свете изображает пред нами Святителя, его житие.

И здесь-то – глубокое и настоятельно нужное поучение нашему времени. Строгость и правда не одно и то же, что жестокость и злоба; милость и любовь далеко не одно и то же, что слабость и попустительство на зло. И как в Самом Боге правда и милость сретостася, истина и мир облобызастася, так и в угодниках Его мы видим то же самое: и то же самое должны и для себя почитать образцом жизни и поведения. Читайте житие святителя Николая, вслушивайтесь в слова акафиста в честь его, что ныне с той минуты, как забрезжило на небе светом, здесь безпрерывно читается священнослужителями по просьбе верующих: вы увидите, вы услышите, что святитель Николай, будучи образом незлобия и кротости, не только Арию, нечестивцу и хулителю Православной веры, с силою противостал в слове, не только этого возбесившегося еретика пред всем Собором Святых Отцов он обличил и отгнал горячим словом, но в порыве неудержимой ревности, в самозабвении горящего и пламенеющего духа, подобно древнему пророку Илие, он ударил хулителя и врага Божия. Собор Отцов укорил за это Святителя, но Сам Господь простил ему невольное увлечение духом ревности. Вы увидите далее, что милостивый к одним – к невинно страждущим, к верующим и смиренным, Святитель является грозным обличителем других – нечестивцев, гордецов, неверов, лжецов, притеснителей угнетенных, злоупотребляющих силою и властью, торгующих честью и верою.

В наше время, когда лжеучители стараются спутать все понятия о добре и зле и, соблазняя на зло, прикрываются обычно именем правды и любви, повторяем – на эту особенность жизни святителя Николая надлежит обратить особое внимание. Ее-то именно и приметил русский человек своим простым и здравым сердцем, своим простым и здравым умом, которого не обманешь хитросплетенным и лукавым словом.

Не только речи возбесившегося Ария, худшие в тысячу раз речи ныне повторяются и распространяются окаянными совратителями нашего доброго и верующего народа. <…>

И вот чтоб иметь доступ к душе народной, чтобы быть услышанными, чтобы достигнуть легче своих целей соблазна и смущения, эти сыны погибельные уверяют, что будто бы, по Христову учению, надобно всем предоставлять полную свободу – свободу слова и убеждения, никого не карать и не наказывать, что бы он ни говорил и как бы он ни мутил народ. Они уверяют, будто дух любви Христовой повелевает всех таких смутьянов и совратителей выслушивать охотно, приветливо и с любовью принимать их речи. А тех, кто из любви к народу и по долгу своего звания предостерегает народ от увлечения этими сатанинскими учениями, указывает на грядущую опасность и гибель от деятельности совратителей народных, разоблачает их злобу, обман и лукавство, – тех они объявляют гонителями мысли и свободы, гонителями просвещения. Сами вы хорошо можете сообразить, к чему ведут и чего хотят достичь такие их речи: пусть добро молчит, а зло действует во всю силу – вот чего они хотят добиться. Но всего отвратительнее здесь то, что нечестие лицемерно и лукаво ссылается на учение о любви Христа Спасителя, Того нашего Спасителя и Господа, Которого они, нечестивцы и лжеучители, сами первые не признают и оскорбляют. И вот идет постоянная путаница слов: любовь, милосердие – кричат проповедники нечестия и подразумевают под этими словами слабость, безразличие добра и зла и явное попустительство на все худое, тогда как между любовью и слабостью, между милостью и попустительством на зло лежит огромная, непроходимая пропасть. Это и видим на примере жизни и подвигов святителя Николая, горевшего ревностью по вере и правде, всегда с силою, до готовности вынести и пытки, и тюрьму, и самую смерть, восстававшего в защиту правой веры и указанной верою правды. <…>

Пусть же горит и пламенеет в нас вера и ревность, пусть всегда, как сегодня, это множество верующих стекается к святыням, пусть каждому оскорбителю святыни ясно будет, что его вопли неверия и призыв к смуте – это клокотание зловонной грязи, которое хочет перемочь силу звука и раскаты грома небесного... Пусть одним путем приходят к нам нечестивые соблазнители и, посрамленные, отвергнутые, проклятые, семью путями бегут от нас, как бегут ночные тени с горных высей, когда их озарит луч солнца. Пусть знают они, что на их попытку замутить нас, на каждое их гнилое слово готов ответ наш, ответ добрый, уверенный, вразумительный, сильный верою и усердием к вере, сильный любовью к Богу и ревностью о Его славе, о Его святыни, тою ревностью, которая всем пожертвует, все отдаст, на все пойдет, а веры и Бога не предаст.

 

Священномученик Иоанн Восторгов

 

Произнесено в деревне Каменке на р. Оби, Ордынского прихода Томской епархии, 1908 г.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |