на главную

Святитель Василий Кинешемский: "Через золото слезы льются"

В наше время вопрос об алчности и способах борьбы с нею имеет жизненную важность для каждого из нас: почти в каждом человеческом сердце она занимает хотя бы маленький уголок. Между тем десятая заповедь Ветхого Завета направлена против алчности: не желай дома ближнего твоего;… ничего, что у ближнего твоего (Исх. XX, 17). Но как мало люди обращают внимания на эту заповедь! Главная страсть души влечет их именно к земным ценностям и заставляет забыть о вечном.

Слова Господа — какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мк. 8, 36) — им совсем не понятны, и звучат для них холодно, отвлеченно, как что-то далекое, к ним не относящееся. Ибо всякую «пользу» они понимают только как вещественное приобретение. Но если даже иметь в виду только земное счастье, все равно эта цель не достигается. Чем больше человек имеет, тем он счастливее, шепчет алчность. В действительности это обман. Количество земных благ никогда не обеспечит человеку счастья, а страсть алчности и рожденные ею настроения недовольства и зависти до такой степени отравляют жизнь, что и в самой пышной обстановке человек чувствует себя несчастным. «И через золото слезы льются», — гласит правдивая русская пословица.

МУДРОСТЬ СОЛОМОНА
Удивительно ярко эта вечная тоска недовольства среди роскоши передана в книге Екклесиаста. «Я предпринял большие дела, — говорит царь Соломон, — построил себе домы, посадил виноградники,… сделал себе водоемы для орошения… рощей; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и <…> разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме… И оглянулся я на все дела мои: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл. II, 4-11, 17-20).

НЕДОВОЛЬСТВО — НАША ОБЩАЯ БОЛЕЗНЬ
Если и великие люди с громадными ресурсами духовных богатств, умные, талантливые, энергичные, находясь на высоте земного счастья, богатства и славы, чувствовали тоску и неудовлетворенность, то разве это не самое красноречивое свидетельство ложности земного идеала счастья, состоящего в приобретении мирских благ? Что же сказать о нас, слабых, серых, духовно неустроенных людях? Недовольство у нас стало, кажется, заразною, повальною болезнью. В литературе появился даже особый тип нытика, который только жалуется, стонет и ничего не делает.

Недовольство — наша общая болезнь. Вряд ли можно было найти в России за последние 20 лет много людей, вполне довольных жизнью, и причина этого заключается в материалистическом понимании жизни, в желании найти свою долю счастья исключительно в области земных благ. Это стремление развивало алчность, желание как можно больше захватить себе, и в то же время требовало готового, дарового счастья без усилий. Не получая желанного счастья, люди ворчали, жаловались, злобились, винили друг друга и, создавая общую атмосферу недовольства, отравляли свою и чужую жизнь. Это неизбежный результат материалистического понимания жизни. В нем кроются корни всех социальных катастроф и брожений. Так забытый дух мстит человеку за свои поруганные права.

ЗАРЫВАЯ ЗОЛОТО, ЗАРЫВАЕШЬ С НИМ СЕРДЦЕ
Хорошо рисует картины контраста богатства и бедности свт. Василий Великий в своих творениях: «…А богатые изощряются в выдумке излишеств. У них тысячи колесниц; на одних возят всякую рухлядь, другие покрыты медью и серебром; и на них ездят сами. У них множество коней, и им, как людям, ведут родословные, уважая за благородство отцов. У них неисчетное множество домашних слуг: управители, ключники, землепашцы, повара, охотники, виночерпии, ваятели, живописцы, учредители удовольствий всякого рода. Дома сияют мраморами — один из фригийского камня, другой из фессалийской плиты; одни домы согревают зимой, другие охлаждают летом… А когда богатство остается еще в избытке, его кладут в землю, берегут в тайных местах, потому что будущее неизвестно и опасно.

Точно неизвестно, воспользуешься ли ты в нужде зарытым золотом, но заранее известно наказание: зарывая богатство, зарываешь с ним вместе и сердце. Ибо сказано: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). А если и сожительница твоя — женщина богатолюбивая, то двойная болезнь. И прихоти она воспламеняет, и сластолюбие увеличивает, и раздражает суетные пожелания, придумывая какие-то драгоценные камни, жемчуги, изумруды, употребляя золото то кованое, то тканое, и усиливая болезнь глупостями всякого рода, дни и ночи проводя в заботах о сем. И тысячи каких-то ласкателей, угождая их пожеланиям, приводят красильщиков, серебряников, ткачей, набойщиков.

Ни на минуту не дают вздохнуть мужу, муча его непрестанными своими приказами. На удовлетворение женских капризов не станет никакого богатства, хотя бы оно текло реками… Когда позаботиться о душе человеку, который услуживает женским желаниям? Как от бурь и непогод тонут непрочные корабли, так от худых наклонностей жен гибнут немощные души их сожителей.

…Но на что же обратить богатство? К какому выгоднейшему употреблению служат пышно накрытые серебряные столы, если не переходят к бедным? Хотя они тысячами стоят у дверей и оглашают их жалобным голосом. А тебя не трогает страдание; ты не хочешь взойти в чувствования природы! Этого несчастного угнетает голод, а ты медлишь и смеешься, способствуя тому, чтобы продлилось его бедствие! У тебя не цепенеет рука, собирающая подать с таких несчастных, но ты еще домогаешься большего, чтобы сделать несчастье этого бедняка во всех отношениях более тягостным! Во всем видишь золото, о нем грезишь даже во сне. И чем более пресыщен корыстолюбец, тем большего желает.

ЧТО У ТЕБЯ СОБСТВЕННОГО НА ЗЕМЛЕ?
Скажешь: кому делаю обиду, удерживая свою собственность? — Скажи мне, а что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес с собою в жизнь? Захватив всем общее, обращают в свою собственность, потому что овладели сим прежде других. Если б каждый, взяв потребное к удовлетворению своей нужды, излишества предоставлял нуждающемуся, никто бы не был богат, никто бы не был и скуден…А ты, захватив все, думаешь, что никого не обижаешь?

Кто любостяжателен? Тот, кто не удерживается в пределах умеренности. А кто хищник? Отнимающий у всякого, что ему принадлежит. Как же ты не хищник, когда обращаешь в собственность то, что получил только в распоряжение? Голодному принадлежит хлеб, который ты у себя удерживаешь; обнаженному — одежда, которую сохраняешь в своих кладовых; необутому — обувь, которая гниет у тебя; нуждающемуся — серебро, которое зарыто у тебя. Поэтому всем тем ты делаешь обиду, кого мог бы снабдить.

Смотрите, берегитесь любостяжания, — сказал Господь, — ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15). Всмотрись, человек, в природу богатства. Что тебя удивляет так в золоте? Золото — камень, серебро — камень, жемчуг — камень. Какая тебе польза вертеть руку, блещущую камнями? Какой любитель нарядов мог прибавить хотя один день своей жизни? Щадила ли кого смерть ради богатства? Миновала ли кого болезнь ради денег? Долго ли золоту быть силками для души, приманкою греха? Долго ли богатству служить предлогом к войнам, ковать оружие, изощрять мечи? Ради его родные не знают естественных уз, братья смотрят друг на друга убийством. Кто отец лжи? Кто виновник ложных подписей? Кто породил клятвопреступление? Не богатство ли? Что с вами делается, люди?.. Имение дано вам в пособие жизни, а не в напутие к злу, на искупление души, а не в повод к погибели…

«КАК ЗА ТЕЛОМ — ТЕНЬ, ТАК ЗА ДУШОЮ — ГРЕХИ»
Желал бы я, чтоб отдохнул ты немного от дел неправды, дал время рассудку размыслить, к какому концу стремятся попечения твои. Для чего трудишься? Не всего ли три локтя земли ожидают тебя? Отрезвишься ли когда от своего упоения? Представишь ли пред очами Христово судилище? Чем оправдишься, когда все обиженные станут вокруг тебя и возопиют Праведному Судии? Что тогда будешь делать? Каких наймешь себе ходатаев? Как уверишь Судию, не поддающегося никакому обману? Предстанешь один. Без друзей, без помощников, печальный, унылый, всеми оставленный, не смеющий открыть уст. Все восстанет против тебя; лукавый сонм злых твоих деяний окружит тебя. Ибо как за телом тень, так за душою следуют грехи, явственно изображающие ее дела».

ПРИТЧА О БЕЗУМНОМ БОГАЧЕ
В этих заключениях великий святитель совершенно верно отметил ту громадную роль, которую играет богатство во всех отрицательных, бурных явлениях нашей жизни. Как тут не согласиться с апостолом Павлом, что «корень всех зол есть сребролюбие»?! (1 Тим. 6, 10). Вспомним дивную притчу Спасителя, говорящую о тщете богатства и о том, как неразумно стремление делать его единственной целью жизни. …У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 16-21).

Свт. Василий Кинешемский. «Беседы на Евангелие от Марка»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |