Вот какое завещание оставил Великому князю Изяславу преподобный Феодосий Киево-Печерский, основоположник русского монашества, один из величайших святых. Он обращался к князю Киевскому как главе православного государства, а в лице его – и ко всему народу Киевской Руси:
«Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая вера Православная. Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со святыми. А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской – не увидят жизни вечной. …Ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных.
О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос. Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: «Един Бог, едина вера, едино Крещение» (Еф. 4, 5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8).
Можно ли входить в молитвенные отношения с неправославными христианами (еретиками)?
Можно ли молиться за живых инославных христиан?
«По духу и смыслу церковных законоположений церковная молитва должна быть возносима только за тех верующих, которые состоят в подчинении Церкви, признают или признавали ее своею Матерью, веруют или веровали в нее, а с теми, которые чуждались или чуждаются Церкви, не должно быть общения молитвенного.
По 45-му апостольскому правилу «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен»; тому же отлучению по 10-му апостольскому правила подлежит всякий, «кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме»;
по 46-му правилу запрещается принимать жертву от еретиков. Эти правила повторяются и подтверждаются дальнейшими соборными определениями (см.: Антиохийский Собор, пр. 2; Лаодикийский Собор, пр. 6, 33, 37), и они должны лежать в основании практики церковной, и в своей пастырской деятельности пастырь Церкви не должен отступать от этих правил. Очевидно, с этими правилами не согласно возношение церковных молитв за тех, которые стоят вне церковного общения» (1, 693).
Из Апостольских правил:
«Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» (пр. 10).
«Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет; да будет извержен и сам» (пр. 11).
«Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен» (пр. 45),
«Епископа, или пресвитера, приявших крещение, или жертву еретиков - извергати повелеваем. «Кое бо согласие Христови с Велиаром? или кая часть верному с неверным?» (2 Кор. 6, 15) (пр. 46).
«Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения» (пр. 32).
«Не подобает молиться с еретиком, или отщепенцем» (пр.33).
«Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий» (пр. 6).
«Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними» (Лаодикийский Собор, пр. 37).
«Аще кто из клира, или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного» (Правила святых апостолов, 66).
«История не знает, а мысль отказывается предполагать возможность совместного сослужения православных священников со священниками латинскими, старокатолическими, или же армянскими, потому что в нашем сознании живы прещения 45-го апостольского правила, которое предусматривает строгие санкции для молящихся совместно с еретиками и отлучение для тех, которые принимают священнодействия (требо-исправления), совершаемые их клириками.
С другой стороны, согласно древним правилам Церкви, никто не перестает быть еретиком, если, признавая и исповедуя Таинства Православной Церкви, продолжает быть отделенным от нее по вопросам веры и жизнепонимания. Поэтому общение с инославными в Таинствах находится в противоречии с нашими традициями, ибо, по учению Святых Отцов, отпадение от Церкви влечет за собой прекращение благодатных даров Святого Духа вследствие утраты преемственности (1-е пр. св. Василия Великого). И для того, чтобы не быть участниками в их заблуждениях относительно веры и избежать осуждения вместе с ними, святый Иоанн Дамаскин поучает всячески остерегаться евхаристического общения с ними..."
Когда в 336 году еретик Арий обманом добился того, чтобы быть принятым в церковное общение, и готовился идти в храм, святый Александр, Патриарх Константинопольский, всю ночь молился в алтаре перед престолом о том, чтобы он сам или ересиарх Арий были взяты из мира, так как епископ не хотел быть свидетелем такого святотатства, как приятие еретика в общение с Церковью. И Промысл Божий явил над Арием справедливый суд Свой, в день торжества послав ему нежданную кончину
(см. «Жития святых» 30 августа).
«Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая вера Православная. Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со святыми. А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской – не увидят жизни вечной. …Ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных.
О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос. Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: «Един Бог, едина вера, едино Крещение» (Еф. 4, 5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8).
Можно ли входить в молитвенные отношения с неправославными христианами (еретиками)?
Можно ли молиться за живых инославных христиан?
«По духу и смыслу церковных законоположений церковная молитва должна быть возносима только за тех верующих, которые состоят в подчинении Церкви, признают или признавали ее своею Матерью, веруют или веровали в нее, а с теми, которые чуждались или чуждаются Церкви, не должно быть общения молитвенного.
По 45-му апостольскому правилу «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен»; тому же отлучению по 10-му апостольскому правила подлежит всякий, «кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме»;
по 46-му правилу запрещается принимать жертву от еретиков. Эти правила повторяются и подтверждаются дальнейшими соборными определениями (см.: Антиохийский Собор, пр. 2; Лаодикийский Собор, пр. 6, 33, 37), и они должны лежать в основании практики церковной, и в своей пастырской деятельности пастырь Церкви не должен отступать от этих правил. Очевидно, с этими правилами не согласно возношение церковных молитв за тех, которые стоят вне церковного общения» (1, 693).
Из Апостольских правил:
«Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» (пр. 10).
«Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет; да будет извержен и сам» (пр. 11).
«Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен» (пр. 45),
«Епископа, или пресвитера, приявших крещение, или жертву еретиков - извергати повелеваем. «Кое бо согласие Христови с Велиаром? или кая часть верному с неверным?» (2 Кор. 6, 15) (пр. 46).
«Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения» (пр. 32).
«Не подобает молиться с еретиком, или отщепенцем» (пр.33).
«Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий» (пр. 6).
«Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними» (Лаодикийский Собор, пр. 37).
«Аще кто из клира, или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного» (Правила святых апостолов, 66).
«История не знает, а мысль отказывается предполагать возможность совместного сослужения православных священников со священниками латинскими, старокатолическими, или же армянскими, потому что в нашем сознании живы прещения 45-го апостольского правила, которое предусматривает строгие санкции для молящихся совместно с еретиками и отлучение для тех, которые принимают священнодействия (требо-исправления), совершаемые их клириками.
С другой стороны, согласно древним правилам Церкви, никто не перестает быть еретиком, если, признавая и исповедуя Таинства Православной Церкви, продолжает быть отделенным от нее по вопросам веры и жизнепонимания. Поэтому общение с инославными в Таинствах находится в противоречии с нашими традициями, ибо, по учению Святых Отцов, отпадение от Церкви влечет за собой прекращение благодатных даров Святого Духа вследствие утраты преемственности (1-е пр. св. Василия Великого). И для того, чтобы не быть участниками в их заблуждениях относительно веры и избежать осуждения вместе с ними, святый Иоанн Дамаскин поучает всячески остерегаться евхаристического общения с ними..."
Когда в 336 году еретик Арий обманом добился того, чтобы быть принятым в церковное общение, и готовился идти в храм, святый Александр, Патриарх Константинопольский, всю ночь молился в алтаре перед престолом о том, чтобы он сам или ересиарх Арий были взяты из мира, так как епископ не хотел быть свидетелем такого святотатства, как приятие еретика в общение с Церковью. И Промысл Божий явил над Арием справедливый суд Свой, в день торжества послав ему нежданную кончину
(см. «Жития святых» 30 августа).