на главную

Святочные гадания: «У кого карты вынут, бить кнутом»

Святки – время между Рождеством и Крещением, – по смыслу Церковного устава должны быть посвящены молитве и литургии, сорадованию родившемуся Христу и ожиданию Его Богоявления. В эти дни в храмах не совершаются браки – именно потому, что верующий человек каждый день должен быть на богослужении. К сожалению, в дореволюционной России в нецерковной среде Святки стали временем разгула, пьянства, обжорства и гадания. Помните у Пушкина в «Онегине»:

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.

Поэт уловил здесь главное – лживость гаданий. Почему же нельзя гадать? Вопрос детский и смешной для верующего человека, но, увы, актуальный для полуверующего и неверующего. Если человек вместо того, чтобы идти параллельно с Промыслом Божиим, стремится приподнять завесу над будущим, тогда он получает исковерканную, изуродованную судьбу. Гадатели и вопрошатели достойны восьмого круга Дантова ада – отделения «насильников над Божеством».

Это люди, которые хотят вырвать у Бога Его тайны, украсть у Него некое тайное знание. Они вновь повторяют грех Адама и Евы и внемлют коварному шепоту змия: «И будете, как боги, познающие добро и зло» (Быт.3:5). Но, естественно, Бог ничего им не открывает, несмотря на все их потуги. Ведь «нечестивые не узрят славы Божией».

Тогда встает вопрос – от кого у гадателей знание, если не от Бога? Ответ понятен: от дьявола. Гадатели внемлют духам-обольстителям, духам злобы поднебесной, в конечном счете – их хозяину, Отцу лжи, всё наслаждение которого – обмануть и погубить. Неслучайно многие Отцы Церкви истолковывали известное место в Библии (Быт. 6:1) о союзе «сынов божиих» с «дочерьми человеческими» в контексте духовной связи женщин-гадальщиц и демонов, научивших их гаданию и колдовству. Поэтому понятной становится жесткая, но оправданная ветхозаветная норма: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх.22:18). Потому что их профессия – ложь и общение с демонами.

Показательна судьба израильского царя Саула, который обратился к Аэндорской гадалке. Под видом Самуила она вызвала демона, который, по видимости, верно предсказал судьбу Саула и его войска, но тем самым деморализовал их и сделал все для того, чтобы сбылось его зловещее и губительное пророчество.

Не только по сути, но и по форме гадания несут в себе антихристианские смыслы. Возьмем, к примеру, карты, как распространенный инструмент гадания. Из всех трех гипотез их возникновения (китайская, египетская и европейская) наиболее убедительно выглядит европейско-оккультная, согласно которой карты появились в Европе во второй половине XIV века и связаны с еврейской каббалистической средой. В этом случае все становится на место.

Неслучайно масть «крести» называется также словом «треф», при этом в иудейской традиции трефной пищей называется пища нечистая. Соответственно, масть «крести», кощунственно символизирующая Крест Господень, обозначается словом, свидетельствующим об иудейском гнушении Крестом.

Пики символизируют копье, пронзившее ребро Христово (Ин.19:34), на что намекает и само название «пика», то есть копье.

«Черви» подразумевают евангельскую губку на трости: «один из воинов, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф.27:48). Другое толкование также связано со Страстями – это пронзенное сердце Христово.

Наконец, «бубны» символизируют гвозди, которыми был распят Христос. Казалось бы, что общего у ромбовидных «бубнов» с гвоздями? Ответ понятен для тех, кто видел шляпки старых дореволюционных гвоздей: они квадратные, а не круглые, как современные. Такими были и средневековые гвозди.

Иудейский след присутствует и в название «козырь», что является искаженным словом «кошер», которым обозначается «чистая», ритуально приемлемая для иудеев пища.

Обратимся к названиям карт. Самой значимой картой является джокер (буквально «шут»). Но в итальянской версии он называется «дьявол» и первоначально на своем жезле он нес… человеческую голову. Слово «туз» – польского происхождения, от нижненемецкого «чорт». Показательно, что на карте туза в XVI веке часто рисовали… свинью – животное, мягко говоря, не кошерное с иудейской точки зрения.

Не исключено, что «дама» – это кощунственное изображение Мадонны, фактом остается и то, что часто в качестве дам рисовали библейских героинь: Рахиль, Юдифь и так далее.

Наконец, среди «королей» часто изображались Давид и Соломон. По контрасту среди «валетов» (слово «валет» означает буквально «слуга, холоп») изображался рыцарь Ла Гир по прозвищу «сатана». Думаю, для читателя достаточно информации, чтобы понять: игральные карты неразрывно связаны с оккультизмом и всякой бесовщиной.

Неслучайно вскоре карты стали подвергаться запретам и преследованию в силу их явной связи с кощунством и нечистой силой. Из русских законодательных памятников о картах впервые упоминает «Уложение» 1649 года, которое предписывает с игроками в карты поступать, «как писано о татях» (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки.

Указом 1696 года введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты, «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717 году игра в карты воспрещается под угрозой денежного штрафа. В 1733 году для рецидивистов определена тюрьма или батоги.

К сожалению, при Екатерине ΙΙ карты практически прижились в России. С соответственными последствиями – безчисленными низостями помещиков по отношению к крепостным (проигрыши в карты живых людей и целых семей), разорениями и самоубийствами. Поэтому, дорогие читатели, если вам предложат погадать в карты, остановитесь и подумайте: с кем вы – со Христом или с сатаной.

Диакон Владимир Василик

Источник: http://www.pravoslavie.ru/58806.html




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |