на главную

Слово на Обрезание Господне: «Отсекай свой грех!»

14 января православные отмечают один из великих праздников — Обрезание Господне. Каково его происхождение и в чем смысл? На эти вопросы отвечает известный духовный писатель, игумен Никон (Воробьев) (1894-1963). Проповедь его, сказанная в 1963г., приводится в сокращении.

«По закону Моисееву, всякий, кто хотел быть членом Богом избранного народа Израильского, должен был подвергнуться особой кровавой операции. В Ветхом Завете это распространялось на все лица мужского пола. На 8-й день после рождения младенца совершалось так называемое обрезание, и знак его оставался на всю жизнь как напоминание, что этот человек — израильтянин.

Однако многое из того, что происходило в Ветхом Завете, указывало на события, которые должны были совершиться в Новом Завете, после пришествия Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа. Так и обрезание телесное служило знаком духовного обрезания. В чем же оно состоит? В том, чтобы отсечь, отвергнуть грех, который глубоко проник в душу и тело каждого человека. Это равносильно тому, как будто человек должен отвергнуть самого себя. Он преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как рак, и лишь тяжелая, болезненная операция может спасти жизнь. Так и грех необходимо оперировать, отрезать от себя, чтобы человек остался духовно здоровым и смог войти в Царствие Божие.

Мы должны ежедневно, ежеминутно совершать над собой эту духовную операцию. Вот, например, сел человек за стол. У него разыгрался аппетит, и хотя он уже давно сыт, но продолжает набивать себе желудок и в конце концов уподобляется животному. Еще хуже обстоит дело с пьянством, с плотскими, блудными ощущениями. Человек должен осознать эти свои болезни и воздерживаться от них.

Но большей частью сам он не может это сделать, ибо давно сделался рабом дьявола, который обязательно присасывается к каждому греху и разжигает человека, касается его нервов, тела и ума, извращает его так, что человек может объесться до такой степени, что потом будет тяжко страдать. Еще пример. Вот пришла в голову мысль — в праздник пойти в гости к соседу. Ясно, что там человек обязательно наговорит лишнего, осудит, пересудит, а то и напьется.

Если даже в этот день он был в церкви и получил несколько благодати, то пойдя по гостям, все растеряет и приобретет бесовское состояние. Поэтому лучше в самом начале отсечь эти греховные помыслы и намерения. В воскресный день старайтесь никуда не ходить, читайте дома Слово Божие, молитесь про себя, поддержите тот духовный настрой, какой вы получили в храме. Помыслов, которые рассеивают наше внимание, может быть множество. Вот мы вышли из храма, помолились как будто, но идем по улице и смотрим: вот идет такой-то, разглядываем, какой у него нос, какое лицо, а то и в чужие окна заглянем. И так, пока дойдем до дома, тысячу грехов сделаем.

А зависть, а ложь, а обман, а тщеславие? Сколько всего плохого прицепилось к человеку и сделалось как бы его частью! И лишь с большой болью, с большим трудом, с молитвой «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй, помоги мне» можно это отсечь от себя. Вот почему Евангелие часто говорит: Царствие Божие силою, усилием, напряжением берется. Человек все время, от юности до смерти, должен находиться во внимании и не давать воли ни глазам, ни ушам, ни особенно языку, никаким влечениям, не позволять себе никаких мечтаний, а все дурное отвергать.

Чтобы помочь человеку выкинуть из себя всякую мерзость, Господь посылает помощь в виде невольной скорби. Например, не может человек побороть чревоугодие, пьянство или блудодеяние, — Господь посылает болезнь. Гордится, тщеславится — Господь унизит его пред всеми так, что в глазах людей он сделается последним человеком. Если христианин крепко привязан ко всему земному и все силы, все желания и мечты направляет к тому, как бы любыми средствами приобрести земное благополучие (правдою или неправдою, воровством или обманом), то Господь возьмет и отнимет всё, что он имеет.

Так к нашим трудам в нашей борьбе с грехом посылает Господь нам еще и невольные скорби, как помощь в этой борьбе. Из этой постоянной борьбы с грехом и невольных скорбей и складывается крест для каждого христианина. Если христианин действительно понимает свое назначение и значение скорбей, то он безропотно понесет свой крест. А если не понимает, начинает роптать и судить Самого Господа («За что мне такие болезни? Разве я хуже других?»), то останется вне Царствия Божия.

В Евангелии, вы видите, Господь постоянно говорит о том, чтобы мы бодрствовали, следили за собой, несли свой крест борьбы с грехом и терпения скорбей. Если Сам Господь ради нас был распят на кресте и за нас пострадал, то и мы, христиане, должны же свой маленький крест понести для очищения себя, чтобы сделаться достойными войти в общение с Господом, сделаться истинными детьми Божиими. Но для этого нужно много потрудиться, нужно возлюбить Господа, благодарить и умолять Его, чтобы Он помог нам провести жизнь по-христиански, по-христиански умереть и унаследовать Царствие Божие, где все просветятся как солнце, неизреченной радостью Божественного Света.

Игумен Никон (Воробьев) «О началах жизни». Изд. Московской Патриархии. М., 2014




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |