Отношение детей к родителям — один из самых больных вопросов нашей современности. В редкой семье нынче царят мир и взаимопонимание, а большинство родителей терпит от подрастающих детей злые атаки лжи, сквернословия, воровства, раздраженной грубости и даже физического насилия. Обратимся к премудрости Священного Писания — что говорит оно по этому поводу?
САМ ГОСПОДЬ БЫЛ ПОСЛУШЕН РОДИТЕЛЯМ
Обязанность сыновнего почтения к родителям выражена в Библии ясно и решительно, и она остается все тою же от древних времен до настоящих пор. Пятая заповедь закона Моисеева гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. XX, 12). «Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись, ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями... Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою… Сын! прими отца твоего в ста_ рости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей… Оставляющий отца — то же, что богохульник, и про клят от Господа раздражающий мать свою» (Сир. III, 1-16).
Господь Сам свято исполнял в жизни пятую заповедь. Самое первое чудо Он сотворил по просьбе Пречистой Матери Своей в Кане Галилейской, превратив воду в вино. О детских годах Спасителя мало сведений, но евангелист Лука дает одно ценное замечание, что Он (Бог!) был послушным ребенком и находился в повиновении у родителей (Лк. II, 51).
В минуты последней агонии, вися на Кресте, когда призрак смерти витал над Его главою, Он с любовию остановил взор на Матери Своей, плачущей у подножия, и, забывая о собственных невыносимых страданиях, проявил нежную сыновнюю заботу о Ее будущем: «говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. XIX, 26-27).
ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ — СМЕРТЬ
У древних евреев заповедь о почитании родителей соблюдалась очень строго, как и все заповеди Моисеева закона. За побои и оскорбления родителей присуждали к смертной казни (Лев. XX, 9). Виновного выводили за пределы города и побивали камнями, причем в этом участвовала вся община села, и ответственность лежала на всех. Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, это делалось с той целью, чтобы каждый участник казни, глядя впоследствии на свою правую руку, бросившую камень, вспоминал о собственных обязанностях к родителям.
«ПРЕСТОЛ ДЛЯ МАТЕРИ ЦАРЯ»
Библейская история дает множество трогательных примеров глубокой любви к родителям. Вот Иосиф, сын Иакова. В Египте при дворе фараона он достиг высших степеней, стал богат и могуществен. Но когда он узнал, что его престарелый отец, простой пастух по занятию, едет к нему и находится уже близко, он, горя нетерпением скорее увидеть отца, забывает все: и пышный двор, и высокий сан, и свою громадную власть. «Он запряг колесницу… и выехал навстречу… отцу своему… и увидев…, пал на шею его, и долго плакал на шее его» (Быт. XLVI, 29).
Вот отношение к матери блестящего царя Соломона, слава о богатстве и мудрости которого гремела далеко на Востоке. «Вошла Вирсавия к царю Соломону…Царь встал перед нею, поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его» (3 Цар. II, 19).
ПО ЗАКОНУ СЫНОВНЕЙ ЛЮБВИ
Из множества примеров жизни святых возьмем лишь два. Святитель Григорий Богослов, в молодости один из лучших учеников Афинской школы, имел все шансы на блестящую карьеру. Жизнь улыбалась ему, маня славой и богатством. Он отказался от всего и поселился в бедном городке Назианзе, ибо там жили его родители, нуждавшиеся в помощи. Заветной мечтой Григория было монашество и жизнь в пустыне. В школьные годы он часто беседовал об этом со своим другом — будущим святителем Василием Великим. Но ради престарелых родителей Григорий отказался от высокой мечты. Когда Василий напомнил ему об этих планах, он ответил ему письмом: «Я должен нарушить данное обещание, но то не моя вина, ибо долг дружбы должен уступить закону сыновней любви».
Преподобный Сергий Радонежский тоже с юности стремился к монашеству, но ради отца и матери откладывал эти планы. Родители просили: «Не оставляй нас! Закрой нам глаза, а там поступай по желанию сердца своего, как Господь укажет тебе!» И покорный сын свято исполнил их просьбу.
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНА ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ?
Во-первых, семья — это лучшая школа послушания. Ничего не может быть проще и естественнее, чем научиться подчинению в семейной обстановке. Если даже родители строги, требовательны или суровы, то и это чувство тяжести принуждения смягчается родительской любовью и заботой. Родителям подчиняться легче, чем чужому человеку, потому что мы всем им обязаны. И знаем, что их требования всегда преследуют нашу пользу.
Может, вы спросите, зачем вообще учиться послушанию? Разве необходимо оно для счастья человека? О да! Если взять просто житейские отношения, то и они представляют непрерывную цепь подчиненности в разной форме. Учитель, хозяин, начальник, власть, закон, государство — везде требуется послушание. Вся жизнь построена на этом. Вот почему людям, не привыкшим к дисциплине в семье, так трудно живется: жизнь или сурово ломает их, или выбрасывает вон, как негодный мусор. Но гораздо важнее то, что христианская жизнь должна быть сплошным послушанием Богу. Мы все призваны к этой работе, и каждому отведена своя роль там, где поставил его Господь.
Конечно, мы свободны и можем отказаться от этой работы, но тогда неизбежно наделаем массу ошибок, которые могут привести к пропасти. Поэтому чем полнее послушание Богу, тем легче жизнь христианина по внутреннему ощущению, хотя бы внешне она была полна неудач и бедствий. И если мы в детстве не пройдем с покорностью уроки послушания и любви к родителям, Господу ничего не останется, как подвергнуть нас более трудным испытаниям в жизни.
«НЕ ДАВАЙ ВОЛИ В ЮНОСТИ»
Строгость полезна еще и в другом отношении — как первая подготовка к борьбе с самоугождением, с похотью и страстями. Чтобы вести эту борьбу и владеть собою, необходимо духовное бодрствование — постоянное напряжение духа. На первых порах напряжение достигается лучше всего, когда вблизи чувствуется чей-нибудь строгий авторитет. Родительская строгость, поддерживая это напряженное внимание духа, мало-помалу создает к нему навык, и это чувство остается потом на всю жизнь, а впоследствии легко переходит в чувство Всевидящего ока Божия.
Недаром премудрый сын Сирахов поучает: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им… Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его…» (Сир. XXX, 1, 11).
ШКОЛА ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ
Отношение к родителям в духе пятой заповеди представляет собой лучшую школу любви к ближним. Любить ближнего отвлеченно сравнительно нетрудно, но любить его как реальность жизни, часто грязного и непривлекательного, неизмеримо труднее. Но именно такая любовь требуется от христианина. Сердце учится любить, постепенно расширяя круг любимых: сначала это родители, братья и сестры, потом родственники, друзья, знакомые, сограждане и венец всего — любовь к человечеству. Тот, кто не умеет любить своих ближних, вряд ли научится любить всех. Непочтение детей к родителям — страшная неблагодарность с их стороны.
Подумайте, сколько терпит мать для своих детей! Сначала муки рождения, потом постоянный круг забот и тревог. А если дорогое дитя попало на скользкий путь и нет сил спасти его, сколько тогда горя и слез! Кто поймет эту голгофу матери?! С точки зрения общественной пользы правильные отношения детей к родителям также необходимы. Семью недаром называют основой общества. Там, где эти отношения нравственно портятся, семья начинает разлагаться, и вместе с тем начинает гнить общество, теряя прочность внутренних связей.
Наконец, родители являются орудиями Творца для продолжения рода человеческого. Их молитва и благословение имеют великую силу в очах Божиих, будто Сам Господь признает за ними особые права над детьми. Сколько раз молитва матери спасала детей от гибели, особенно нравственной! Припомним Монику, мать блаженного Августина, годами молившую о вразумлении своего заблудшего сына и наконец выплакавшую его спасение. Его так и стали называть потом — «сын слез»...
«БЛАГОСЛОВИ МЕНЯ, МАТУШКА!»
Существует старый рассказ о силе даже невольного материнского благословения. У одного кроткого мальчика была сварливая мать. Она не любила его, часто била и бранила. Но он не жаловался, оставался послушным, только тихо плакал в углу. Когда подрос, жизнь стала совсем невыносимой, он чувствовал себя лишним в родном доме. И решил идти куда-нибудь на сторону искать работу. Прощаясь, сказал:
— Благослови меня, матушка!
Злая женщина не смягчилась даже в эту минуту: схватила из-под печки полено и бросила ему:
— Вот тебе мое благословение!
Мальчик низко поклонился, поднял полено, бережно завернул в кафтан:
— Спасибо, родимая. Прощай!
Он выстрогал из полена дощечку, отдал в иконописную мастерскую, где на ней написали образ Спасителя. С этим образом он никогда не расставался: это было все, что он получил от матери. И Господь, видимо, благословил его за терпение и почтение. Что бы он ни начинал, успех неизменно сопутствовал ему. Его очень полюбил новый хозяин, бездетный вдовец, к которому он поступил в контору. От души заботился он о мальчике. А когда тот вырос и освоился с работой, сделал его своим пайщиком и, умирая, назначил наследником значительного состояния...
ПОМНИ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ
Давая родителям власть над детьми, Господь напоминает и обязанности к ним детей. По православному учению они таковы:
- почтительность к родителям,
- повиновение им,
- питание в старости или когда они уже не способны к труду,
- молитва о родителях постоянная в течение всей жизни,
- поминовение после смерти.
Почтительность к родителям обыкновенно вознаграждается через ваших же детей: «Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан» (Сир. III, 5). И наоборот, неуважение к родителям и на детей навлекает те же последствия.
ЖЕСТОКИЙ ОБЫЧАЙ
У одного африканского племени дикарей существует жестокий обычай: стариков, по дряхлости не способных ходить на охоту и добывать пропитание, они отвозят в чащу леса и бросают умирать от голода или от хищных зверей. Однажды Самбо, молодой здоровый негр, взял своего старика-отца, положил его на большой лубок и поволок в лес. За ним бежал маленький сын. Когда дошли до глубокого оврага, негр хладнокровно опустил отца на лубке на самое дно, повернулся и пошел домой. Сынишка остался в нерешительности на краю оврага: — Отец! Стой! — Чего тебе? — Подожди, я достану лубок… — Брось! Зачем? — Но ведь ты тоже состаришься? — О да! — На чем же я повезу тебя?! Самбо постоял в задумчивости, поскреб свою курчавую голову. Потом слез в овраг, положил отца на лубок, привязал покрепче, чтобы не сполз, и поволок обратно домой…
Свт. Василий, епископ Кинешемский. «Беседы на Евангелие от Марка». М., «Отчий дом», 2007
САМ ГОСПОДЬ БЫЛ ПОСЛУШЕН РОДИТЕЛЯМ
Обязанность сыновнего почтения к родителям выражена в Библии ясно и решительно, и она остается все тою же от древних времен до настоящих пор. Пятая заповедь закона Моисеева гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. XX, 12). «Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись, ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями... Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою… Сын! прими отца твоего в ста_ рости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей… Оставляющий отца — то же, что богохульник, и про клят от Господа раздражающий мать свою» (Сир. III, 1-16).
Господь Сам свято исполнял в жизни пятую заповедь. Самое первое чудо Он сотворил по просьбе Пречистой Матери Своей в Кане Галилейской, превратив воду в вино. О детских годах Спасителя мало сведений, но евангелист Лука дает одно ценное замечание, что Он (Бог!) был послушным ребенком и находился в повиновении у родителей (Лк. II, 51).
В минуты последней агонии, вися на Кресте, когда призрак смерти витал над Его главою, Он с любовию остановил взор на Матери Своей, плачущей у подножия, и, забывая о собственных невыносимых страданиях, проявил нежную сыновнюю заботу о Ее будущем: «говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. XIX, 26-27).
ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ — СМЕРТЬ
У древних евреев заповедь о почитании родителей соблюдалась очень строго, как и все заповеди Моисеева закона. За побои и оскорбления родителей присуждали к смертной казни (Лев. XX, 9). Виновного выводили за пределы города и побивали камнями, причем в этом участвовала вся община села, и ответственность лежала на всех. Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, это делалось с той целью, чтобы каждый участник казни, глядя впоследствии на свою правую руку, бросившую камень, вспоминал о собственных обязанностях к родителям.
«ПРЕСТОЛ ДЛЯ МАТЕРИ ЦАРЯ»
Библейская история дает множество трогательных примеров глубокой любви к родителям. Вот Иосиф, сын Иакова. В Египте при дворе фараона он достиг высших степеней, стал богат и могуществен. Но когда он узнал, что его престарелый отец, простой пастух по занятию, едет к нему и находится уже близко, он, горя нетерпением скорее увидеть отца, забывает все: и пышный двор, и высокий сан, и свою громадную власть. «Он запряг колесницу… и выехал навстречу… отцу своему… и увидев…, пал на шею его, и долго плакал на шее его» (Быт. XLVI, 29).
Вот отношение к матери блестящего царя Соломона, слава о богатстве и мудрости которого гремела далеко на Востоке. «Вошла Вирсавия к царю Соломону…Царь встал перед нею, поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его» (3 Цар. II, 19).
ПО ЗАКОНУ СЫНОВНЕЙ ЛЮБВИ
Из множества примеров жизни святых возьмем лишь два. Святитель Григорий Богослов, в молодости один из лучших учеников Афинской школы, имел все шансы на блестящую карьеру. Жизнь улыбалась ему, маня славой и богатством. Он отказался от всего и поселился в бедном городке Назианзе, ибо там жили его родители, нуждавшиеся в помощи. Заветной мечтой Григория было монашество и жизнь в пустыне. В школьные годы он часто беседовал об этом со своим другом — будущим святителем Василием Великим. Но ради престарелых родителей Григорий отказался от высокой мечты. Когда Василий напомнил ему об этих планах, он ответил ему письмом: «Я должен нарушить данное обещание, но то не моя вина, ибо долг дружбы должен уступить закону сыновней любви».
Преподобный Сергий Радонежский тоже с юности стремился к монашеству, но ради отца и матери откладывал эти планы. Родители просили: «Не оставляй нас! Закрой нам глаза, а там поступай по желанию сердца своего, как Господь укажет тебе!» И покорный сын свято исполнил их просьбу.
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНА ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ?
Во-первых, семья — это лучшая школа послушания. Ничего не может быть проще и естественнее, чем научиться подчинению в семейной обстановке. Если даже родители строги, требовательны или суровы, то и это чувство тяжести принуждения смягчается родительской любовью и заботой. Родителям подчиняться легче, чем чужому человеку, потому что мы всем им обязаны. И знаем, что их требования всегда преследуют нашу пользу.
Может, вы спросите, зачем вообще учиться послушанию? Разве необходимо оно для счастья человека? О да! Если взять просто житейские отношения, то и они представляют непрерывную цепь подчиненности в разной форме. Учитель, хозяин, начальник, власть, закон, государство — везде требуется послушание. Вся жизнь построена на этом. Вот почему людям, не привыкшим к дисциплине в семье, так трудно живется: жизнь или сурово ломает их, или выбрасывает вон, как негодный мусор. Но гораздо важнее то, что христианская жизнь должна быть сплошным послушанием Богу. Мы все призваны к этой работе, и каждому отведена своя роль там, где поставил его Господь.
Конечно, мы свободны и можем отказаться от этой работы, но тогда неизбежно наделаем массу ошибок, которые могут привести к пропасти. Поэтому чем полнее послушание Богу, тем легче жизнь христианина по внутреннему ощущению, хотя бы внешне она была полна неудач и бедствий. И если мы в детстве не пройдем с покорностью уроки послушания и любви к родителям, Господу ничего не останется, как подвергнуть нас более трудным испытаниям в жизни.
«НЕ ДАВАЙ ВОЛИ В ЮНОСТИ»
Строгость полезна еще и в другом отношении — как первая подготовка к борьбе с самоугождением, с похотью и страстями. Чтобы вести эту борьбу и владеть собою, необходимо духовное бодрствование — постоянное напряжение духа. На первых порах напряжение достигается лучше всего, когда вблизи чувствуется чей-нибудь строгий авторитет. Родительская строгость, поддерживая это напряженное внимание духа, мало-помалу создает к нему навык, и это чувство остается потом на всю жизнь, а впоследствии легко переходит в чувство Всевидящего ока Божия.
Недаром премудрый сын Сирахов поучает: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им… Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его…» (Сир. XXX, 1, 11).
ШКОЛА ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ
Отношение к родителям в духе пятой заповеди представляет собой лучшую школу любви к ближним. Любить ближнего отвлеченно сравнительно нетрудно, но любить его как реальность жизни, часто грязного и непривлекательного, неизмеримо труднее. Но именно такая любовь требуется от христианина. Сердце учится любить, постепенно расширяя круг любимых: сначала это родители, братья и сестры, потом родственники, друзья, знакомые, сограждане и венец всего — любовь к человечеству. Тот, кто не умеет любить своих ближних, вряд ли научится любить всех. Непочтение детей к родителям — страшная неблагодарность с их стороны.
Подумайте, сколько терпит мать для своих детей! Сначала муки рождения, потом постоянный круг забот и тревог. А если дорогое дитя попало на скользкий путь и нет сил спасти его, сколько тогда горя и слез! Кто поймет эту голгофу матери?! С точки зрения общественной пользы правильные отношения детей к родителям также необходимы. Семью недаром называют основой общества. Там, где эти отношения нравственно портятся, семья начинает разлагаться, и вместе с тем начинает гнить общество, теряя прочность внутренних связей.
Наконец, родители являются орудиями Творца для продолжения рода человеческого. Их молитва и благословение имеют великую силу в очах Божиих, будто Сам Господь признает за ними особые права над детьми. Сколько раз молитва матери спасала детей от гибели, особенно нравственной! Припомним Монику, мать блаженного Августина, годами молившую о вразумлении своего заблудшего сына и наконец выплакавшую его спасение. Его так и стали называть потом — «сын слез»...
«БЛАГОСЛОВИ МЕНЯ, МАТУШКА!»
Существует старый рассказ о силе даже невольного материнского благословения. У одного кроткого мальчика была сварливая мать. Она не любила его, часто била и бранила. Но он не жаловался, оставался послушным, только тихо плакал в углу. Когда подрос, жизнь стала совсем невыносимой, он чувствовал себя лишним в родном доме. И решил идти куда-нибудь на сторону искать работу. Прощаясь, сказал:
— Благослови меня, матушка!
Злая женщина не смягчилась даже в эту минуту: схватила из-под печки полено и бросила ему:
— Вот тебе мое благословение!
Мальчик низко поклонился, поднял полено, бережно завернул в кафтан:
— Спасибо, родимая. Прощай!
Он выстрогал из полена дощечку, отдал в иконописную мастерскую, где на ней написали образ Спасителя. С этим образом он никогда не расставался: это было все, что он получил от матери. И Господь, видимо, благословил его за терпение и почтение. Что бы он ни начинал, успех неизменно сопутствовал ему. Его очень полюбил новый хозяин, бездетный вдовец, к которому он поступил в контору. От души заботился он о мальчике. А когда тот вырос и освоился с работой, сделал его своим пайщиком и, умирая, назначил наследником значительного состояния...
ПОМНИ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ
Давая родителям власть над детьми, Господь напоминает и обязанности к ним детей. По православному учению они таковы:
- почтительность к родителям,
- повиновение им,
- питание в старости или когда они уже не способны к труду,
- молитва о родителях постоянная в течение всей жизни,
- поминовение после смерти.
Почтительность к родителям обыкновенно вознаграждается через ваших же детей: «Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан» (Сир. III, 5). И наоборот, неуважение к родителям и на детей навлекает те же последствия.
ЖЕСТОКИЙ ОБЫЧАЙ
У одного африканского племени дикарей существует жестокий обычай: стариков, по дряхлости не способных ходить на охоту и добывать пропитание, они отвозят в чащу леса и бросают умирать от голода или от хищных зверей. Однажды Самбо, молодой здоровый негр, взял своего старика-отца, положил его на большой лубок и поволок в лес. За ним бежал маленький сын. Когда дошли до глубокого оврага, негр хладнокровно опустил отца на лубке на самое дно, повернулся и пошел домой. Сынишка остался в нерешительности на краю оврага: — Отец! Стой! — Чего тебе? — Подожди, я достану лубок… — Брось! Зачем? — Но ведь ты тоже состаришься? — О да! — На чем же я повезу тебя?! Самбо постоял в задумчивости, поскреб свою курчавую голову. Потом слез в овраг, положил отца на лубок, привязал покрепче, чтобы не сполз, и поволок обратно домой…
Свт. Василий, епископ Кинешемский. «Беседы на Евангелие от Марка». М., «Отчий дом», 2007