на главную

Заповедь Божия - "почитай отца своего"

Отношение детей к родителям — один из самых больных вопросов нашей современности. В редкой семье нынче царят мир и взаимопонимание, а большинство родителей терпит от подрастающих детей злые атаки лжи, сквернословия, воровства, раздраженной грубости и даже физического насилия. Обратимся к премудрости Священного Писания — что говорит оно по этому поводу?

САМ ГОСПОДЬ БЫЛ ПОСЛУШЕН РОДИТЕЛЯМ
Обязанность сыновнего почтения к родителям выражена в Библии ясно и решительно, и она остается все тою же от древних времен до настоящих пор. Пятая заповедь закона Моисеева гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. XX, 12). «Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись, ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями... Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою… Сын! прими отца твоего в ста_ рости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей… Оставляющий отца — то же, что богохульник, и про клят от Господа раздражающий мать свою» (Сир. III, 1-16).

Господь Сам свято исполнял в жизни пятую заповедь. Самое первое чудо Он сотворил по просьбе Пречистой Матери Своей в Кане Галилейской, превратив воду в вино. О детских годах Спасителя мало сведений, но евангелист Лука дает одно ценное замечание, что Он (Бог!) был послушным ребенком и находился в повиновении у родителей (Лк. II, 51).

В минуты последней агонии, вися на Кресте, когда призрак смерти витал над Его главою, Он с любовию остановил взор на Матери Своей, плачущей у подножия, и, забывая о собственных невыносимых страданиях, проявил нежную сыновнюю заботу о Ее будущем: «говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. XIX, 26-27).

ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ — СМЕРТЬ
У древних евреев заповедь о почитании родителей соблюдалась очень строго, как и все заповеди Моисеева закона. За побои и оскорбления родителей присуждали к смертной казни (Лев. XX, 9). Виновного выводили за пределы города и побивали камнями, причем в этом участвовала вся община села, и ответственность лежала на всех. Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, это делалось с той целью, чтобы каждый участник казни, глядя впоследствии на свою правую руку, бросившую камень, вспоминал о собственных обязанностях к родителям.

«ПРЕСТОЛ ДЛЯ МАТЕРИ ЦАРЯ»
Библейская история дает множество трогательных примеров глубокой любви к родителям. Вот Иосиф, сын Иакова. В Египте при дворе фараона он достиг высших степеней, стал богат и могуществен. Но когда он узнал, что его престарелый отец, простой пастух по занятию, едет к нему и находится уже близко, он, горя нетерпением скорее увидеть отца, забывает все: и пышный двор, и высокий сан, и свою громадную власть. «Он запряг колесницу… и выехал навстречу… отцу своему… и увидев…, пал на шею его, и долго плакал на шее его» (Быт. XLVI, 29).

Вот отношение к матери блестящего царя Соломона, слава о богатстве и мудрости которого гремела далеко на Востоке. «Вошла Вирсавия к царю Соломону…Царь встал перед нею, поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его» (3 Цар. II, 19).

ПО ЗАКОНУ СЫНОВНЕЙ ЛЮБВИ
Из множества примеров жизни святых возьмем лишь два. Святитель Григорий Богослов, в молодости один из лучших учеников Афинской школы, имел все шансы на блестящую карьеру. Жизнь улыбалась ему, маня славой и богатством. Он отказался от всего и поселился в бедном городке Назианзе, ибо там жили его родители, нуждавшиеся в помощи. Заветной мечтой Григория было монашество и жизнь в пустыне. В школьные годы он часто беседовал об этом со своим другом — будущим святителем Василием Великим. Но ради престарелых родителей Григорий отказался от высокой мечты. Когда Василий напомнил ему об этих планах, он ответил ему письмом: «Я должен нарушить данное обещание, но то не моя вина, ибо долг дружбы должен уступить закону сыновней любви».

Преподобный Сергий Радонежский тоже с юности стремился к монашеству, но ради отца и матери откладывал эти планы. Родители просили: «Не оставляй нас! Закрой нам глаза, а там поступай по желанию сердца своего, как Господь укажет тебе!» И покорный сын свято исполнил их просьбу.

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНА ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ?
Во-первых, семья — это лучшая школа послушания. Ничего не может быть проще и естественнее, чем научиться подчинению в семейной обстановке. Если даже родители строги, требовательны или суровы, то и это чувство тяжести принуждения смягчается родительской любовью и заботой. Родителям подчиняться легче, чем чужому человеку, потому что мы всем им обязаны. И знаем, что их требования всегда преследуют нашу пользу.

Может, вы спросите, зачем вообще учиться послушанию? Разве необходимо оно для счастья человека? О да! Если взять просто житейские отношения, то и они представляют непрерывную цепь подчиненности в разной форме. Учитель, хозяин, начальник, власть, закон, государство — везде требуется послушание. Вся жизнь построена на этом. Вот почему людям, не привыкшим к дисциплине в семье, так трудно живется: жизнь или сурово ломает их, или выбрасывает вон, как негодный мусор. Но гораздо важнее то, что христианская жизнь должна быть сплошным послушанием Богу. Мы все призваны к этой работе, и каждому отведена своя роль там, где поставил его Господь.

Конечно, мы свободны и можем отказаться от этой работы, но тогда неизбежно наделаем массу ошибок, которые могут привести к пропасти. Поэтому чем полнее послушание Богу, тем легче жизнь христианина по внутреннему ощущению, хотя бы внешне она была полна неудач и бедствий. И если мы в детстве не пройдем с покорностью уроки послушания и любви к родителям, Господу ничего не останется, как подвергнуть нас более трудным испытаниям в жизни.

«НЕ ДАВАЙ ВОЛИ В ЮНОСТИ»
Строгость полезна еще и в другом отношении — как первая подготовка к борьбе с самоугождением, с похотью и страстями. Чтобы вести эту борьбу и владеть собою, необходимо духовное бодрствование — постоянное напряжение духа. На первых порах напряжение достигается лучше всего, когда вблизи чувствуется чей-нибудь строгий авторитет. Родительская строгость, поддерживая это напряженное внимание духа, мало-помалу создает к нему навык, и это чувство остается потом на всю жизнь, а впоследствии легко переходит в чувство Всевидящего ока Божия.
Недаром премудрый сын Сирахов поучает: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им… Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его…» (Сир. XXX, 1, 11).

ШКОЛА ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ
Отношение к родителям в духе пятой заповеди представляет собой лучшую школу любви к ближним. Любить ближнего отвлеченно сравнительно нетрудно, но любить его как реальность жизни, часто грязного и непривлекательного, неизмеримо труднее. Но именно такая любовь требуется от христианина. Сердце учится любить, постепенно расширяя круг любимых: сначала это родители, братья и сестры, потом родственники, друзья, знакомые, сограждане и венец всего — любовь к человечеству. Тот, кто не умеет любить своих ближних, вряд ли научится любить всех. Непочтение детей к родителям — страшная неблагодарность с их стороны.

Подумайте, сколько терпит мать для своих детей! Сначала муки рождения, потом постоянный круг забот и тревог. А если дорогое дитя попало на скользкий путь и нет сил спасти его, сколько тогда горя и слез! Кто поймет эту голгофу матери?! С точки зрения общественной пользы правильные отношения детей к родителям также необходимы. Семью недаром называют основой общества. Там, где эти отношения нравственно портятся, семья начинает разлагаться, и вместе с тем начинает гнить общество, теряя прочность внутренних связей.

Наконец, родители являются орудиями Творца для продолжения рода человеческого. Их молитва и благословение имеют великую силу в очах Божиих, будто Сам Господь признает за ними особые права над детьми. Сколько раз молитва матери спасала детей от гибели, особенно нравственной! Припомним Монику, мать блаженного Августина, годами молившую о вразумлении своего заблудшего сына и наконец выплакавшую его спасение. Его так и стали называть потом — «сын слез»...

«БЛАГОСЛОВИ МЕНЯ, МАТУШКА!»
Существует старый рассказ о силе даже невольного материнского благословения. У одного кроткого мальчика была сварливая мать. Она не любила его, часто била и бранила. Но он не жаловался, оставался послушным, только тихо плакал в углу. Когда подрос, жизнь стала совсем невыносимой, он чувствовал себя лишним в родном доме. И решил идти куда-нибудь на сторону искать работу. Прощаясь, сказал:
— Благослови меня, матушка!
Злая женщина не смягчилась даже в эту минуту: схватила из-под печки полено и бросила ему:
— Вот тебе мое благословение!
Мальчик низко поклонился, поднял полено, бережно завернул в кафтан:
— Спасибо, родимая. Прощай!
Он выстрогал из полена дощечку, отдал в иконописную мастерскую, где на ней написали образ Спасителя. С этим образом он никогда не расставался: это было все, что он получил от матери. И Господь, видимо, благословил его за терпение и почтение. Что бы он ни начинал, успех неизменно сопутствовал ему. Его очень полюбил новый хозяин, бездетный вдовец, к которому он поступил в контору. От души заботился он о мальчике. А когда тот вырос и освоился с работой, сделал его своим пайщиком и, умирая, назначил наследником значительного состояния...

ПОМНИ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ
Давая родителям власть над детьми, Господь напоминает и обязанности к ним детей. По православному учению они таковы:
- почтительность к родителям,
- повиновение им,
- питание в старости или когда они уже не способны к труду,
- молитва о родителях постоянная в течение всей жизни,
- поминовение после смерти.

Почтительность к родителям обыкновенно вознаграждается через ваших же детей: «Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан» (Сир. III, 5). И наоборот, неуважение к родителям и на детей навлекает те же последствия.

ЖЕСТОКИЙ ОБЫЧАЙ
У одного африканского племени дикарей существует жестокий обычай: стариков, по дряхлости не способных ходить на охоту и добывать пропитание, они отвозят в чащу леса и бросают умирать от голода или от хищных зверей. Однажды Самбо, молодой здоровый негр, взял своего старика-отца, положил его на большой лубок и поволок в лес. За ним бежал маленький сын. Когда дошли до глубокого оврага, негр хладнокровно опустил отца на лубке на самое дно, повернулся и пошел домой. Сынишка остался в нерешительности на краю оврага: — Отец! Стой! — Чего тебе? — Подожди, я достану лубок… — Брось! Зачем? — Но ведь ты тоже состаришься? — О да! — На чем же я повезу тебя?! Самбо постоял в задумчивости, поскреб свою курчавую голову. Потом слез в овраг, положил отца на лубок, привязал покрепче, чтобы не сполз, и поволок обратно домой…

Свт. Василий, епископ Кинешемский. «Беседы на Евангелие от Марка». М., «Отчий дом», 2007




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |