на главную

Аналитика момента: о кризисе патриотического движения

 В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие 28 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые с риском для жизни боролись за Родину и Православие. В этой борьбе некоторые из них отдали свою жизнь – на первый взгляд тщетно, но с духовной точки зрения, не напрасно, ибо умерли за Бога, грядущего Царя и Отечество.

Многие страдают и сегодня, оставшись в одиночестве, без поддержки соратников. Если брать исторические аналогии, то деятели первой волны нашего патриотического движения похожи на первое ополчение рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, который в 1611г. возглавил восстание против поляков, захвативших Москву. Однако победы он не дождался – пал от рук предателей. Гибель его привела к распаду народного ополчения, и Русские люди пребывали в растерянности, не зная, что дальше делать.

Так и сейчас многие патриоты, столкнувшись с наступлением коварного, злокозненного противника, да еще сами будучи разобщены, впадают в уныние и теряют надежду на возрождение России. Однако поводов для уныния у нас нет. Сужение возможностей внешнего патриотического действия открывает широкое поле для действия внутреннего. Сегодня нам нужно оглянуться назад, оценить причины неудач и определить, что предпринять в будущем, чтобы избежать прежних ошибок. Главная причина неудач, как учит нас Слово Божие, всегда сокрыта в области духа. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, – говорит Господь, – и все это приложится вам. (Мф. 6, 33).

Не произойдет возрождение России без духовного возрождения Русских людей. Основание всему – вера. Без веры угодить Богу невозможно, – говорит святой апостол Павел (Евр. 11, 6). И вера должна быть не просто в себя, в свои силы или светлое будущее, а вера Православная, на крепком фундаменте которой построена тысячелетняя Русская государственность. И при правой вере необходимо и правое действие. Господь говорит: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Пишет святитель Феофан Затворник: «Пока человек живет в нерадении, дотоле он чувствует себя сильным и держится той мысли, что ему стоит только начать, и все в себе он сам переправит» (Псалом сто осмнадцатый, истолкованный святителем Феофаном. М., 1993. С. 31).

Не правда ли, знакомая картина? Наверно, многие православные патриоты увидят в этих словах себя – в начале своей духовной жизни. Всем нам кажется, что стоит только начать, как и горы расступятся, и холмы выровнятся, и жизнь пойдет благочестиво, и победа достанется быстро. «Даже начав дело исправления себя, – продолжает далее свт. Феофан, – человек все еще полагается на свои труды, много приписывает своим усилиям и многого ожидает от них. Уже довольно спустя, когда, добросовестно трудясь, он увидит, что все как-то не спеется, то начинает переходить на предание себя Божию изволению, – и опять-таки не вдруг, а понемногу, ибо все думается ему: на что же мне и силы?» (Там же С. 32).

До этого доходят лишь немногие, наиболее стойкие патриоты. А чаще всего наши братья и сестры, столкнувшись с неудачами в деле исправления себя, совсем оставляют его, сосредотачиваясь на внешней патриотической работе. Она же, не встречая поддержки со стороны нашего больного духа, остается малоуспешной и не приносит ожидаемых плодов. «Наконец, – пишет святитель Феофан, – уже выбившись из сил и не находя желаемого, бросает он свои оружия и остается с одним воплем: имиже веси судьбами, спаси мя!» (Там же).

Вот это правильный образ действий! Далее святитель отвечает возможному совопроснику: «Так, значит, это все свои труды, а благодать-то где же Труды точно свои, но плод производит благодать. Благодать, с минуты обращения и принятия Таинств Крещения или Покаяния, уже присуща человеку; но входит в существо его и проникает силы его не иначе, как вслед за напряжением усилий человека. Когда человек сделает все свое, тогда приходит благодать и совершает то, чего он сделать не в силах. Привить заповедь к сердцу так, чтобы она неисходно там была и заправляла, это уже дело благодати. Сам человек, сколько бы ни трудился, сделать этого не может!» (Свт. Феофан. Указ. соч. С. 53-54).

«Но и без трудов и подвигов в делании заповедей благодать не станет ничего прививать к сердцу, оставляя его таким, как было, со всеми страстными влечениями, хотя человек такой и крещен и принимает другие таинства. Вот где разница христиан, проходящих труженические подвиги, и христиан, не считающих необходимым стеснять себя, хотя и ведущих себя честно! Закон духовной жизни таков: на что нет подвига, того и благодать не даст, хоть и с одним подвигом ни в чем не успеешь». (Там же. С. 54).

…Думается, что наши соратники уже довольно испили из чаши немощи и на тысячах опытов вполне могли осознать свою слабость в патриотической работе. Ибо и невооруженным глазом видно, что в настоящее время наше православно-патриотическое движение пребывает в кризисе. Однако это печальное состояние может стать крепким фундаментом для будущего духовного и государственного возрождения. «Блажен человек, познаваяй свою немощь, занеже сие познание бывает ему основание, и корень, и начало всякия благостыни», – пишет прп. Исаак Сирин (Слово 61//Слова подвижнические). Только не надо опускать руки при виде своего безсилия, а возложить печаль свою на Бога. Глаголет Господь: просите, и дастся вам (Лк. 11, 8).

«Кто… познал, – продолжает прп. Исаак, – что имеет нужду в помощи Божией, тот совершает множество молитв. И в какой мере умножает их, в такой смиряется сердце его. Ибо всякий молящийся и просящий не может не смириться». (Ст. 215. Подвижнические наставления прп. Исаака Сирина//Добротолюбие. Т. 2).

Тогда приходит к человеку Божия благодать и возрождает храм его сердца. Познав же содействие от благодати Божией, человек уже не желает трудиться в одиночку и еще больше умножает моление, призывая Господа в помощь на всякое свое дело. Тогда приходит Господь, и с Ним приходит победа, как и наставлял своих чудо-богатырей наш гениальный Русский началовождь А.В.Суворов: «Молись Богу – от Него победа!»

Сегодня многие наши патриоты увлечены благородной идеей спасения России, но они забывают о своем личном спасении. А это дело куда важнее! Будем крепко помнить слова прп. Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Александр Малинин.
"Православный Крест"




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |