на главную

Мысли современных пастырей о Великом посте

Первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня – с понедельника по четверг – во всех храмах читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Большинство нынешних христиан живут в крупных городах, и это налагает свою печать на их духовную жизнь. Они погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат и не могут принять участие во всех великопостных богослужениях. Послушаем, что говорят современные пастыри о том главном, что должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста.

Протоирей Игорь Шестаков, руководитель молодежного отдела Челябинской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Общественной палаты Челябинской области, руководитель военно-патриотического клуба «Воин»:

– В первые дни поста как-то особенно себя чувствуешь, окрыляешься, забываешь о суете, умиротворяешься, согреваешься сердцем. Я вспоминаю свой первый сумбурный «великопостный опыт», как у всех, кто приходит в Церковь. Именно в первую седмицу ощутил стройность и строгость великопостного богослужения, сам читая на клиросе кафизмы, молясь каждый вечер за чтением Великого покаянного канона, за литургией Преждеосвященных Даров.

Проходив в храм несколько месяцев, я и не подозревал о существовании этих богослужений, но познакомившись с ними, навсегда утвердился во мнении, что это самые торжественные и великолепные службы всего годового круга. Сейчас, уже два десятка лет ьпрослужив алтарю Господню, с нетерпением ожидаю великопостных напевов, канона святого Андрея Критского, трипеснцев и молитвы преподобного Ефрема Сирина. Кто-то скажет: «А что еще священнику делать?» А кто-то возопит: «Нам некогда молится и поститься, нам трудно и малопонятно все это продолжительное чтение и пение, мы живем проблемами сегодняшнего дня, устаем и раздражаемся, и оставьте нас с вашим постом, нам и так есть нечего!»

Что ответить? Может, напомнить народу о том, что он стал «невеждой в законе»? Беда наша в том, что мы не смотрим в самую суть поста как деяния свободной воли и любви к Богу. Мы вообще очень мало говорим о свободе воли, свободе в истине и любви, неоправданно мало! Мы должны почувствовать необходимость поста, должны захотеть поститься в покаянии, смирении и воздержании, не пеняя тем, кто в эти святые дни ведет себя иначе. Тогда вдруг понятными станут слова песнопений и молитв, обращенных к нам. Почувствовать себя человеком духовным можно, ополчаясь и воинствуя против праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Против лености и вялости души. Против дебелости и расслабленности духа.

Это активное действие, и на него решаются только те, кто хочет не по имени, а по делам быть христианином. Тут нам нужно все наше христианское мужество и наша воля. И если это не так, то, значит, мы миримся с нашим порабощением привычками, наклонностями и страстями и не осмеливаемся бросить им вызов. Пост сегодня – это открытый вызов потребленчеству, духовному безразличию и эгоизму. Это брань, борьба, испытание крепости нашей веры, твердости нашего упования, силы нашей любви.

Кто из нас хочет быть борцом и добрым воином Христовым? Входите в эти открытые церковные двери и становитесь среди тех, чей дух бодрствует и радуется живительной Святой Четыредесятнице!

Протоиерей Сергий Вишняков, благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:


– Самое главное для христианина во время поста – провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва – только условия, при которых достигается наша главная цель – очищение души. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо послушать канон преподобного Андрея Критского, который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и разум.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста. Будьте приветливыми, спокойными, кроткими, чтобы от вас не исходило никакого негатива. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность и гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет внутренняя борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) – это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека.

Постом обязательно нужно пристально наблюдать за собой: что говорим, что слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что Великий пост – не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни – так учили Святые Отцы. Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву. С

другой стороны, пост по продолжительности напоминает десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную, на первый взгляд, привязанность: щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом. Ведь по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию. И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение.

В первом томе сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) есть глава под названием «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» – о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин – это не тот, кто обособлен. Если монах, это другое дело, но мы живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога.

У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип. В эту первую неделю подвигов сверх сил брать на себя не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются от истощения?

Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой. И самое главное во время поста – не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, но должны помнить, что мы – чада Отца нашего Небесного.

Портал «Православие.ру»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |