на главную

К 175-летию со дня рождения Императора Александра III – великого Миротворца

Государь Александр III Александрович родился 26 февраля (10 марта) 1845 года в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге. Он прожил короткую жизнь, всего 49 лет, но след в истории оставил о себе очень яркий. 26 февраля 1897 года, спустя три года после его внезапной кончины, протоиерей Петр Смирнов произнес вот такую речь в торжественном собрании Общества ревнителей русского исторического просвещения. Она была всецело посвящена памяти почившего Императора Александра III. Для нас, живущих в 21-м веке, она является образцом верноподданнических чувств, какие должен испытывать православный народ к своему Государю…


…Наше Общество основано в память Императора Александра III. Это день и скорби о почившем Монархе, и благодарения за этот воистину нам дар небес. Жизнь и подвиги почившего Монарха не нуждаются в хвалах. Вся Россия, вся Европа, можно сказать, весь мир воздали ему сердечные дани хвалы и благодарения. Наша забота – по возможности собирать, уяснять и сберегать для потомства все то доброе, что думал, чего хотел, что сделал и завещал нам в Бозе почивший Император. В этом отношении

Общество наше осчастливлено весьма важным открытием, которое проливает обильный свет на все дела царствования Императора Александра III и на самые сокровенные его думы и желания. Государыне Императрице Марии Феодоровне благоугодно было даровать Обществу чрез нашего высокочтимого председателя два извлечения из писем к ней Августейшего супруга, писанных во время последней турецкой войны, когда он был Наследником Престола и командовал Рущукским отрядом.

Вот эти поистине драгоценные слова: «Я уверен, что как ни грустно расставаться на неопределенное время, ты радуешься за меня этому случаю идти в настоящее дело и показать на деле Государю и России мою готовность послужить им не на словах, а на деле…» Другое извлечение еще более замечательно: «Во всем, что делается на земле, есть воля Божия, а Господь, конечно, ведет судьбы народов к лучшему, а не к худшему, если они, конечно, не заслужили полного гнева Его. Поэтому да будет воля Господня над Poccиею, и, что ей следует исполнить и что делать, будет указано Самим Господом Всемогущим. Аминь».

Итак, вот откуда исходило это необыкновенное трудолюбие, при помощи которого в Бозе почивший Государь овладел всеми нитями правления многомиллионным народом, этот своего рода аскетизм на высоком и превознесенном Престоле, с которым он отказывался от всех внешних приманок чести и власти и даже многих из столь обычных жизненных утех, чтобы исполнить свой страшный долг, понести тяжкий крест, возложенный Божественным Промыслом на его рамена, вот где объяснение того единства в мыслях, той строгой последовательности, той глубокой и несокрушимой логики в стремлениях и действиях, которые знаменуют в особенности его царствование, и той благодатной помощи, которая проявлялась ему свыше, даже до чудесного ее обнаружения 17 октября 1888 года, и тех необычайных успехов царствования, каких Господь сподобил его достигнуть!

В Бозе почивший Государь, как всем известно, отличался искренностью, прямотою и правдою, и терпеть не мог хитрости, лукавства и вообще лжи, в каком бы то ни было виде. Эти же слова пишет он самому близкому и любимому человеку. Здесь открывается самое сердце его. Замечательно это слово «аминь» в письме к другу сердца. Вот где мощь несокрушимая! Кто не пожелал бы, чтобы эти непреклонные верования и желания сердца покойного Государя, отпечатлевшиеся на всех делах царствования, сделались преискренним убежищем каждого русского человека?! <…>

Преосвященный Феофан [Затворник] пишет: «Царская власть, имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. <...> Когда же царская власть падет, и народы всюду заведут самоуправства (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно. Некому будет сказать veto властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут» (Толкование на 2-е послание к Солунянам. М., 1883).

Таким охранителем мира и порядка, когда многие в страшных беззакониях и бедствиях нашего смутного времени видели знамения последних времен, явил себя наш незабвенный Монарх. Послушный велениям Вышнего, Царя царствующих и Господа господствующих, он явил в себе образ истинного Царя Самодержавного, образ, в этом неразрывном союзе власти земной и небесной, пленивший народы Запада, у которых или искажена конституциями, или совсем отсутствует идея истинного Монарха. Он воистину Миротворец.

Прежде чем примирить народы, он мудрыми мерами правления, кроткою настойчивостью в проведении их, чистою нравственною жизнью способствовал к умирению гнева Божия, уже разражавшегося над Россиею. Он сказал этому богопротивному духу лжемыслия свое мощное veto, и сила Господня, осенив и укрепив чадо веры и послушания, начала чрез него и совершила чудо обновления народного – показала, что может она сделать при условиях веры и послушания.

Над ним исполнились слова Господни: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся – и честь, и любовь, и величие, и слава – приложатся вам (Мф. 7, 33). Милостью Божиею мы избавлены от гибели, которая казалась неизбежною, и Господь ждет нашего покаяния и исправления. Таково, опять скажу – милостью Божиею, положение наше даже до днесь.

Господь ждет исправления, но как много еще у нас соблазнов и искушений! Как слаба еще у многих вера! Как нужно всем нам истинное просвещение верою! То родное Православие, которое укрепило и возвысило Русь, так многими понимается еще слишком внешне, как будто все дело благочестия состоит только в одних обрядах. Восставленная к жизни и развитию, церковно-приходская школа еще столько имеет врагов, и врагов ожесточенных. Еще так высоко поднимают свои головы и пашковщина, и толстовщина. Протестантство и неметчина завоевывают себе и силу влияния, и места поселения в наших родных житницах, там, откуда пошла земля Русская, какими она питалась и питала другие народы.

Что же: устоим ли мы на том пути, на который поворотил нас Царь Миротворец?... Заповеждь, Боже, силою Твоею: сохраниться и укрепиться ему навсегда. Укрепи, Боже, cиe, еже соделал ecи в нас (Пс. 67, 29). Невозможное от человек возможно у Тебе, Творца и Бога! После Господа Бога, надежда наша – на нашего возлюбленного Монарха, кому теперь дана сила удерживать беззакония, и кто твердо хранит заветы своего родителя, ему в особенности поведанные!

И за сим долг каждого из нас, в своей личной жизни, в своем ближайшем кругу и в сфере возможного влияния, всячески охранять тот путь, какой указан нам Провидением чрез Царя Миротворца, охранять святыню веры и Православия и добрые предания отеческой старины и всячески противодействовать чуждым и гибельным для нас сторонним влияниям. Мы довольно уже наказаны, чтобы возвращаться на недавний ложный и погибельный путь...

Не напрасно Апостол сказал так обще: удерживающее… Власть и правительство прежде всего, а за сим и все мы в ответе за мир, тишину, порядок, благоденствие дорогой нам страны родной... Вот к чему обязывают нас и слово святого Апостола, и драгоценная память Царя Миротворца!

Протоиерей Петр СМИРНОВ. 
Издание Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |