на главную

Факты против лжи. Миф о добровольной сдаче власти

В 2018 году вышла книга Андрея Борисюка «История России, которую приказали забыть. Николай II и его время». Она сразу стала бестселлером, поскольку в ней воссоздается реальная картина событий, происходивших в Царской России. Повествование полностью основано на архивных источниках и документах, в том числе ранее проходивших под грифом «Совершенно секретно». Сегодня, в день скорбной годовщины свержения последнего Русского Царя, перечитаем главу из книги под названием «Миф о добровольной сдаче власти».

«Обвинение в том, что Николай II бросил народ, устранившись от власти, – одно из самых серьезных в адрес Царя. Но в действительности у этого обвинения нет доказательной базы. Сам эпизод отречения окутан тайнами (манифеста об отречении нет, из источников есть только письма, воспоминания, дневники). Но более важно другое: 2 марта 1917 года Николай II даже теоретически не мог бросить власть и народ, так как на тот момент он уже не обладал никакой властью.

• 1 марта 1917 года издается приказ №1 о демократизации власти. Новая власть установила связь с армией.

• К 1 марта 1917 года новой властью уже решаются кадровые вопросы и даже арестованы царские министры: внутренних дел, юстиции, путей сообщения и др.

• 1 марта 1917 года власть Временного правительства, как единственную законную, признали представители Англии и Франции, о чем 1 марта население было проинформировано в газетах. Об этом свидетельствует и обращение послов Англии и Франции в России от 1 марта 1917 года: «Правительства Франции и Англии вступают в деловые отношения с Временным исполнительным Комитетом Государственной думы, выразителем истинной воли народа и единственным законным Временным правительством России».

При этом Николай II уже не мог не только отдавать приказы, но даже распоряжаться собственным поездом. И всё это за день до так называемого отречения! Очевидно, что 1 марта революция уже победила, и новую систему власти признали иностранные государства. От чего, по сути, мог отрекаться Царь через сутки после этого? На тот момент у него уже не было никакой власти. Измена и предательство уже свершились.

Этот исторический контекст в корне меняет возможные оценки. Может возникнуть предположение, что Николай II бездействовал, пока его свергали, но это не соответствует историческим фактам. Он вел себя так же жестко, как и при подавлении восстания 1905 года. Приказы стрелять на поражение были отданы полиции, а затем армии. 27 февраля 1917 года он принимает решение о полноценном штурме бунтующего Петрограда. На город были брошены десятки тысяч солдат с фронта. Государь идет войной на восставший город, несмотря на то, что революцию поддержали его родственники – великие князья.

Царь не убежал за границу, не самоустранился, а боролся. Даже 1 марта он надеялся прорваться в Петроград и нанести восставшим удар. Он шел практически один против всех. Народ всё больше переходил на сторону революции, но царь не сдавался. Из-под контроля вышла полиция, армия, вся репрессивная система, но и это не останавливало его.

2 марта 1917 года он в собственном поезде оказался окружен генералами, требовавшими отречения. Важны и другие подробности происходящего, например, отсутствие законных документов об отречении. Николай II не бросил свой народ, это народ отрекся от царя. 2 марта – лишь финальная черта процесса свержения. Царь был свержен, но не побежден. Он не изменил ни вере, ни народу.

Глубочайший духовный кризис в России принес свои горькие плоды. Слепая зависть западу и вера в демократию, ставшая выше веры в Бога и верности Родине, привели к кровавой смуте, которая последовала после 2 марта 1917 года.

Николай II – одна из самых ярких фигур в истории России. Ему хватило сил и смелости стать последним значимым защитником Империи, невзирая на последствия. Рядом с ним остались верные, но их были единицы. Верным клятве и Родине проявил себя полный Георгиевский кавалер, генерал-адъютант Хан Нахичеванский. Он имел боевые ранения и не раз отличился на полях боев Первой мировой войны.

Когда ему доложили о якобы случившемся «отречении» царя, он обратился с телеграммой к начальнику штаба генералу Алексееву: «До нас дошли сведения о крупных событиях. Прошу Вас не отказать повергнуть к стопам Его Величества безграничную преданность гвардейской кавалерии и готовность умереть за своего обожаемого Монарха». Телеграмму Алексеев не передал, а Хана Нахичеванского разжаловал. Позже он был арестован и, возможно, расстрелян. Могилы его нет.

Героическую верность проявил и другой боевой генерал – граф Келлер, Георгиевский кавалер, герой Первой мировой войны. Он агитировал своих бойцов: «Я получил депешу об отречении Государя и о каком-то там Временном правительстве. Я ваш старый командир, деливший с вами и лишения, и горести, и радости, не верю, чтобы Государь Император в такой момент мог добровольно бросить армию и Россию. Я христианин и думаю, что грешно менять присягу».
+++
Духовно-нравственный кризис как причина успеха революции первичен. В результате, когда начался бунт, приказы царя о подавлении восстания просто не были выполнены, а народ не смог и не захотел сгруппироваться и встать на защиту законной власти. Он мог это сделать хотя бы в какой-то форме – через митинги, крестные ходы, общественные организации, но ничего значимого сделано не было. Веру в Россию заменили мечтания о западном пути развития. Мятежников не остановили ни клятвы, ни здравый смысл. Ведь немыслимо свергать законную власть в условиях войны с внешним врагом, но именно этот шаг был поддержан народом.

На фоне общего кризиса были и исключения. Генерал-майор П.П.Заварзин, посещая Сибирь накануне революции, свидетельствует, что слышал проповедь талантливого священника, который предсказывал смуту и призывал сохранить верность Родине. Но эти призывы не находили понимания. Потеря любви к Родине и идейный кризис, даже если не вели к открытому мятежу, то выражались в пассивности перед лицом его угрозы. «Почти на всех отражался отпечаток уныния, нерешительности, что можно было бы назвать психозом апатии, охватившем русского обывателя и чиновника», — вспоминает генерал Заварзин.

Всё это и дало почву изменникам и предателям, это же дало почву и для работы вражеских спецслужб. Общество, уверенное в своих ценностях, непобедимо. Общество, теряющее эту уверенность, обречено. Народ перестал ценить свою великую Империю и сам себе открыл врата бездны. Именно поэтому у царя не оказалось достаточного количества верных бойцов, чтобы остановить обыкновенное восстание…

А.Борисюк. «История России, которую приказали забыть». М., «Вече», 2018




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |