на главную

«В державный Твой покров прибегающим…»

2/15 марта 1917 года – не только скорбный день крушения самодержавия в России, но и день чудесного явления в Москве Державной иконы Божией Матери. Это последняя (по времени явления) чудотворная икона, включенная в число общерусских чтимых святынь. Какой потрясающий факт и знамение! Какие еще свидетельства нужны? Вот явное знамение тому, что Божия Матерь не оставила Россию даже в те страшные годы крушения государства, веками стоявшего властью царей-самодержцев.

Она всему миру показала, что отныне является Державной Правительницей России и держит судьбу страны в Своих руках. И какая власть будет здесь, на земле, не столь важно. Ибо отныне Россия всецело поступила в удел Ее, Матери Божией. В феврале 1917 года это явно было возвещено всему миру.

Вспомним, что говорит об уделах Божией Матери церковное предание. Апостолы собрались в Иерусалиме и бросили жребий, кому в какой город идти на проповедь. Божия Матерь тоже участвовала в этом событии и была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии. Однако Ангел Господень явился Ей и предрек, что Иверия (Грузия) станет уделом Ее впоследствии, а Ей Промыслом Божиим уготовано служение на Афоне. Это был первый удел Божией Матери. Она – игуменья всех Афонских монастырей.

Второй удел Божией Матери – Иверия (Грузия) или Георгия, как ее называли в древности сами грузины, ибо небесным покровителем и Ангелом страны считали великомученика Георгия. Грузия была просвещена Светом Христовым необычайно быстро и стала оплотом христианской веры на Востоке.

Третий удел Божией Матери – Киев, матерь городов русских. Здесь воздвиг крест святой апостол Андрей Первозванный и пророчески предсказал, что когда-то восстанет в этом крае великая страна и великий народ, который станет оплотом веры и надежды христиан всего мира.

В 1760 году было получено подтверждение Самой Богородицы об избранности Киева. Во время пребывания монахини Александры (Мельгуновой) в Киеве ей было видение Божией Матери, Которая сказала: «Раба Моего Антония вывела Я из Афонского жребия Моего, Святой горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой».

При постройке Киево-Печерского монастыря Сама Пресвятая Богородица предстала преподобным Антонию и Феодосию во Влахернской церкви, куда они были восхищены, находясь в Печерском монастыре. Они получили от Божией Матери золото и наняли греческих мастеров, которые пришли по повелению Царицы Небесной в Русскую землю для строительства Печерской обители и киевских храмов. Их тела погребены в Ближних пещерах Печерских.

Киев – это сердце и любовь России. Отсюда началась и выросла Святая Русь. Ни в одном месте России нет столько мощей святых и преподобных, как в Киеве. Почти треть всех канонизированных святых Русской Православной Церкви почивают в Киево-Печерской лавре. Этот удел уже целиком принадлежит России.

Киев – это Русское государство до Петра I. И как благословение и утверждение связи первого, второго и третьего уделов Божией Матери в XVI веке была перенесена в Россию главная святыня Афона – Иверская икона Божией Матери – Вратарницы Афона.

В Киеве получил благословение на монашеский и жизненный подвиг преподобный Серафим Саровский. И он встал в центре великого исторического события – начала созидания четвертого удела Божией Матери в Дивеево. Он более всех живших на земле потрудился в этом созидании.

Что же означает Дивеево? Ведь Россия стала иной, чем во времена Киевской и Московской Руси. Однако после февраля 1917 года и крушения самодержавия стало ясно, что это такое. Это Новая Россия без самодержавия; страна, которой управляет Сама Матерь Божия, Заступница наша. Перед самой Февральской революцией священнику Марфо-Мариинской обители в Москве, отцу Митрофану было во сне видение.

Три сменяющие друг друга картины. Первая: стоит прекрасный храм, и вдруг появляются языки пламени – и вот весь храм в огне, зрелище величественное и страшное. Вторая: преподобный Серафим Саровский стоит коленопреклоненный на камне с молитвенно воздетыми руками. И третья картина: изображение Царской семьи в черной рамке, из краев которой начинают вырастать побеги, закрывшие все изображение белыми лилиями.

Отец Митрофан рассказал о своем видении игуменье обители, великой княгине Елизавете Федоровне. Она ответила, что может объяснить этот сон. Первая картина означает, что за грехи наши, беззакония и оскудение любви Церковь и страна будут ввергнуты в тяжкие бедствия, будут разрушены храмы, монастыри, и начнется страшная братоубийственная война. Но Россия и Церковь не погибнут. По молитвам преподобного Серафима Саровского и других святых и праведников нашей Отчизны Россия будет помилована.

Третья картина означает, что в России будет революция, и Царская Семья погибнет. Все это сбылось. В то же время произошло и восстановление патриаршества на Руси. Сама Пречистая показала этим восстановлением и явлением иконы Державной, что и в самое жестокое время Она с нами, Она – наша Заступница усердная, Предстательница перед Богом, и все так же Престол Ее – в России, а особая любовь и благоволение – на народе российском.

В те страшные годы, когда бездны греха открылись в людях, когда поругание всего святого достигло, казалось, последних пределов, Она была с нами. Рушилось всё, горели храмы, полыхала страшная братоубийственная война. Современники говорили тогда о Родине нашей: «Россия кровью умывается». Если бы в те годы они поняли, что означает сие знамение – явление иконы Державной, то сколько страшных дел не было бы сделано.

А где явилась икона Державная? В Москве, в селе Коломенском – этом изумительном месте, именно у храма в честь Казанской иконы Божией Матери, где был и есть чтимый список с Казанской иконы. И сейчас на месте явления иконы бьет источник со святой водой, а совсем неподалеку от него – источник, освященный в честь святого великомученика Георгия.

Как не вспомнить слова тропаря Казанской иконе: «В державный Твой покров прибегающим»! Какое это знамение и великое событие для истории – как хорошо бы нам понять сердцем, всем существом, что Божия Матерь стала еще ближе к нам, что мы, как никакой другой народ в мире, можем обращаться к Ней за помощью. Да, Она была с нами в те годы, и Сам Сын Ее – Спаситель Мира – был с нами. Он показал, что и в такой России, в таком мире – истерзанном, распятом, залитом кровью и грехом, впереди идет Иисус Христос. Значит, Он попустил, чтобы все, что произошло в России и мире, совершилось, и Он со всеми нами всегда и везде до скончания века. Как Сам Он сказал апостолам «И Я с вами во все дни» (ср.: Мф. 28:20). Но это еще не конец. Великий поток истории еще течет, и бег времени не закончен.

Архимандрит Тихон (Агриков). «На крыльях веры». М., 2013.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |