на главную

Протодиакон Владимир Василик: «Не паниковать, а жить, как прежде»

Происходящее не до конца понятно, однако можно кое-что предположить. В реальности не происходит ничего страшного. Мы переживали подобные эпидемии неизвестных и опасных вирусов - Эбола, свиной и птичий гриппы и т.д. Новым в сложившейся ситуации является следующее: была объявлена пандемия – тревога по всему миру. Поэтому во всех уголках земли были применены экстраординарные меры: отмена занятий в высшей и средней школе, спортивных мероприятий и концертов, запрет на мероприятия свыше 50 человек.

А в Эстонии, например, прекратил работать городской общественный транспорт. В европейских странах потребители всё сметают с полок магазинов. В Подмосковье предприимчивые продавцы даже придумали тележку для лентяя, ценой 3491 рублей со всем необходимым. Для продавцов это праздник, ведь залежалый товар мгновенно сметается с прилавков. В значительной степени страхи преувеличены.

Да, люди умирают. Царствие им Небесное. Проблема есть, но она не такова, чтобы ради нее останавливалась жизнь. Очень даже возможно, что последствия от карантинных мер могут быть гораздо вреднее и опаснее, чем сама инфекция коронавируса. Нельзя выбрасывать людей из нормального ритма жизни! Нельзя заполнять наши города незанятыми школьниками и студентами. Незанятый человек начинает дурить, особенно молодой. Последствия от этой дури могут быть катастрофическими!

Мудрая поговорка гласит: если у крестьянина отбирают последнюю корову, то он ненавидит, но понимает, а если его заставляют сажать дерево корнями вверх, то он сходит с ума! Мы видим, как на наших глазах под личиной борьбы с эпидемией людей временами заставляют сажать дерево корнями вверх. И последствия могут быть непредсказуемыми.

Карантинные меры бьют и по религиозной жизни. Недавно вышедшее постановление Синода смутило православных христиан некоторыми безпрецедентными санитарными мерами: одноразовыми чашечками для запивки, обработкой лжицы после каждого причастника и т.д.

Данные меры не привычны для благочестия православного человека и вызывают упреки в недостатке веры. К горькому сожалению, еще с советских времен лекций о вреде религиозных обрядов, насаждённых Емельяном Ярославским и его последователями, в голову наших сограждан вклинился устойчивый штамп – скопление людей в храмах и религиозные обряды могут являться источниками инфекций. Всё это является клеветой на Церковь.

Во все времена не Церковь была источником заразы, а цирки, рынки, ипподромы и т.д Во время эпидемии чумы Церковь проявляла себя удивительно – героизмом христиан, которые ухаживали не только за своими, но и за язычниками.

В постановлениях Вселенских и Поместных Соборов мы не найдём тех мер, которые предлагаются относительно Причастия современными либералами. Но к чести нашего Священного Синода и священноначалия нужно подчеркнуть, что они на несколько голов возвышаются над патриархом Варфоломеем, запретившим Богослужения во всех храмах Константинопольского Патриархата. Синод Элладской Церкви также санкционировал запрет Богослужений. И, наконец, папа Франциск санкционировал запрет на богослужения в храмах Италии.

В этом контексте, слава Богу, покамест, наше священноначалие еще держится. Надеюсь, оно сможет выдержать эту линию до конца. Правильная политика – это последовательная политика, зиждущаяся в надежде на Бога.

Что нам делать в этой ситуации? Не паниковать! Жить так же, как прежде. Вынужденные детские каникулы использовать для общения с детьми, поговорить и почитать вместе, привести их в храм Божий. Свободное время можно использовать для молитвы и творчества. Молитва может исцелить все душевные и телесные недуги.

Мы должны извлечь уроки из происходящего: ведь для нас самые страшные вирусы – не телесные, а духовные! Если Бог посылает нам что-то, то в ответ на нашу греховность и воинствующий материализм. На скорби и болезни надлежит отвечать верой.

<…> Рекомендую дорогим читателям «Русской народной линии» стараться по мере возможности жить так же, как и раньше. Прежде всего, ценностями Великого поста: молитвой, покаянием, трудами, размышлением о своих грехах. Пребывайте в духовном спокойствии, как сказано в 90-м псалме: Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.

На русский язык «бес полуденный» перевели «как заразу, опустошающую в полдень». Конечно, перевод примитивный и неглубокий, но, тем не менее, поучительный. Православным христианам не стоит бояться заразы, опустошающей в полдень! Христос нам обещал, что «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое».

А мы боимся каких-то коронавирусов. Не надо ничего бояться. Мы должны ходить в храмы Божии, причащаться святых Христовых Тайн и бояться за свою жизнь вечную, а не временную. И да поможет нам в этом Господь! Аминь.

Протодиакон Владимир Василик,
доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия,
профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета,
член Синодальной богослужебной комиссии. 

Источник: Русская народная линия 23 марта 2020 года




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |