на главную

Как христианство покоряло мир

В эти великопостные дни обратим краткий взгляд на историю православной веры — как могла она сравнительно в короткое время охватить весь мир? Ответ на этот вопрос содержится в труде дореволюционного духовного писателя, протоиерея Иоанна Морева (†1935) «В защиту веры, и особенно Православной» (СПб., 1910). Прочтем отрывок из его сочинения, и да поможет он нам укрепиться в вопросах истинной веры и не впасть в душепагубные заблуждения. Побеседуем о том, что вера Христова совершенно необходима для благочестивой жизни.

Только она может располагать нас к доброму поведению, учить честности и приводить к святости. Без нее человек неизбежно впадает в пороки и погибает. Для доказательства этих мыслей сравним жизнь язычников и первых христиан.

Как известно, люди жили на земле и до христианства. При этом по природе своей были всегда одинаковы, имели одни и те же душевные силы, те же естественные потребности. Если некоторые народы древности находились в диком и невежественном состоянии, то другие, напротив, отличались образованием: у них были науки, искусства, торговля... Внешняя жизнь народов древности была похожа на современную, но не было у них самого главного – истинной веры в Бога. Они были предоставлены себе и своим силам. Утратив вследствие грехов истинное знание о Боге, не имея Его помощи, они впали в тяжелое заблуждение – идолопоклонство. И стали боготворить все, что казалось им удивительным и непонятным, особенно грозные явления природы. Так люди начали почитать не Творца, а творения. А поскольку предметы этого творения безчисленны, то и богов явилось великое множество. При этом даже сам человек стал считаться за Бога.

Понятно после этого, какова была жизнь людей в язычестве. Их вера не учила ничему доброму, не давала никаких правил. К порокам располагало и то, что они имели смутные понятия о жизни будущей, загробной. Даже лучшие и умнейшие люди думали, что смерть есть последний конец человека.

Понятно, какие последствия отсюда происходили. Если со смертью все оканчивается, то к чему на этом свете вести себя хорошо? К чему себя стеснять и ограничивать? Нужно жить только для своего удовольствия. Лишь бы мне было хорошо – вот главное правило языческой мудрости. Если каждый жил только для себя, то другой существовал настолько, насколько он был полезен язычнику. Если же он мешал, заграждал дорогу, то становился врагом, по отношению к которому позволительны были всякие неприязненные действия. Так создавалась почва для вражды, ненависти, убийства. Преступления среди язычников были самым обычным явлением.

Совершенно иное настроение воспитывала в людях христианская вера. Она учила, что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8); что Его любовь к людям безгранична. Сознание того, что сделано Господом для нашего спасения, было чрезвычайно живо в первых христианах. Они высоко ценили крестные страдания Христовы, стояли как бы ближе нас к Голгофе и ко Кресту.

Их воодушевляло чувство величайшей любви к Богу: оно проявлялось в постоянной молитве, дневном и ночном богослужении, а особенно в страданиях за веру. Эта любовь царила и в семьях, и в общественной жизни, изливалась даже на врагов и язычников. При всей своей ненависти к христианам они удивлялись и говорили: «Смотрите, как христиане любят друг друга и как они готовы один за другого душу положить».

Это святое чувство имело самые благодатные последствия: оно создавало новых людей, совершенно преобразовывало их и составляло из них такое общество, подобного которому не знал древний мир. У языческих народов, не знавших истинного Бога, женщина ценилась невысоко. Это была раба, полностью зависящая от мужа. Одной его прихоти было достаточно, чтобы сделать ее несчастной. Он имел над ней право суда, наказания и смертного приговора.

Тот же дух порабощения создавался и в отношении отца к детям. Они составляли собственность родителей, наравне с недвижимым имуществом и рабами. Отец мог их наказывать, продавать, убивать, если они ему не нравились или были болезненны. Понятно, какова была жизнь, основанная на таких нравах. Раздоры, вражда, нарушение супружеской верности в языческих семействах были обычным явлением.

Совсем не то мы видим в семействах древних христиан. Вера Христова возвысила значение женщины: она тоже сотворена по образу Божию, имеет ту же природу с мужчиной и тоже может участвовать в наследовании Царства Небесного.

Жизнь христианских супругов была самая мирная и согласная. Мужья почитали своих жен не рабынями и служанками, а подругами и помощницами на пути жизни. Жены, со своей стороны, относились к мужьям с любовью и уважением. Супружеская измена считалась самым ужасным преступлением и случалась крайне редко.

На детей родители смотрели как на дар Божий и будущих наследников Царства Небесного. Поэтому при воспитании особое внимание обращали на то, чтобы научить детей вере в Бога и благочестивому поведению.

«От кого узнал ты, что Бог един?» – спрашивал языческий судья одного христианского отрока. Тот отвечал: «Этому научила меня мать; а мою мать научил Дух Святый. Когда я качался еще в колыбели, тогда уже навык веровать во Христа». Как было приятно родителям видеть такие прекрасные плоды воспитания!

Особенно ярко проявлялась родительская любовь во время гонений от язычников. Тогда в числе страдальцев за веру Христову нередко оказывались и дети. Отцы и матери провожали их на место казни не с печалью, а с радостью и увещанием к мужественному терпению мук.

Так, правитель Публий хотел принудить св. мученицу Фелицату отречься от веры и напомнил ей о семи сыновьях, о предстоявших им лютых муках. В ответ на такую угрозу мудрая мать сказала: «Мои дети сохранят жизнь, отказавшись от идолопоклонства, а в противном случае навеки погибнут». При этом она обратилась к сыновьям с такими словами: «Дети! Смотрите на небо; туда поднимите ваши глаза, где Христос со Своими святыми ждет вас. Сражайтесь за души ваши, докажите любовь к вашему Спасителю!»

Другая мать-христианка так ободряла сына-отрока, изнемогавшего под жестокими ударами: «Не бойся смерти, милое дитя мое. Ты не умрешь, но вечно жив будешь; из-под секиры примут тебя ангелы и возлетят с тобою в райский сад. Там встретит тебя Христос. Ты будешь другом всех святых, и я приду к тебе скоро, весьма скоро».

Разумеется, дети тоже относились к родителям с искренним уважением и полной готовностью жертвовать всем для их блага. Бедные, больные, постаревшие отцы и матери находили в чадах надежную опору. Особенно старались дети послужить им в трудные минуты жизни.

Так, когда во время гонений родители попадали в темницы, сыновья и дочери навещали их, утешали и помогали в нуждах. До чего простиралось это усердие, показывает следующий трогательный случай. За исповедание веры некая христианка была лишена свободы: ее задумали уморить голодом и запретили доставлять ей пищу. Тогда молодая дочь мученицы, узнав, что мать тяжко страждет в заключении, решила поддерживать ее жизнь молоком из своей груди. Язычники поразились такому поступку любящей дочери и выпустили мать на свободу.

Весьма близко к христианским семействам стояли рабы. У языческих народов их положение было крайне тяжелым. Даже лучшие и умнейшие люди древности не хотели признавать в рабах человеческого достоинства. «Что вол для бедного, то раб для богатого, – говорит один из древних мудрецов. – Как для упражнения во всяком искусстве нужны орудия, так и домоводство требует орудий; но одни из них мертвые (безжизненные), другие – живые. Раб принадлежит к разряду последних».

Согласно такому взгляду, владельцы обращались с рабами как с вещами и животными: могли подвергать их жестокому наказанию, дарить и продавать в чужие руки, по своему произволу лишать их жизни. При этом нужно заметить, что количество рабов в древнем мире было чрезвычайно велико – они составляли более двух третей(!) всего человечества. В иных государствах число рабов в 2-3 раза и даже в 10 раз превышало число свободных граждан.

Закономерно, что в такой ситуации у свободных возрастали крайнее самолюбие и гордыня, а невольники ощущали озлобление и отчаяние. Вера Христова совершенно изменила жизнь рабов. Хотя она и не провозглашала отмену рабства, но своим учением облагородила и смягчила сердца. Она возвестила миру, что все люди – создания Божии и дети Одного Небесного Отца, что за каждого из них пострадал Единородный Сын Божий, что всем открыт источник благодатных сил Духа Святаго.

Такие истины, конечно, сгладили резкую разницу между господами и рабами, уравняв их перед Богом и внеся в их отношения дух братской любви. Поэтому многие из богатых людей, приняв веру, отпускали рабов на свободу. Другие совершенно изменяли свое обращение с ними – между ними устанавливались как бы родственные отношения. Так, в христианских семействах господа не считали унизительным сидеть с рабами за одним столом, заботились о них, не обременяли непосильным трудом, учили вере и благочестию, а в случае болезни даже сами за ними ухаживали. Конечно, и рабы ценили такую доброту – старались усердно служить своим владыкам.

•••

Тот же дух любви обнаруживался и в общественной жизни христиан. Они свято соблюдали заповедь своего Небесного Отца: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Верующие составляли как бы одну семью и в своем поведении были полной противоположностью язычникам. В Римском государстве собственно гражданином был только человек богатый. Бедные не пользовались никакими правами и обрекались на самую жалкую жизнь. Богачи относились к ним с презрением, так что те несли свое горе без всякого сожаления и помощи.

Христиане, разумеется, не могли оставаться безучастными к чужим нуждам. Для облегчения жизни бедных в древней Церкви существовали разные средства. Так, в апостольские времена состоятельные люди с принятием веры проникались такой жертвенной любовью, что продавали свои имения и вырученные деньги отдавали в распоряжение учеников Христовых. Из этих средств выделялось все потребное для бедных (Деян. 2, 44-45). Таким образом, благодаря святой вере в людях само собой прекратилось различие и неравенство состояний; не стало богатых и нищих, у всех было всё общее, и никто ни в чём не нуждался.

Другим средством единения служили так называемые вечери любви. Это были общие обеды, на которые собирались все христиане без различия званий и состояний. Знатные и низкородные, господа и рабы – все сидели за одним столом и вкушали одну пищу. Собрание устраивалось обычно после богослужения и Таинства Причастия. По окончании вечери делали сбор в пользу бедных, вдов, заключенных в темницах и др. И хотя этот обычай спустя некоторое время прекратился, христианская любовь к бедным не перестала: найдены были иные средства для их пропитания.

Церковь всегда заботилась о них и имела особую сокровищницу для пожертвований, куда поступали приношения от христиан — деньги или припасы. Широту благотворительности верующих показывают такие примеры. В 250г. в Риме епископ Корнилий на церковные деньги кормил и одевал более 5000 человек. А святитель Иоанн Златоуст рассказывает, что в его бытность в Антиохии Церковь, кроме духовных, чужестранцев, больных и пленных, содержала более 3000 немощных вдов и девиц (см.Странник. Апрель, 1862. С.162).

•••

Чтобы видеть, как благотворно действовала вера на человеческие нравы, сравним еще домашнюю жизнь язычников и христиан. В Римском государстве существовало два класса – богатые и бедные. Первые вели роскошную, веселую и шумную жизнь. Пышность сказывалась у них всюду: в пище, одежде, в домашней обстановке. А быт бедняков поражал нищетой и лишениями.

У христиан же не наблюдалось этих крайностей: они не знали роскоши богачей, но и не терпели нищеты римской черни. Они не имели пристрастия к богатству: «Путешественник тем счастливее, чем легче его ноша, так и на пути жизни блаженнее тот, кто облегчает себя бедностью и не стонет под бременем богатства». Они старались жить скромно и воздержно, избегая неумеренности во всем, не строили богатых домов, не заводили в них никакой роскоши.
Так христианство покоряло мир: не огнем и мечом, но духом любви и кротости.

Протоиерей Иоанн Морев 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |