В книге «Что посоветуете, батюшка?», составленной приснопамятным псковским старцем, протоиереем Валентином Мордасовым, в простой, доступной форме даны ответы на самые частые вопросы, которые возникают в духовной жизни человека. Приведем некоторые выдержки из книги.
Как стоять на молитве?
Преподобный Симеон Новый Богослов так наставляет нас: «Должно вставать на молитву, не расслабляясь телом, не переступая с ноги на ногу и не прислоняясь к стене. Руки должно держать прилично сложенными, голову не обращать на ту ли иную сторону, а стоять ровно и неподвижно. Умом не рассеиваться, мыслями не отвлекаться, а всячески удерживать душу от рассеяния, внимая словам молитвы так, чтобы ни одного из них не пропустить праздно.
Если ты приучишь себя так поступать, то вскоре преуспеешь и достигнешь в мужа совершенна. По окончании славословия тотчас не начинай разговоров с тем или другим. Храни молчание с такой мыслью: «Что я могу сказать хорошего, будучи нечист весь, и несмыслен, и даже не достоин того, чтобы говорить или слышать что-либо, или считаться в числе людей?»
«Так ли уж важно ежедневно выполнять свое домашнее молитвенное правило?» —
спросили отца Валентина духовные чада. Он ответил: «Христиане, не держащие домашнего правила, — мертвые христиане. Правило есть возбудитель душевных сил, руководитель к непрестанной молитве. Если же во время ее худые мысли одолевают нас, навязчиво пристают к нам, то святые отцы советуют, оставив чтение, помолиться Богу против злых помыслов, чтобы Он прогнал их от нас».
Как нужно обличать?
По слову св. Исаака Сирина, друг, обличающий тайно, наедине, — это мудрый врач, а врачующий перед глазами многих есть ругатель.
Когда следует покрывать недостатки ближних?
Тогда хорошо это делать, пока еще можно, пока это не причиняет вреда, а если недостатки уже сами собой начнут обнаруживаться, то лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию. (Прп. Иосиф Оптинский).
Как относиться к неверующим?
По слову святителя Феофана Затворника, о них жалеть и молиться надобно, желать, чтобы они познали истину, и изыскивать случаи намекнуть им о ней. А когда станут гласно нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный — и довольно.
По-христиански ли — защищать злых?
Нет, потому что через это ты поощряешь их на худое и себя оскверняешь, приобщаясь к их делам. Также терпение обид и уступчивость не должны простираться до поощрения зла.
Что делать в безвыходном положении?
Во-первых, встать на молитву и просить Господа, чтобы Он Сам указал выход. Во-вторых, читать Священное Писание и книги святых отцов — они очень часто указывают выход из тупика. И в-третьих, пойти на исповедь и спросить совета у священника, предварительно помолившись, чтобы Господь открыл ему волю Божию относительно вас.
Как стоять на молитве?
Преподобный Симеон Новый Богослов так наставляет нас: «Должно вставать на молитву, не расслабляясь телом, не переступая с ноги на ногу и не прислоняясь к стене. Руки должно держать прилично сложенными, голову не обращать на ту ли иную сторону, а стоять ровно и неподвижно. Умом не рассеиваться, мыслями не отвлекаться, а всячески удерживать душу от рассеяния, внимая словам молитвы так, чтобы ни одного из них не пропустить праздно.
Если ты приучишь себя так поступать, то вскоре преуспеешь и достигнешь в мужа совершенна. По окончании славословия тотчас не начинай разговоров с тем или другим. Храни молчание с такой мыслью: «Что я могу сказать хорошего, будучи нечист весь, и несмыслен, и даже не достоин того, чтобы говорить или слышать что-либо, или считаться в числе людей?»
«Так ли уж важно ежедневно выполнять свое домашнее молитвенное правило?» —
спросили отца Валентина духовные чада. Он ответил: «Христиане, не держащие домашнего правила, — мертвые христиане. Правило есть возбудитель душевных сил, руководитель к непрестанной молитве. Если же во время ее худые мысли одолевают нас, навязчиво пристают к нам, то святые отцы советуют, оставив чтение, помолиться Богу против злых помыслов, чтобы Он прогнал их от нас».
Как нужно обличать?
По слову св. Исаака Сирина, друг, обличающий тайно, наедине, — это мудрый врач, а врачующий перед глазами многих есть ругатель.
Когда следует покрывать недостатки ближних?
Тогда хорошо это делать, пока еще можно, пока это не причиняет вреда, а если недостатки уже сами собой начнут обнаруживаться, то лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию. (Прп. Иосиф Оптинский).
Как относиться к неверующим?
По слову святителя Феофана Затворника, о них жалеть и молиться надобно, желать, чтобы они познали истину, и изыскивать случаи намекнуть им о ней. А когда станут гласно нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный — и довольно.
По-христиански ли — защищать злых?
Нет, потому что через это ты поощряешь их на худое и себя оскверняешь, приобщаясь к их делам. Также терпение обид и уступчивость не должны простираться до поощрения зла.
Что делать в безвыходном положении?
Во-первых, встать на молитву и просить Господа, чтобы Он Сам указал выход. Во-вторых, читать Священное Писание и книги святых отцов — они очень часто указывают выход из тупика. И в-третьих, пойти на исповедь и спросить совета у священника, предварительно помолившись, чтобы Господь открыл ему волю Божию относительно вас.