на главную

Дмитрий Львов, директор института вирусологии РАН: «Никакой это не смертельный вирус, и никакая это не трагедия»

Краткая справка об авторе
Высокий научный авторитет Д.К. Львова в мире подтверждают не только многочисленные публикации в международных журналах и выступления на конференциях, но и избрание международным советником Американского национального комитета по арбовирусам (с 1976 года по настоящее время), членом международного комитета по изучению вирусов в высоких широтах; членом таксономических групп по буньявирусам и тогавирусам международного комитета по таксономии вирусов; куратором с российской стороны исследований по экологии гриппа в рамках российско-американского сотрудничества по проблеме гриппа; экспертом ВОЗ по гриппу (с 1989 года по настоящее время); председателем Комитета по медицинским наукам и здравоохранению Тихоокеанской научной ассоциации (1974-1982 годы); членом редколлегии двух международных журналов и научных тематических сборников.

Из всего, что я посмотрел и прочитал за эти дни, сделал вывод: появление разновидности коронавируса COVID-19 — обычное явление в истории человечества. Никакой это не смертельный вирус, и никакая это не трагедия. Это было всегда, есть и будет. Конечно, нельзя назвать его совсем безобидным, но степень опасности в общем-то того же порядка, как и любой вирусной инфекции дыхательных путей. Привычный грипп тоже, извините, может свести в могилу, при определённых условиях.

С чем же связана нарастающая паника? Похоже, с названием. В предыдущие годы нас пугали привычными названиями: птичий грипп, свиной грипп, атипичная пневмония. Все это тоже далеко не безобидные инфекции, но по названию – привычные. Поэтому, видимо, ни Правительства, ни СМИ особо остро не реагировали. А вот название «коронавирус», да ещё какие-то странные ролики из Китая, где люди неожиданно падают на землю и бьются в конвульсиях, – мигом воскресили кадры из фильмов типа «Эпидемия» или книг «Штамм андромеды». Загадочный смертельный вирус. Общество напугано, СМИ тиражируют страх, Правительства вынуждены реагировать, отвечая на запрос общества и стратегии «а вдруг». Ну и, наверное, наложились интересы неких влиятельных групп, которым выгодна игра на понижение в экономике, поскольку уже сейчас наблюдается падение стоимости многих активов.

Между тем, никакого специфического заболевания, неизвестного ранее, коронавирус, похоже, не вызывает. Все это входит в группу ОРВИ – набора заболеваний, вызываемых вирусами, объединённых по клинической и морфологической картине заболевания. При лечении обычно даже и не разбираются, какая именно форма вируса его вызвала. Это вы, думаю, можете понять по личному опыту.

Вам же никто анализы какие-то супресложные не делал, если вы приходили к врачу с ОРВИ? А где такие анализы могут делать? В современных центрах вирусологии. Поэтому возможно вообще мир узнал о коронавирусе COVID-19 просто по факту того, что рядом с Уханью и был такой центр. В других местах, возможно, все прошло бы под обычными названиями ОРВИ или пневмония. И мир даже не узнал бы о новой разновидности коронавироусов, которых на самом деле – сотни, если не тысячи.

Опасность для жизни состоит в возможности перехода первичного заболевания в более опасное заболевание – пневмонию. Это также не уникальная способность данного коронавируса. Пневмония вызывается многими факторами, в том числе и вирусными. Однако для жизнеугрожающих форм, как правило, требуются дополнительные условия, например, общее плохое состояние здоровья, концентрация патогенов различной природы (бактериальной, грибковой), другие вредные факторы. Вы скажете, ну так вот же опасность – пневмония, вызываемая коронавирусом.

Тогда посмотрите на цифры. Пневмония – действительно опасное заболевание, чреватое самыми плачевными последствиями. Но коронавирус – лишь одна из причин, и далеко не самая главная для ее возникновения. Далеко, кстати, не гарантированного возникновения. Вероятно, пневмония от коронавируса может возникнуть при общем плохом состоянии здоровья, сниженном иммунном статусе, отсутствии лечения, запущенности заболевания и т.п.

По данным ВОЗ, в мире в год пневмонией болеет более 17 миллионов человек! И около 300 тысяч из них гибнет! А теперь сравните с известной статистикой коронавируса. Десятки тысяч заболевших по всему миру, сотни погибших. Это просто несопоставимые цифры.

И вклад коронавируса – капля в этом море… Поэтому я все же воспринимаю эту «пандемию», как некий серьезный медийный всплеск, повлекший необходимость правительств заявлять что-то и предпринимать меры, дабы не быть обвинёнными в бездействии. Более всего это похоже на случай, когда никто просто не может решиться из демократических правительств выйти и прямо заявить – никакой опасности чрезвычайной степени нет. Потому что «а вдруг?!». И это будет приговор политической карьере. Поэтому предпринимаются действия, честно говоря, далеко превосходящие масштаб угрозы.

Тем не менее, что хорошо? Этот вирусняк (во всех смыслах, в первую очередь – в медийном) возможно, заставит серьезнее задуматься вообще о системе здравоохранения и предупреждения заболеваний. Например, сейчас точно стали внимательнее относиться к вопросам личной гигиены и дезинфекции публичных мест и общественного транспорта. Это точно неплохо.

Короче, я никаких панических ожиданий не испытываю, меры общественной и личной гигиены одобряю. Собственно даже не из-за коронавируса, предостаточно и других инфекций. Но действительно встревожен таким масштабом реагирования и панических настроений… Честно, я совершенно не вижу оснований не просто для паники, но даже для тревоги за здоровье более, чем в обычной степени.

Источник: ИА Golbis




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |