на главную

Последний старец Псково-Печерской обители – архимандрит Адриан (Кирсанов): «Совершать свой подвиг в повседневности»

«28 апреля 2018 года на 97-м году жизни в Псково-Печерском Успенском монастыре отошел ко Господу архимандрит Адриан (в миру – Алексей Андреевич Кирсанов) – последний из плеяды великих духовников и старцев, подвизавшихся здесь со второй половины прошлого века. Царствие Небесное и вечная память рабу Божию архимандриту Адриану!» Так сообщалось о кончине старца на официальном сайте Псково-Печерского монастыря.

43 года прожил он здесь и прошел путь от иеромонаха до архимандрита. Несколько лет был братским духовником, положил много трудов и молитв, вел отчитку бесноватых, исцелял больных и немощных, причем старческое служение продолжал даже в преклонном 90-летнем возрасте. Его называли «утешительным батюшкой» и любили за особую силу молитвы.

Родился он 17 марта 1922 года в деревне Турейке Орловской области в крестьянской семье. Рано остался без отца, рос болезненным и слабым. Однажды мама, у которой на руках после смерти мужа осталось трое детей, отправила его одного в Орёл к доктору. В городе тогда была всего одна действующая церковь. Алексей вошёл в неё к началу литургии и не смог уйти, ощутив, что здесь его дом.

Тогда же ему было Божие откровение: с иконы, пред которой он остановился, сошла Сама Пречистая Дева, а икона преобразилась в поле брани. Только после войны он смог осуществить свои намерения послужить Богу: в 1953 году отправился в Троице-Сергиеву лавру, чтобы вступить в число братии. Его приняли послушником и отправили на кухню мыть посуду. С самого начала он твёрдо держался своего места в обители и не покинул ее, даже когда больная мать сообщила о страшном пожаре в их доме. Она слезно просила сына вернуться и заработать денег на новый дом, но вместо этого он стал усердно молиться святителю Николаю. И помощь пришла очень скоро: неожиданно он получил сумку с деньгами и анонимной запиской, передать эти деньги матери монаха, у которой сгорел дом.

В 1957 году Алексей был пострижен в монашество с наречением имени Адриан, а в 1970-м - рукоположен в сан священника. Вскоре после этого он почувствовал в себе способность помогать бесноватым – в безбожном государстве их было очень много. На это великое и тяжелое делание его благословил Патриарх Алексий I.

И вот с раннего утра под кельей отца Адриана стали собираться толпы невменяемых, буйных, зачастую оставленных всеми людей. В 5 часов он начинал их исповедовать, а потом читал молитвы на изгнание злого духа. Сила его молитв приводила бесов в ужас: кто-то из пришедших лаял, кто мяукал, кто хрюкал, кто-то извивался, как змея. Одни поносили его матерными словами, другие орали на него, пытались выщипать ему бороду и рвали прямо до крови.

Со стороны это было страшное зрелище, а он даже внимания не обращал на все эти козни и неистовства. Среди бесноватых было много людей науки, школьных учителей, знаменитостей, а также тех, кто хулил Бога, считал себя выше и достойнее других, кто в советские времена закрывал храмы, убивал священнослужителей. После отчитки у отца Адриана многие из них духовно преображались и исповедовали Христа. Многие, но не все.

Сам батюшка объяснял это так:
– Да, я пытался изгонять из них бесов, но исцеленные шли и снова грешили! И тогда изгнанный бес брал семь злейших себя духов и возвращался (ср. Мф. 12, 45). Тем, кто каялся, оберегая себя впредь от греха, Господь даровал новую жизнь; а те, кто снова впадал в блуд-разврат да пьянство, вновь становились одержимыми…

Отец Адриан и с ангелами собеседовал, и бесов видел. Сохранилось видео, где он сам рассказывает, как однажды заприметил рыскающего демона и по простоте своей подумал: «Наверно, Господь потому попускает им сновать всюду, что они еще, может быть, принесут покаяние». Это свойство только чистых душ – они всех жалеют. И тут же он получил сильнейший удар! Все прямо сотряслось в его келье – настолько ненавистна была демону эта смиренная мысль.

Однако его труды в Троице-Сергиевой лавре некоторым пришлись не по нраву — начались притеснения со стороны завистников и атеистических властей. Однажды в обитель прибыла важная делегация американских туристов, которую сопровождали представители ЦК КПСС. Когда отец Адриан, не говоря ни слова, проходил мимо них, у одной видной американки начался приступ беснования, она начала выть и лаять на него. Тот неприятный инцидент получил широкую огласку, и от московского руководства скоро последовал суровый приказ - «убрать Адриана из Лавры в 24 часа».

Так 26 августа 1975 года он был переведен на дальнюю окраину – в Псково-Печерский монастырь. Батюшка тяжело перенёс расставание с любимой обителью, много страдал, у него открылась язвенная болезнь. Здесь, в лавре, он был дружен с отцом Кириллом (Павловым) и отцом Тихоном (Агриковым). Это были люди одного духа, они тянулись друг к другу, их часто видели вместе. Не зря говорят: «Не ищите святых, ищите кротких». Вот эти старцы и имели такое устроение, душевную простоту и великую любовь к людям. Они были требовательными, прежде всего, к себе. Во всем себя ограничивали. Самопринуждали. Царствие небесное нудится [силою берется], и нуждницы[употребляющие усилие] восхищают е (Мф. 11, 12).

Подвиг очищает сердце, – человек тогда приходит в состояние безстрастия, и уже в свободное от скверны сердце нисходит благодать. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл духовными людьми только тех, кто пережил это обновление Духом Святым. Вот здесь-то и начинается подлинная молитва – духовный рост и преуспеяние. Почему старцы постоянно в подвиге пребывали? Да потому что малейшее расслабление – каких бы ты высот уже не достиг, – ведет к падению!

А отцы потихоньку, под руководством опытных, втягивались в подвиг и постигали, что чем больше подвиг – тем больше благодати, тем ближе они к Богу.  Это грех любит дебелость плоти, враг науськивает, чтобы мы себя пожалели, съели что-нибудь повкуснее, отдохнули как следует… А взыскательности к себе, строгости, бодрствования, воздержания, бдительности над собой – бесы и страсти бегают. Это именно те решающие качества, которые и отличали старцев. А все остальное было уже дано от Бога, – это плоды подвига.
Бесы потом люто мстили отцу Адриану за то, что он их изгонял. В этом-то и заключается тяжесть подвига: по любви к людям всю эту злобу сатанинскую потерпеть. Алексей Кирсанов еще в юности адские бездны видел, куда – посохом показал архангел Михаил – низвергнутся безбожники: да и просто многих и многих соотечественников, может быть, таких же ослепленных…

Иеромонах Иоасаф (Швецов), насельник Псково-Печерского монастыря:

– Отец Адриан – старец святой жизни. Умер – в рай пошел. Все, кто подходил ко гробу, утешение, тишину, мир, радость ощущали. Прозорливость у него была, много откровений ему было. Люди по его молитвам исцеления получали. Хотя чудеса прозорливости я даже не считаю чем-то сверхъестественным: наоборот, это норма для очистившего себя. Отец Адриан жил уже по духу. К нему приходишь, еще даже не сказал, куда ты едешь, а он говорит: – Приедешь оттуда-то, поговорим… А ты ему еще даже не говорил, что ты туда едешь! Но это не чудо, это повседневность жизни со святым человеком.

Настоящее чудо – это когда люди были неверующие, а поговорили со старцем и уверовали. Вот это подлинно чудо! И такие чудеса происходили. При этом отец Адриан был человеком не из ученых, выражался всегда очень просто, но его слова трогали за душу, люди каялись, обращались. Он знал будущее. Вот что удивительно: 20 лет говорил про войну, а в последние три года спросишь его:
– Батюшка, война будет?
– Нет, не будет.
То ли панику не хотел сеять… Не знаю. Люди встревоженные придут, а он утешает:
– Все будет хорошо.

Всегда старался как-то отряхнуть народ от всего мирского, чтобы люди каяться начали, тянулись бы к храму, к вере, больше молились. Центр жизни – это спасение души, а у нас так бывает, что все остальное важно, а вот единое на потребу – впопыхах и как-нибудь. А должно быть все наоборот: главное – спасение души, а все остальное само собой прилагается. Интересно, кстати, он говорил:

– Приходят ко мне, спрашивают, как купить, как продать, как провернуть что-то, но никто не спрашивает: как покаяться, как такую-то страсть победить?!

Отец Адриан очень не любил, когда к нему кто-то приходил из невенчанных, страшно расстраивался. Стоит очередь, двух-трех примет, а третий попадется невенчанный, так батюшка так расстроится, что даже народ дальше принимать не может… Кто-то считает, что это неважно: венчан ты или нет, – а это, оказывается, очень важно. Батюшка так и говорил:

– Почему у вас в жизни все плохо? Потому что вы не венчаны. Не клеится ничего? Так вы же живете без благословения!

Старец не говорил прямо, но думаю, подразумевал, что раз человек не венчан, значит, пренебрегает таинством церковным. А зачем он тогда к старцу идет, если элементарные установления церковные отвергает? Начинать надо с простого, а от решения простых вопросов, если сложные еще останутся, переходить и к ним. Но сначала исполните то, что положено, а потом уже идите к старцу… Кто жил праведной жизнью, тот и умирает праведно. Такие всегда с легкой совестью ждут смерти. Память смертная для них непреложна: «Помни час смертный, и вовек не согрешишь».

Нет о них человеческой скорби. Наоборот, есть радость. Подвижники не умирают, они переселяются. Как при жизни, так и по своей кончине люди Божии продолжают водворять мир в душах, благоденствие. Вот начинают сейчас охать: «Старцев не остается. Старцы нас оставляют!» Панику сеют: «Как же мы будем жить, как спасаться?»

Давайте вспомним, что сами старцы жили по заповедям, которые всем нам известны из Евангелия! И будем каждый хоть немножечко подтягиваться за старцами. А то что же получается: мы хотим спасаться исключительно чужими молитвами? Старец за нас помолится, и все будет хорошо? А сами-то давайте потрудимся! Помолимся немножечко. Поплачем пред Богом, и Господь нам поможет.

Как ни прискорбно, но старцы уходят. Однако сказать, что они нас оставляют, – неправильно. Они нас не оставляют. Если они имели любовь к нам при жизни, то и достигая Небесного Царствия, удостаиваются предстательствовать о нас пред Престолом Божиим. Их любовь к нам в вечности становится всесовершенной, увеличивается до неисчислимых масштабов. Нам должно быть стыдно из-за того, что мы не соответствуем этой любви, и это пусть нас побуждает к исправлению. Да, мы ходим в храм. Да, мы исповедуемся и даже приобщаемся Святых Христовых Таин. Но, как люди грешные, тут же впадаем в грех, и снова идем на Исповедь, и снова каемся… Но для чего? Чтобы снова грешить?..

И тут совсем другую тему повёл старец:
- Президенты нас всех обмануть хотят. Сами антихристу служат. В Иерусалим всё рвутся. Дорушить его. Когда антихрист придёт, храм Соломона восстановят. Беззаконник и к нам прибудет бесу-Ленину поклониться, а потом уж в Иерусалим возвратится и оттуда всеми править начнёт. Там, в Иерусалиме, многие уже приготовились. Наши насельницы Горненского монастыря и другие Божьи люди уже узелки собрали. В пустыню, в горы из монастырей уйдут. Когда тот, царёк иудейский, всех последней печатью будет клеймить.

Про грядущие события старец сказал:
- Война со своими будет, междоусобица, на Украине. (Разговор этот был зимой 2013 года. За год, до погромов на киевском Май-дане). Не было долго войны там, вот там западэнцы и разгулялись, и в Церкви у них отход большой пошёл. В унию многие подались. Другие священники своим благоустройством сильно озаботились. Про терновый-то путь и сами забыли, и паству отучили. Вот и будет им поэтому горячо. Господь им и напомнит. Там - всё ещё впереди...

Надо быть внимательными к происходящему. Видеть через это знамения. Насколько близко уже к нам подошло. Надо спешить поэтому со своим духовным деланием. Больше стараться делать добрых дел. Да, конечно, ещё как тяжело. Мытарства пройти мало кому удаётся, - безжалостно подтвердил старец.

- Какие советы у вас будут, для правильного, в наше непростое время, управления паствой?

- Иисусову молитву всегда и везде читайте! Противостоять против блуда. Он теперь, в городах особенно, - повсюду. Не смотреть по сторонам, рассматривать чего-то вокруг - нельзя. Молиться непрестанно и читать надо что-нибудь из духовного. Псалтирь брать в дорогу. Каяться надо почаще и построже по отношению к себе. Не верить снам, а только Богу. Не заниматься «чудесами», видениями всякими... Все как помешались на них. Покаяние положить - это главное! Поклоны класть, побольше, земные. Чаще исповедоваться и причащаться. Совершать надо свой подвиг в повседневности...
Подготовила И.Тихомирова
По материалам православных сайтов




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |