на главную

Преподобный Александр Свирский – тайнозритель Святой Троицы

Сегодня Православная Церковь молитвенно воспоминает обретение мощей преподобного отца нашего Александра Свирского, жившего в 15-16 веке. Вспомним и мы великого чудотворца, одного из множества русских святых, который удостоился величайшей награды Божией. В 1507г. в дивном видении ему была явлена Единосущная Светоносная Троица: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Святой Дух.

Глубокой ночью, когда монах молился в лесном уединении, вдруг воссиял сильный свет, и он увидел вошедших Трех Мужей, облаченных в светлые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли ярче солнца. Каждый из них держал в руке жезл — знак Божественного достоинства. В страхе и трепете преподобный пал ниц, а придя в себя, поклонился Им до земли.

Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». И повелели в лесной глуши на берегу прекрасного озера построить церковь во имя Единосущной Троицы. Потом видение тихо исчезло. Последнее, что видел преподобный Александр, — как Господь с простертыми крылами словно ходит по земле, но вскоре и Он стал невидим...

В тысячелетней истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение Святой Троицы к человеку известно как единственное. Александра Свирского часто называют «вторым Авраамом», потому как ветхозаветный пророк Авраам был первым из людей, кому так же, в виде путников-ангелов, явилась Пресвятая Троица. Сам факт высочайшего Божественного посещения говорит об особой избранности двух этих людей, их особом жизненном подвиге и особом месте в истории человечества.

Преподобный Александр Свирский был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — через 14 лет. И в этом тоже есть особое предначертание его пути. Обычно святых канонизируют спустя десятки и сотни лет после их отшествия в мир иной. А в данном случае живы были еще ученики и многие почитатели Александра, поэтому житие его было написано, что называется, по горячим следам. Вот почему оно отличается особой достоверностью и полно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».

Он всю жизнь провел в глубине дремучих лесов Русского Севера, в стороне от главных исторических событий, происходивших в стране. Он творил там иную историю — историю напряженного восхождения человеческого духа к Богу. Его родители Стефан и Васса, крестьяне приладожского села Мадера, жили в пределах Великого Новгорода на реке Ояти.

Богатством не изобиловали, но имели сколько необходимо для пропитания. Благочестием же сияли более многих. Их дети уже выросли, прошло много лет, и не рождалось у них более детей. Оба скорбели о том, подолгу постились и молились о даровании сына для утешения в старости. Молитвы были долгими — иначе невозможно родить такое сокровище, которое предызбрано ко спасению многих. И вот однажды ночью во время молитвенного стояния услышали они голос: «Радуйтеся, доброе супружество, ибо услышал Господь молитву вашу и пошлет вам сына в утешение».

15 июня 1448г., в день памяти пророка Амоса, родился мальчик, так и нарекли его в честь пророка. Пришло время, родители отдали его учиться Божественному Писанию. Но, в отличие от сверстников, он был медлителен в учебе и плохо понимал суть наук. Учитель, и родители, и сам он глубоко огорчались, видя, как трудно ему дается учение. Было же это по смотрению Божию: да не от людей получит мальчик познание, но от Бога.

И вот однажды днем пришел Амос в монастырь, припал к образу Матери Божией и стал горячо молиться, прося «просветить ум и очи сердечные светом Божества». И тотчас услышал голос, возвестивший: «Встань! Не бойся, а что просил, получишь». С радостной благодарностью вернулся домой. Родители, увидев его, просветленного лицом и веселого душою, сразу поняли: Сам Бог посетил его. И в скором времени без всяких затруднений он изучил Священное Писание, превзойдя других учеников.

Родители еще более полюбили его, а знакомые часто говорили, что этот отрок должен быть превосходным в добродетелях и премудрости. В детстве он ежедневно ходил в церковь, глубоко почитал родителей, а тело свое изнурял постом и воздержанием. Только раз в день вкушал хлеба и то не досыта. Ночью мало спал, подолгу молился. Родители удивлялись такому поведению, не свойственному юным. Мать сильно переживала за него, убеждала больше есть. На это он отвечал: «Тот, кто угождает плоти, удаляется от Бога. Ибо сказано в Священном Писании: «Пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8,8). Оставьте меня совершать путь свой, где Господь Сам помогает мне».

Подивилась Васса мудрому ответу и оставила сына в покое. Сердцем поняла: этот ребенок более от Бога рожден, чем от обычных земных родителей. Меж тем он все более устремлялся к подвигам. Его никогда не влекли обычные детские игры, смех и развлечения. Он всегда имел печальное настроение, вместо наслаждения претерпевал голод, а зимой холод, надевая только легкую одежду. На все суетные дела этого мира он смотрел как на сон или обман, оскверняющий душу, отвращаясь всякого сластолюбия. С окружающими был кроток, добр, приветлив и весьма нищелюбив. Когда он повзрослел, родители задумали женить его.

Но случилось так, что в соседней деревне он встретился с иноками из Валаамского монастыря и рассказал о своем стремлении служить Богу. Прозорливый старец-монах пришел в их дом, побеседовал с родителями и, уходя, обронил: «Сын ваш велик будет пред Господом, он служитель Святой Троицы».

В 19 лет Амос тайно покинул родительский дом и отправился на остров Валаам. Шел дремучим лесом. Вечером, увидев красивое озеро, остановился на берегу на ночлег, помолился и уснул. И снова услышал голос, обращенный к нему: «На этом месте построишь обитель, и многие тобою спасены будут». Великий свет осиял его в ту минуту, и великий страх объял его, слезы застилали глаза: «Что из этого будет?»

Наутро отправился дальше, умоляя Господа послать ему спутника, который знает дорогу на остров. Господь всегда близок к тем, кто призывает имя Его. Он послал Своего Ангела — лучшего спутника, какого только можно желать. Путь, который другие проходят за много дней, они вдвоем одолели очень скоро. И когда подошли к монастырю, Ангел стал невидим. Тогда только понял Амос, кто сопровождал его в дальней дороге.

Игумен по-доброму встретил новопришедшего. Духовными очами он уже предвидел, что ему уготовляется особый путь. Его постригли в монахи с именем Александр. Обретя пристанище монашеского жития, он весь отдался ему: изнурял тело постом, в пустые беседы не входил, днем нес тяжкие труды, а ночью предавался молитвам, отгоняя сонную тяжесть. Родители сильно печалились о пропавшем сыне, долго искали его. Повсюду было объявлено: кто известит их о его местонахождении, получит вознаграждение.

Спустя три года к ним пришли люди из Карельской страны и сообщили, что видели сына в Валаамской обители. Услышав о том и распалившись отеческой любовью, Стефан немедленно отправился в дальний путь. Придя в обитель, со слезами припал к ногам игумена, прося сообщить, здесь ли находится его любезное чадо. Однако сын отказался выйти на встречу к отцу: начав монашескую жизнь, он отрекся от всего мирского. Отец рассердился, думая, что это игумен не хочет показать ему сына, и в гневе воскликнул: «Я проделал такой большой путь, столько ждал, не могу больше терпеть! Если не покажете мне сына, то погублю себя перед вратами вашего монастыря!»

Не желая более оказывать ослушания, сын вышел к отцу. Увидев его в плохом одеянии, худого и бледного, отец ужаснулся, бросился ему на шею и заплакал: «Дитя мое, вернись в дом свой. Твори, что угодно, но будь рядом с нами утешением в старости. Наследуй имение наше, а когда умрем, поступай как хочешь».

От таких речей Александр опечалился и дал отцу другой совет: «Иди домой, раздай имение нищим, а сам уходи в монастырь. Там найдешь спасение души». Не внял отец слову сына, снова разгневался и ушел в гостиницу. Александр ночью встал на молитву и слезно просил Бога, чтобы Он склонил отца к миру. Скоро услышал Господь молитву инока и наполнил отчее сердце умилением и любовью. Наутро явился он в келью к сыну и сказал, что выполнит его повеления и отныне не сыном его будет звать, но отцом своим и учителем.

Александр со слезами возблагодарил Бога за такую скорую и глубокую перемену в сердце отца. Родители выполнили обещание: продав дом, оба постриглись в монашество и, пожив благочестно, отошли ко Господу. Меж тем преподобный Александр стал увеличивать свои труды. Ежедневно выполнял в монастыре самую тяжелую работу: таскал из леса дрова, ходил за водой, нес послушание в пекарне. А ночью выходил из кельи, обнажал тело до пояса так, что оно все было покрыто мошкарой, и до рассвета стоя л на молитве.

Все дивились его редкому долготерпению и смирению: среди монашеской братии он был любим и почитаем. Эта людская слава начала сильно тяготить его, и он задумал удалиться в лесную глушь, чтобы в полном одиночестве еще более поработать Господу. Но игумен не сразу отпустил его: «Ты слишком юн годами и не искусен в духовной брани».

Александр без ропота повиновался ему и, оставшись в монастыре, продолжал истощать свое тело, питаясь лишь хлебом и водой. Одежду носил худую, с заплатами, отчего зимой терпел суровую стужу. Он был как будто первый враг своему телу. От великих лишений кожа его сделалась такой жесткой, что не боялась и каменного ударения! Однажды ночью (это было в 1485г.), распростершись на камнях, молился он ко Пресвятой Богородице о наставлении его на путь спасения и услышал дивный голос: «Иди на прежде указанное тебе место, на нем сможешь спастись».

Вместе с голосом явился и великий свет, воссиявший в той стороне, куда ему нужно идти, — на берегу Свирь-реки. Возблагодарив Матерь Божию, наутро он рассказал обо всем игумену, получил благословение и вышел из монастыря, не имея с собой ничего, кроме худой одежды. Оглянулся на тихую Ладогу и уплыл с острова Валаам туда, где вдалеке, за волнами, сиял небесный свет.

•••

Читая житие святого Александра Свирского, мы отчетливо видим: Сам Всемогущий Бог предначертал его судьбу. И Сам вел его по земному пути, являя Свою милость на каждом новом повороте. По Божию произволению он родился, получил способности к учению, ушел из отчего дома в монастырь, а потом из монастыря в лесное отшельничество. Вся его дальнейшая жизнь была наполнена Божественным Промыслом и подчинена одной-единственной цели — ревностно исполнять повеления Божий.

Весьма поучительно и то, что, при великом изобилии поданных ему Божественных откровений, он всегда оставался смиренным иноком, желавшим во всем послужить монашеской братии и мирянам, приходившим в обитель за советом и утешением. Место для нового поселения он выбрал в глухом лесу на берегу прекрасного озера, которое впоследствии стало именоваться Святым. Устроил себе малую хижину, питался лишь тем, что собирал в лесу: травами, ягодами, кореньями, — а хлеба уже не вкушал.

Семь лет преподобный Александр провел в полном одиночестве, воспевая псалмы и вознося молитвы. За это время испытал лютые страдания от голода, стужи и болезней. В конце концов состояние его стало так худо, что от боли он уже не мог молиться стоя, не мог даже наклонить голову, а потому без сил лежал на земле и творил молитвы на память, прося Господа об исцелении. И вновь сподобился удивительного чуда. Явился к нему, изнемогающему, светлый муж и спросил:
— Что с тобою? Чем ты страдаешь?
— Господин, у меня болит внутренность.
— Покажи где...
Ангел положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и сказал: — Теперь здрав будешь. Работай Господу Богу отныне и до века. И тотчас выздоровел преподобный Александр и возблагодарил человеколюбивого Бога за множество невыразимых милостей Его. Господь Сам и учил, и лечил, и кормил, и заботился о монахе-подвижнике.

Подготовила Н.Васильева.
Исп. житие преп. Александра Свирского




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |