на главную

Патриарх Пимен: «Господь судил мне быть пастырем»

20 апреля/3 мая – день памяти Патриарха Пимена (Извекова) (1910-1990). Среди выдающихся церковных деятелей ХХ века особое место занимает Святейший Патриарх Пимен (в миру – Сергей Михайлович Извеков). Строгая верность Православию, смиренномудрие и глубокая молитвенность, любовь к родным традициям и церковнославянскому языку – вот те качества, что отличали его и помогали вести церковный корабль среди бурь минувшего века.

Он прожил долгую и трудную жизнь, испытал лагеря и гонения, тюрьмы и ссылки, воевал, голодал, как мог, противостоял богоборческой власти и защищал Церковь. Немного не дожил он до торжества Православия, но зорким оком уже видел те изменения, которые приведут Русский народ к духовному возрождению. Сергей Извеков родился в г.Богородске (Ногинске) Московской губернии в семье служащего.

После рождения старшей дочери все дети Извековых умирали в младенчестве. Когда родился сын Сергей, Пелагея Афанасьевна дала обет посвятить дитя Богу. И слово свое сдержала: на руках заботливой, благочестивой матери вырос будущий Патриарх. Воспитывался он в строгой православной традиции провинциального городка и родной семьи. В доме было много духовной литературы, и мать часто читала сыну вслух.

С детства он проводил часы за чтением книг и молитв. В семье особо чтили Владимирский образ Божией Матери, и спустя много лет интронизация Патриарха Пимена совершилась именно в день празднования Владимирской святыни. Когда Сереже было 8 лет, мать повезла его в Троице-Сергиеву Лавру на первую исповедь и причастие. Он на всю жизнь запомнил ту поездку и позднее говорил, что «в дни недоумений и печалей всегда искал помощи у гробниц святых подвижников Сергиевой Лавры».

В школе он был одним из лучших учеников, но праздничные и свободные дни проводил только в храме, читал и пел на клиросе. Он имел прекрасный голос, и его, 13-летнего школьника, пригласили петь в архиерейском хоре Богоявленского собора. Он прошел там такую хорошую подготовку, что уже в юные годы сам стал руководителем церковного хора. Он ревностно изучал Священное Писание, читал Святых Отцов, с детства увлекался творениями «русского Златоуста» — архиепископа Иннокентия Херсонского.

Окончив школу в 15 лет, Сергей уже твердо решил стать монахом. И 4 декабря 1925 года его постригли в рясофор с именем Платон, а в 17 лет(!) – в мантию с именем Пимен, в честь преп. пустынника Пимена Великого. В переводе с греческого это имя означает «пастырь». «Господь судил мне быть пастырем, – говорил Патриарх, – и Он же заповедал в Евангелии: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы». Мое имя обязывает ко многому».

Принимая монашество, он знал, что выбирает тяжелейший путь: борьба с духовенством в те годы достигла пика. Священников гнали из храмов, лишали жилья, земли, пропитания. Чтобы выжить, иные слагали с себя сан, но страх за свою судьбу не мог остановить будущего Патриарха. Он горел желанием посвятить себя Богу.

В 1937 году, когда начались массовые аресты, иеромонах Пимен тоже был арестован и приговорен к заключению в Дмитровском исправительно-трудовом лагере НКВД. Узники работали на строительстве канала Москва-Волга. По завершении объекта лагерь закрыли, а заключенных выслали в Узбекистан. Время в ссылке не прошло даром: отец Пимен работал и учился в Андижанском пединституте.

Когда началась война, его призвали на фронт. (По другим данным, он пошел в армию добровольцем). В январе 1942 года его назначили командиром пулеметного взвода, а через два месяца перевели помощником начштаба 519-го стрелкового полка, который находился в резерве Ставки. Он был грамотным и ответственным работником – в штабе такие были нужны.

В 1943 году во время боев под Харьковом, при переправе через реку Уду, он был тяжело ранен. В полку сочли, что «ст. лейтенант Извеков С.М. пропал без вести 26.8.43», но Господь сохранил будущего Патриарха. Раненый и контуженый, он все-таки выжил, долго лечился в Москве, а потом его комиссовали. И все эти годы он мечтал вернуться к священнослужению.

В 1949 году Патриарх Алексий I подписал указ о назначении его наместником Псково-Печерского монастыря. Эта весть застала отца Пимена врасплох. Ничего не зная о мужском монастыре где-то на границе России и Эстонии, в районе, где недавно шли бои, он тяжело переживал. «Впереди предстояла большая работа, связанная с налаживанием уставной жизни и строительством разрушенных храмов, – вспоминал его келейник Сергий Соколов. – Однако то, с чем пришлось ему встретиться, превзошло самые худшие опасения. Проблемой, которая постоянно стояла на повестке дня, была жгучая ненависть светских властей к монастырю, выливавшаяся в досадные конфликты и регулярные попытки его закрыть».

Меж тем народ горячо полюбил наместника Пимена за прекрасные, одухотворенные службы и удивительные проповеди. Храмы, когда он служил, были переполнены, а его проповеди приходили слушать даже неверующие люди. Кроме того, он был хорошим организатором и хозяйственником, вникал в каждое дело. Ежедневно его можно было видеть на рабочих объектах монастыря, на самых тяжелых послушаниях.

Он был талантлив во всем. Составил, например, акафист всем преподобным отцам и матери Вассе Псково-Печерским. «Но главная его заслуга была, конечно, в священнослужении, – говорит протоиерей Евгений Пелешев. – Он так вдохновенно служил литургию, что нам, монахам и прихожанам, можно было молиться и молиться без конца. Любую его проповедь можно было слушать, услаждаясь каждой фразой». Добрая слава о Псково-Печерском монастыре и его наместнике быстро разошлась по России, и туда стали собираться тысячи паломников.

В последующие годы отец Пимен прошел путь от игумена монастыря до митрополита Крутицкого и Коломенского, управляющего делами Русской Православной Церкви. И в 1970 году, когда отошел ко Господу Патриарх Алексий I, обязанности Местоблюстителя были возложены на митрополита Пимена (Извекова). Еще через год, 2 июня 1971 года, Поместный Собор РПЦ возвел его на Патриаршую кафедру.

В 70-х годах уже не было массовых репрессий, и церковная жизнь была относительно стабильной. Однако государственная политика по отношению к РПЦ оставалась неизменно жесткой. Был установлен тотальный контроль за всеми проявлениями церковной жизни. Любые попытки расширить сферу дозволенного встречали стойкое противодействие. Патриарх испытывал постоянное давление со стороны коммунистической власти. Образно говоря, он находился в положении «птицы в золотой клетке».

Зная, что встрече с ним будут рады миллионы верующих в дальних уголках страны, он тяжело переживал, что не может посещать епархии. Иногда и пытался планировать какие-то поездки, но всегда это заканчивалось плачевно. Тяжким был его первосвятительский крест.

В конце 1988 года врачи дали Патриарху мрачный прогноз о прогрессирующей болезни и обещали полугодовую мучительную кончину. Предложили операцию. Он отклонил ее кратким: «На всё воля Божия. Нет, категорически нет!» И продолжал трудиться по мере сил. В те дни, когда казалось, жизнь его вот-вот прервется, он приступал к таинству соборования. Врачи признали: «Святейший жил только молитвой».

Двадцать лет он стоял во главе Церкви, много трудов положил для нее и отошел ко Господу 3 мая 1990 года, через несколько часов после принятия Христовых Таин. Молитвами Святейшего Патриарха Пимена да сохранит Господь Церковь Русскую от всех бед и напастей, и врата ада не одолеют ее.

Подготовила Ксения Миронова




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |