на главную

1 (14) мая – память святого пророка Иеремии. Почему пророки терпят безчестье?

Бог призвал Иеремию к пророческому служению в VII веке до Р.Х., под конец правления царя Иосии. Сам Иеремия так говорит об этом: «И было ко мне слово Господне: "Я освятил тебя и поставил пророком для народов”. Я же возразил: "О Господи Боже, я не умею говорить, ибо я еще молод”. Но Господь сказал мне: "Не говори о своей молодости, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, ты пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся никого, ибо Я с тобою. Скажи иудеям все, что Я повелю тебе, не малодушествуй пред ними”.

Пророчество было особым служением Божиим, которое требовало от человека полного самоотречения. Наставленный Самим Господом и укрепленный обещанием Его помощи, молодой Иеремия (ему было около 20 лет) ревностно приступил к своему делу. Он начал строго обличать иудеев за идолопоклонство и отступление от Бога, грозя им бедствиями грядущей войны. Он являлся всюду, где было значительное собрание людей, увещевал их со слезами, но иудеи отвечали ему насмешками, бранью, даже покушались на его жизнь.

Проповедь его отвергли все: и бедные, и богатые, – и он тяжко страдал от одиночества. В сокрушении сердца сетовал: «Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею!» (Иер. 15, 10). 23 года пророчествовал он, убеждая иудеев возвратиться на путь служения Богу, но нравственное падение их достигло такой глубины, что Господь повелел Иеремии: «Отгони их от лица Моего, пусть они отойдут» (Иер. 15, 1). «Ты же не проси за этот народ, и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя» (Иер. 7, 16).

Бедствия, предсказанные им, начались вскоре после смерти царя Иосии. Иеремия начал возглашать вслух жителям Иерусалима: «Так говорит Господь Бог: Я пошлю на вас племена северныя и Навуходоносора, царя вавилонскаго, приведу их на эту землю, разорю ее и обращу в пустыню вечную. И будут эти народы в рабстве у царя вавилонского семьдесят лет». Старейшины иудейские, раздраженные этими словами, хотели предать Иеремию смерти, но благодаря заступничеству одного вельможи смертную казнь заменили заключением в темнице.

Между тем скоро настало время, когда действительно пришел вавилонский царь с войском, взял Иерусалим, захватил из храма священные сосуды, а многих еврейских отроков знатного рода увел в плен. Когда же иудейский правитель Иоаким перестал платить дань завоевателю, Навуходоносор вновь пришел с войском и вторично овладел Иерусалимом. Город был разрушен до основания, храм и дворец сожжены. Большая часть жителей была уведена в плен, меньшая осталась на своей земле.

Так исполнилось предсказание Иеремии о разорении Иерусалима. И с горечью вопрошал он: «За что погибла страна и выжжена, как пустыня, так что никто не проходит по ней?» «И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов» (Иер. 9,12-13).

…Размыслим о том, почему каждый пророк терпит в земной жизни безчестие? Потому, что он становится выше своих современников, ясно видит их заблуждения и пороки, сильно обличает, требуя покаяния и исправления. Зависть, не терпящая возвышения над собою, заблуждения, не терпящие обличения, первоначально рождают досаду на обличителя, потом месть, и, наконец, безчестие. «Аще от мира бысте были», сказал Спаситель ученикам Своим, «мир убо свое любил бы. Ныне же от мира несте, сего ради ненавидит вас мир. Аще Мене изгнаша, и вас ижденут» (Ин. 15, 19-20).

То есть Спаситель как бы так говорит: если бы вы стояли наравне со всеми и не замечали ничьих пороков, то сонм народа любил бы вас, как своих сообщников. Но поскольку Я поставляю вас выше этого сонма, чтоб открыть его заблуждения, то он и не может любить вас, как людей, тревожащих совесть, потрясающих сердца, нарушающих спокойствие жизни требованием подвигов покаяния и исправления. Вместо удовлетворения справедливым вашим требованиям, существенно полезным для самого исправляемого мира, мир ненавидит вас, и за ваши наставления платит безчестием.

(По поучениям архим. Климента «Год в новом Иерусалиме». 1856 год)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |