на главную

Крещение составляет необходимую принадлежность христианства

Пріиде Іисусъ отъ Назарета галилейскаго, и крестися отъ Іоанна во Іорданѣ (Марк. 1, 9).

 

Въ первый еще разъ Іоаннъ удостоился лицезрѣнія своего Спасителя. Но и сія встрѣча, при началѣ своемъ, больше изумила его, нежели обрадовала. Посланный проповѣдывать сынамъ Израилевымъ приближеніе царствія Божія, — Іоаннъ призывалъ всѣхъ къ покаянію. Грѣшниковъ кающихся крестилъ водою. Всѣмъ однако внушалъ, что его крещеніе есть только предуготовительное: Азъ крестихъ вы водою; грядетъ же крѣплій мене во слѣдъ мене: Той креститъ вы Духомъ Святымъ (Марк. 1, 7-8). Онъ креститъ васъ, — но будетъ ли Самъ креститься, это еще не было извѣстно.

И се, среди множества грѣшниковъ, грядущихъ для крещенія, приближается ко Іордану и самъ Спаситель грѣшниковъ. Іоаннъ узналъ Его издалеча, и указалъ предстоящимъ: Се Агнецъ Божій (Іоан. 1, 36). Но каково было изумленіе его, когда Іисусъ Христосъ и Самъ потребовалъ крещенія! Чувство безусловной покорности уступило мѣсто благоговѣйному страху. Іоаннъ смутился. Безгрѣшному креститься! Владыкѣ отъ раба! Свѣтильнику просвѣщать Солнце. Мнѣ — и Кого? Человѣку — Бога! И въ чье имя буду крестить Тебя? Во имя ли Отца? но Отецъ въ Тебѣ, и Ты во Отцѣ. Во имя ли Сына? но Ты Сынъ Божій единородный. Во имя ли Духа Святаго? но Онъ въ Тебѣ почиваетъ. Крести меня крестителя. Азъ требую тобою креститися (Матѳ. 3, 14)!

Остави нынѣ, отвѣчаетъ ему кроткій Искупитель, — не препятствуй Мнѣ исполнить волю Отца и Мою собственную волю. Все, чего требуетъ планъ домостроительства Божія о спасеніи человѣковъ, — все, что было прообразовано и предсказано въ ветхомъ завѣтѣ, Мнѣ надобно исполнить: тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду (ст. 15). Іоаннъ повиновался и крестилъ Господа своего.

Поистинѣ здѣсь должно заключаться великое таинство. Въ жизни Іисуса Христа отпечатлѣвается судьба всей христіанской Церкви. Его дѣла должны служить закономъ и образцомъ нашей дѣятельности, — единственнымъ путемъ, ведущимъ въ животъ вѣчный, въ царство Отца небеснаго; ибо самъ Онъ говоритъ: никтоже можетъ пріити ко Отцу, токмо Мною (Іоан. 14, 6). Посему, если Спаситель нашъ благоволилъ креститься, то это значитъ, что крещеніе составляетъ необходимую принадлежность христіанства, и безъ него никто не можетъ быть членомъ таинственнаго тѣла Христовой Церкви. Самъ Господь сказалъ: аще кто не родится водою и духомъ, не можетъ внити въ царствіе Божіе (Іоан. 3, 5). Итакъ крещеніе Спасителя есть вмѣстѣ и установленіе для цѣлой Церкви, — установленіе таинственное; ибо съ крещеніемъ водою нераздѣльно соединено крещеніе и Духомъ Святымъ, ниспосланіе на человѣка даровъ благодати.

Христіане! Мы всѣ сподобились святаго крещенія, и чрезъ то получили ничѣмъ незаслуженное право именоваться чадами Божіими, сонаслѣдниками, братіями Христовыми. Такъ важно и благодѣтельно для насъ таинство крещенія! Но чѣмъ больше даръ Божій, тѣмъ осторожнѣе должно сберечь его, тѣмъ тягостнѣе и ужаснѣе участь тѣхъ, которые, по нерадѣнію, его утратятъ. Христіанамъ, нынѣ особенно, въ самый день установленія великаго таинства крещенія, должно съ полнымъ вниманіемъ размыслить, какое основаніе, какая сущность и цѣль святаго крещенія? и къ чему насъ оно обязываетъ?

Когда Богъ вступилъ въ завѣтъ съ Авраамомъ, то постановилъ съ обѣихъ сторонъ слѣдующія условія: возращу тя зѣло зѣло, и положу тя въ народы, и царіе изъ тебе изыдутъ. И дамъ тебѣ и сѣмени твоему по тебѣ землю, въ ней же обитаеши, всю землю Ханааню во одержаніе вѣчное, и буду имъ Богъ. Ты же завѣтъ Мой соблюдеши, и сѣмя твое по тебѣ въ роды ихъ: обрѣжется отъ васъ всякъ мужескъ полъ, и будетъ въ знаменіе завѣта между Мною и вами (Быт. 17, 6. 8-11). Это знаменіе завѣта, по изъясненію апостола Павла, служило печатію оправданія, которое Авраамъ получилъ отъ вѣры (Рим. 4, 11). Оно было также таинствомъ въ іудейской Церкви. Необрѣзанный не могъ принадлежать къ обществу избраннаго народа Божія, и не имѣлъ права на полученіе тѣхъ благъ, которыя Богъ обѣщалъ Аврааму. Таинство сіе сохраняло силу свою до самаго рождества Христова. Самъ Господь исполнилъ сей законъ; вмѣстѣ съ тѣмъ онъ, какъ временный, потерялъ свою обязательную силу. Вмѣсто обрѣзанія Іисусъ Христосъ установилъ новое таинство — крещеніе. Какое основаніе и назначаніе онаго?

Крещеніе водою есть видимый знакъ новаго завѣта между Богомъ и человѣкомъ. По силѣ сего завѣта Богъ обѣщаетъ человѣку возвратить все, потерянное имъ во Адамѣ, — возстановить въ душѣ его образъ Божій, — отпустить всѣ грѣхи его, и сверхъ того даровать ему все, что пріобрѣтено для рода человѣческаго заслугами Искупителя, — благодать Святаго Духа, оживляющую, просвѣщающую и спасающую, благодать всыновленія и всѣ блага царствія своего. Отъ человѣка Онъ требуетъ только живой, сердечной вѣры въ заслуги Искупителя, и крещенія, которое бы служило печатію сей вѣры: Иже вѣру иметъ, и крестится, спасенъ будетъ (Марк. 16, 16).

При семъ естественно могутъ родиться слѣдующіе два вопроса:

Первый — для чего Спаситель требуетъ отъ насъ видимаго крещенія? Ужели безъ онаго не можетъ крестить насъ Духомъ Святымъ и сообщить намъ дары благодати? — Такъ, христіане! Если бы мы были безплотные духи, подобные Ангеламъ, тогда крещеніе водою было бы для насъ не нужно. Но мы обложены плотію. Какъ душа, такъ и тѣло заражены грѣхомъ. Какъ душа, такъ и тѣло, будучи предопредѣлены къ блаженному безсмертію и вѣчной славѣ, сдѣлались къ тому неспособны. Слѣдственно та и другая часть существа нашего требуетъ очищенія. Для души нужно крещеніе Духомъ Святымъ, который, обновляя душу, освящаетъ и самое тѣло. Для тѣла нужно крещеніе водою, которая, будучи освящена наитіемъ Святаго Духа, потому самому не только очищаетъ тѣло, но имѣетъ спасительное дѣйствіе и на душу.

Второй вопросъ: Если, для полученія даровъ духовныхъ въ крещеніи, необходимымъ и единственнымъ условіемъ со стороны человѣка поставляется живая вѣра въ заслуги Искупителя, то сподобляются ли даровъ сихъ младенцы, когда крестятся въ такомъ возрастѣ, что неспособны ни размышлять, ни вѣровать? Вопросъ сей тѣмъ важнѣе для насъ, что мы обыкновенно крестимся въ младенчествѣ.

Православная Церковь, во всѣ времена, постоянно утверждала и утверждаетъ, что крещеніе въ такомъ возрастѣ столь же дѣйствительно, какъ и въ совершеннолѣтіи, что мдаденцы вступаютъ въ завѣтъ съ Богомъ при посредствѣ своихъ родителей и воспріемниковъ, и вѣра сихъ послѣднихъ вмѣняется имъ въ правду. Такое ученіе имѣетъ основаніе въ самомъ Евангеліи. Іисусъ Христосъ исцѣлилъ дщерь жены хананейской, по вѣрѣ матери ея; при Ѳаворской горѣ исцѣлилъ бѣсноватаго, по вѣрѣ отца его; укрѣпилъ разслабленнаго, по вѣрѣ принесшихъ его; воскресилъ сына Іаирова, по вѣрѣ отца его. Если здѣсь вѣра одного могла низводить силу благодати на другаго, то и въ крещеніи вѣра родителей и воспріемниковъ, безъ всякаго сомнѣнія, можетъ приносить плодъ для младенцевъ. Младенецъ, устами воспріемниковъ, отрицается отъ діавола и всѣхъ дѣлъ его, отъ служенія міру, и всего, чтó въ мірѣ, даетъ обѣтъ Богу жить для одного Бога. Завѣтъ заключенъ: съ сего времени начинается тайнодѣйствіе крещенія. Младенецъ или совершеннолѣтній погружается въ воду, въ знаменіе того, что онъ умираетъ для грѣха, міра и діавола, — спогребается Христу крещеніемъ въ смерть (Рим. 6, 4), погружается троекратно въ знаменіе тридневнаго пребыванія Іисуса Христа во гробѣ. Духъ Божій, какъ при первоначальномъ сотвореніи вселенной, носился надъ водами, согрѣвалъ и оплодотворялъ еще неустроенную землю, такъ и здѣсь: носясь надъ водою крещенія, согрѣваетъ и оплодотворяетъ мертвенное, вливаетъ въ человѣка Божественную силу свою, и возрождаетъ его въ новую духовную жизнь. Изшествіе изъ купѣли крещенія знаменуетъ воскресеніе человѣка со Христомъ, готовность ходить во обновленіи жизни (Рим. 6, 4).

Итакъ въ крещеніи мы примѣчаемъ два главныхъ дѣйствія благодати Божіей: она очищаетъ насъ отъ всякой скверны грѣха, и облекаетъ въ одежду чистоты и святости, въ заслуги Христовы. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). И съ своей стороны мы даемъ два главныхъ обѣта: быть мертвыми грѣху, и живыми Богови (Рим. 6, 11). Если вѣрно исполняемъ сіи обѣты, вѣрно и спасеніе наше. Если же нарушили, и остаемся къ тому равнодушными, то кто избавитъ насъ отъ грядущаго гнѣва (Лук. 3, 7)? Союзъ съ Богомъ расторженъ, благодать попрана, залогъ спасенія потерянъ. На что надѣешься, вѣроломный? На обѣтованія? Богъ вѣренъ своимъ обѣтованіямъ, но только для людей, вѣрныхъ своимъ обѣтамъ! Онъ поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 7)!

Жалѣть надобно о тѣхъ христіанахъ, которые, получивъ въ крещеніи прощеніе грѣховъ и даръ Святаго Духа, думаютъ, что можно жить, не заботясь о будущемъ жребіи. О, какъ мало понимаютъ они и сущность крещенія, и свойства своей природы, и законъ, на которомъ основывается общеніе человѣка съ Богомъ!

Мы сказали, что крещеніе очищаетъ насъ отъ скверны грѣховной. Но что очищено, то можетъ опять оскверниться, если опять возобладаетъ грѣхъ. Въ крещеніи мы совлеклись ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотяхъ прельщающихъ (Ефес. 4, 22), но припомните слова Апостола: ветхій человѣкъ истлѣваетъ постепенно, не вдругъ. Мы умерли грѣху, но грѣхъ оживать можетъ, и не прежде умретъ въ насъ совершенно эта стоглавая гидра, какъ съ разрушеніемъ бреннаго состава нашего. Мы отверглись діавола, но діаволъ никогда не престаетъ слѣдить всѣ шаги наши, всегда ищетъ опять завладѣть нами. Благодатію крещенія мы родились въ новую жизнь, но и сія жизнь тогда была какбы въ зародышѣ, или, по словамъ Апостола, какъ искра подъ пепломъ, которую непрестанно должно возгрѣвать (2 Тим. 1, 6). Какъ внѣшній человѣкъ истлѣваетъ постепенно, такъ и внутренній растетъ не вдругъ, но, по ученію Апостола, обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Онъ требуетъ также свойственной ему помощи — плодовъ духовныхъ: любви, радости, мира, долготерпѣнія, вѣры, кротости, милосердія (Гал. 5, 22). Его силы раскрываются и укрѣпляются по той мѣрѣ, какъ мы упражняемъ ихъ въ дѣлахъ благочестія. Въ крещеніи благодать сообщила намъ силу преодолѣвать порочныя наклонности и исполнять заповѣди евангельскія. Богъ и теперь никому не отказываетъ въ благодатномъ содѣйствіи и помощи. Нужно однако, чтобы человѣкъ и самъ не предавался безпечности и праздности.

Все это ведетъ насъ къ тому заключенію, что, вступивъ однажды въ торжественный завѣтъ съ Богомъ и запечатлѣвъ завѣтъ сей таинствомъ крещенія, мы обязываемся чрезъ всю жизнь тщательно исполнять условія завѣта, — сохранять живую вѣру въ Господа Іисуса Христа и упражнять ее съ одной стороны въ умерщвленіи внѣшняго человѣка, то есть, въ отсѣченіи порочныхъ навыковъ сердца, въ укрощеніи страстей, — съ другой стороны — въ обновленіи внутренняго человѣка, то есть, въ пріобрѣтеніи навыка къ добрымъ дѣламъ, въ просвѣщеніи ума свѣтомъ евангельскимъ, въ образованіи сердца по духу Христову, — въ непрестанномъ стремленіи къ богоподобію.

Ты вѣруешъ въ Бога? Покажи мнѣ вѣру твою отъ дѣлъ твоихъ, говоритъ апостолъ Іаковъ (2, 18). Ты вѣруешь, что Богъ есть свѣтъ, и тмы въ Нѣмъ нѣсть ни единыя (Іоан. 1, 5); зачѣмъ же искажаешь образъ Его въ душѣ твоей, — самъ кладешь на нее черныя пятна? Вѣруешь, что Богъ святъ, и никто лукавнуяй не преселится къ Нему (Псал. 5, 5); а между тѣмъ любишь неправду, клянешься во лжу, сплетаешь коварство и льщеніе, предаешься зависти и гнѣву, ищешь удовольствій въ разсѣянности. Вѣруешь, что Богъ правосуденъ, истиненъ, всевѣдущъ; и однако не боишься суда Его, равнодушенъ къ прещеніямъ, хочешь извинять себя такими предлогами, коихъ неосновательность видитъ и слабый умъ человѣка. Вѣруешь, что Богъ есть Творецъ твой, Промыслитель, Отецъ, непощадившій для тебя единороднаго своего Сына; а между тѣмъ обо всемъ чаще воспоминаешь, все любишь, кромѣ одного Бога!

И съ такимъ сердцемъ, — о Боже! — съ такою душею — мы однако говоримъ, что крестились во имя Твое, спогреблись Тебѣ крещеніемъ въ смерть (Рим. 6,4), дали обѣтъ умереть грѣху, до крове подвизаться противу козней діавольскихъ (Евр. 12, 4; Ефес. 6, 11), и пребывать Тебѣ вѣрными до конца!

Въ таинствѣ крещенія мы облеклись во Христа. Сберегли ли сію драгоцѣннѣйшую одежду? Въ ней — только въ ней одной позволено явиться на вечерю Агнца! Сберегли ли ее? Это знаетъ совѣсть каждаго. Я не намѣренъ обличать, а только хочу напомнить святѣйшій долгъ. Мы облеклись въ безцѣнныя заслуги Христовы, силою благодати привились какъ вѣтви къ сей животворной лозѣ, дабы, питаясь ея жизнію, приносили плоды, сообразные съ ея природою. Мы сдѣлались едино со Христомъ. Слѣдственно, мы обязаны и мыслить сообразно съ умомъ Христовымъ, и желать того, что любитъ Христосъ, и поступать такъ, какъ учатъ Его примѣръ и слово. Кто иначе мыслитъ и поступаетъ, тотъ Духа Христова не имать. Аще же кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Его (Рим. 8, 9). Источникъ нашей мудрости — Его Евангеліе. Наша слава, наша честь, наше богатство во Христѣ. Наша радость и утѣшеніе, наша жизнь и блаженство въ любви къ сладчайшему Іисусу.

Соединившись со Христомъ въ таинствѣ крещенія, пребудемъ Ему вѣрными до смерти, и дастъ намъ вѣнецъ живота (Апок. 2, 10). Аминь.

 

Митрополит Исидор Никольский († 1892 г.)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |