на главную

«Лампада во мраке нашей греховной жизни». 31 мая – память святого праведного Иоанна Кормянского

Много угодников Божиих на Святой Руси, но снова и снова Господь прославляет и пополняет небесный полк молитвенников за землю нашу. 31 мая 1998 года был канонизирован в лике местночтимых святых Белорусской Православной Церкви протоиерей Иоанн Гашкевич. А 30 ноября 2017 года решением Архиерейского Собора РПЦ имя праведного Иоанна Кормянского было включено в месяцеслов для общецерковного почитания.

Родители Иоанна с радостью готовились к рождению ребенка. Каждую службу будущая мать приобщалась Святых Христовых Тайн. Однажды в храме молился юродивый. Увидев мать будущего праведника, он подошел к ней, низко поклонился и произнес: «Хотел бы я взять у него благословение, но не доживу». Так родители узнали, что у них родится третий сын, и что будет он служителем алтаря.

Ваня участвовал в церковной жизни с раннего детства – вместе с братьями Львом и Николаем, которые тоже потом стали священниками. В 4 года он уже был свещеносцем. После службы убирал алтарь, мыл полы, чистил лампады. Часто с отцом мальчики спускались в подземелье и усердно молились. Здесь и родилась у Вани мечта – побывать в Киево-Печерской Лавре, поклониться ее святыням. В 18 лет он поступил в Могилевскую духовную семинарию. Окончил ее в 1859 году и был направлен законоучителем в Огородненскую церковно-приходскую школу. Там познакомился со своей будущей женой Марией. В 1862 году, вскоре после венчания, был рукоположен во иереи и определен в церковь Рождества Богородицы в деревне Шерстин Рогачевского уезда.

За 14 лет, прожитых в этой белорусской деревне, в семье Гашкевичей родилось четверо детей: Михаил и Симеон стали священниками, Игнатий – псаломщиком и дочь Татьяна. В 1876 году по личной просьбе отец Иоанн был переведен в селение Огородня Гомельского уезда. На новом приходе он положил много трудов по благоустройству храма и приходских построек. Своего жилья он не имел до конца своих дней, а проживал в церковном домике рядом с храмом. Позже жена родила ему еще троих детей: дочь Анну, сыновей Платона и Иоанна, которые тоже стали священниками.

После рождения младшего сына в 1885 году отец Иоанн исполнил свою давнюю мечту: посетил Киево-Печерскую Лавру и получил благословение от старцев на монашеский образ жизни. И уже до смерти батюшка не вкушал мясной пищи, строго постился в среду и пятницу, лишь после вечернего богослужения вкушая просфору и немного святой воды. Ночами батюшка молился. Самым главным его занятием было умное делание – Иисусова молитва. Этому он научал своих сыновей и духовных чад.

Помощник старца рассказывал: «Приду поздно с гулянья, а в окно видать, как горит у батюшки свеча, и он на коленях стоит, молится Господу. Утром не успею встать, а батюшка уже полунощницу прочитал и акафист читает». Осенью он уходил молиться на гумно – с вечера до рассвета, там ему никто не мешал. Со слезами возносил молитвы ко Господу за весь мир, который стоял над пропастью безбожия и глумился над верой. На службы в храм к старцу приходили люди из окрестных деревень, чтобы утешиться и прикоснуться краешком души к благодати, которая явно присутствовала там вместе с добрым пастырем.

Проповедуя слово Божие, отец Иоанн призывал всех к покаянию: «Скоро Господь изольет на нас чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяне. Грядущее поколение узрит в храмах мерзость запустения». Однажды он сказал, что за кровь Помазанника Божия Россия прольет много крови… Многим батюшка помогал и советами, и молитвами, и делом, часто повторяя слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Особо заботился о вдовах и сиротах, так что всей своей жизнью он исполнил заповедь о любви к Богу и ближнему. Это видели и прихожане храма, в котором он настоятельствовал 36 лет, и духовное начальство.

Однажды к батюшке за помощью пришла вдова, у которой осталось пять деток, а муж погиб в Первую мировую войну. Видя ее чистую душу, батюшка дал ей ту же милостыню, что и праведный Филарет Милостивый, – отдал свою корову: «Веди, твоим деткам она нужней будет, нежели мне». Как-то раз заметил батюшка, что дровишки под сараем кто-то ночью берет. Решил он спасти того человека от греха воровства. Сел под сарай и стал читать Иисусову молитву.

Приходит бедная вдова, перекрестилась, наложила вязку дров, а батюшка говорит ей: «Погоди, Марья, подам тебе, а то тяжело поднять». Тут-то несчастная и взмолилась, прося прощения у старца. Он поглядел, сжалился и говорит: «Бог благословит, бери дрова, грей печку деткам. Мне Господь послал, пусть и тебе будет, чтобы не замерзли». Так целую зиму уже днем, с благословения батюшки, ходила вдова по дрова к нему.

Монахиня Феодосия вспоминала: «Когда я была еще отроковицей, мы с подружками приходили в церковь заранее, до службы. Однажды сидели на пороге храма, дожидаясь, когда его откроют. Видим, идет батюшка. Ему было уже за 70, и ходил он с палочкой. Когда он подошел к крыльцу, палочка выпала у него из рук, я подбежала, подала ее, а батюшка погладил меня по голове и говорит: "Боженьке будешь служить, Боженьке”. Так и вышло: в старости меня благословили быть алтарницей, а потом и в мантию постригли. Моему отцу он говорил: "Расти, расти цветок, Божией Матери служить будет”.

После службы в воскресенье батюшка отчитывал бесноватых. Привозили к нему больного, держа втроем, вчетвером, а уходил человек от него исцеленным». За годы своего служения отец Иоанн нес немало ответственных послушаний, в 70 лет был возведен в сан протоиерея. Имел награды: набедренник, скуфью, камилавку, золотой наперсный крест, ордена Святой Анны и Святого равноапостольного князя Владимира. В 75 лет он вышел за штат по возрасту и состоянию здоровья, а на его место в храме заступил младший сын Иоанн.

Земная жизнь святого прав. Иоанна Гашкевича окончилась осенью 1917 года (точная дата не установлена). Свято-Никольская церковь не закрывалась ни днем, ни ночью: три дня прощались люди со своим добрым пастырем. Достойно завершив свой земной путь, протоиерей Иоанн перешел в Царство Небесное. За милосердие и любовь к людям Господь наградил простого сельского священника даром прозорливости и чудотворений.

Он не дожил до революции, но предсказал ее: «Будут прыгать на мне, да гроб крепкий будет». Так и вышло: в 50-х годах коммунисты храм сожгли, а все оставшееся от пожара счистили трактором в ров. При этом плиты и кресты тоже снесли. Место стало ровное, и там устроили футбольное поле и площадку для танцев. Сколько ни прыгали, но гроб выдержал. Только при раскопках фундамента церкви гроб был поврежден трактором. Вот тогда люди вспомнили, что здесь похоронен забытый ими пастырь.

В июле 1991 года состоялось обретение и перенесение нетленных мощей протоиерея Иоанна. Когда открыли крышку гроба, увидели старца в зеленом облачении, с деревянным крестом в руках, маленьким Евангелием на груди и литографическим изображением иконы его небесного покровителя – апостола любви Иоанна Богослова. Мощи положили в каменном склепе за алтарной апсидой Покровской церкви в деревне Корма Гомельской области. Целую неделю там совершались богослужения, от мощей исходило дивное благоухание. Вскоре стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления.

Спустя шесть лет, 9 сентября 1997 года, мощи св. прав. отца Иоанна были извлечены из-под спуда и поставлены для поклонения в Покровском храме. Став местом паломничества, в 2000 году Покровский приход был преобразован в Иоанно-Кормянский женский монастырь. К цельбоносным мощам угодника Божия постоянно идут верующие, и всем, кто обращается к нему за помощью, святой праведный Иоанн указывает путь ко спасению через веру в Бога и святую Православную Церковь.

Подготовила Ксения Миронова.
(По материалам Свято-Иоанно-Кормянского женского монастыря)
Источник: "Православный Крест" 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |