на главную

Без внешнего благочестия не будет и внутреннего. Письмо на раздумье

Довольно часто в публикациях говорится о том, что современные священники гладко выбриты, коротко подстрижены, в алтарь входят в трико и майках с короткими рукавами или другой неподобающей одежде. При этом отмечается, что внутреннее благочестие важнее наружного, и не надо мирянам обращать на это внимание. Но авторы подобных заметок при этом как-то забывают напомнить, что без наружного благочестия никогда не будет и внутреннего.

Об этом очень хорошо говорится у святителя Игнатия Брянчанинова. Хотя он написал это к монахам, но, без сомнения, это относится и ко всем православным христианам. Я думаю, что как хлеб может быть мягким и сухарём, но голодающий человек при отсутствии мягкого хлеба должен питаться хотя бы сухарями, чтобы не умереть от голода, так и благочестие.

Здорово, когда есть и то, и другое, но мы сейчас такие немощные духовно, по крайней мере, большинство, что соблюдение внешних правил - почти подвиг. Конечно, святители Тихон Задонский, Феофан Затворник и Димитрий Ростовский говорили правильно, но это было совершенно другое время и условия.

Привожу цитату из 5-го тома Собрания сочинений святителя Игнатия "Правила наружного поведения для новоначальных иноков", "Заключение". "Приведший свое наружное поведение в порядок, подобен хорошо обделанному сосуду, без скважин: в такой сосуд можно влагать драгоценное миро, влагать с уверенностью, что миро сохранится в целости. И монах, благоустроивший свои обычаи, делается способным к душевному деланию, которое хранится в целости благоустроенными телесными обычаями; оно, напротив того, никак не может удержаться в иноке, расстроенном по наружному поведению.

Святой Исаак Сирский в начале 56 Слова говорит: «Телесным деланием предваряется душевное, как сотворение тела в Адаме предшествовало вдуновению в него души. Не стяжавший телесного делания не может иметь и душевного: второе рождается от первого, как колос от нагого пшеничного зерна. Не имеющий душевного делания чужд духовных дарований».

Этот же преподобный в 46 Слове говорит: «Я видел многих великих и дивных отцов, которые более, нежели о прочих деланиях, заботились о благочинии чувств и навыках тела: от этого благочиния рождается благочиние помыслов. Многое случается с человеком вне его хотения и принуждает его нарушить пределы, себе положенные: почему если б он не находился в непрестанном хранении чувств, то при таких случаях долгое время не мог бы приходить в себя и находить прежнее свое мирное устроение».

В 89 Слове: «В присутствии друзей твоих веди себя благоговейно: поступая так, принесешь пользу себе и им, потому что душа часто свергает с себя узду охранения под предлогом любви. Остерегайся бесед: они не всегда полезны. В собраниях предпочитай молчание: оно предохраняет от многих (душевных) утрат. Не верь, брат, что внутренние помыслы могут быть удержаны без предварительного приведения тела в благое и благочинное устроение, убойся (дурных) привычек более, нежели бесов».

То есть можно сделать заключение, что наружное благочестие - это первая ступень к внутреннему восхождению. А между тем часто в статьях высказывается мнение, что оно совсем неважно. Вот так и получается у нас, что Апостол читать выходит женщина, да ещё в полупрозрачной одежде с короткими рукавами.

С уважением, Елена.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |