на главную

Святитель Киприан Карфагенский: почему болеют священники?

«После того, как у нас заболел священник, мы провели полную дезинфекцию всего храма — хоров, верхнего и нижнего приделов, алтарной и заалтарной части, всех проходов и лестниц. На территории обработали киоски, чайную и трапезную…Я не знаю, есть ли ещё более дезинфицированный храм, чем наш", — заявил настоятель одного из храмов в городе Краснодаре.

Так что теперь в алтаре храма: Святой Престол или дезинфицированный столик, хоть и под роскошной резной сенью? Послушаем, что говорит по этому поводу свт. Киприан Карфагенский (+258). В историю Церкви он вошел как искусный богослов, сочинения которого посвящены осмыслению вопросов вероотступничества (апостасии) и раскола (схизмы). Он считал их тягчайшими грехами.

Святителю Киприану принадлежит известное высказывание: «Тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». В третьем веке, когда жил свт. Киприан, Карфаген терзала моровая язва. Осмыслению этой беды посвящен его труд под названием «Почему от эпидемии умирают христиане так же, как и язычники? Куда смотрит Бог?»

"Хотя у весьма многих из вас, возлюбленнейшие братья, и ум тверд, и вера крепка, и душа благочестива так, что при настоящей чрезмерной смертности… не столько побеждается искушениями, сколько испытывается ими; однако в народе я замечаю и таких, которые, или по малодушию, или по зловерию, или по привязанности к временной жизни, или по нежности пола, или, что гораздо хуже, по уклонению от истины, не так мужественно стоят и не обнаруживают в сердце своем Божественной непобедимой силы. Этого обстоятельства не следует скрывать и проходить молчанием, но надлежит… положить конец безпечности слабодушных, чтобы тот, кто начал быть человеком Божиим и Христовым, пребыл достойным Бога и Христа.

Воинствуя Богу, мы должны знать себя, чтобы нисколько не тревожили и не смущали нас бури и смуты мирские. Ведь Господь предвозвестил, что все это будет, что будут по местам войны, голод, землетрясения и мор, и внушал нам предварительно, что бедствия в последние времена станут более и более умножаться. И вот сказанное сбывается! Когда же сбывается предсказанное, то затем последует и обещанное; а Господь Сам дал следующее обетование: «Егда узрите сия бывающа, ведите, яко близ есть Царствие Божие» (Лк. 21, 31).

Так, возлюбленнейшие братья, близ есть Царствие Божие: с прохождением мира настанет уже награда жизни, радость вечного спасения, всегдашняя безопасность и обладание раем, некогда утраченное; земное сменяется уже небесным, малое - великим, временное - вечным. Какое же тут место тоске и беспокойству? Кто при этом будет тревожиться и печалиться, как не тот, у кого недостает надежды и веры? Бояться смерти может только тот, кто не хочет идти ко Христу; а не хотеть идти ко Христу свойственно только тому, кто не верит, что он начнет царствовать со Христом. В Писании сказано, что праведный живет верою (Рим. 1, 17).

Если ты праведен и живешь верою; если истинно веруешь во Христа: то почему же тебе, предназначенному быть со Христом, при уверенности в обетование Господне, не принимать с любовию призыва ко Христу? А в этом мире надобно вести ежедневную войну с диаволом — в непрестанных стычках отражать копья его и стрелы: здесь у нас брань со сребролюбием, с блудом, с гневом, с тщеславием; здесь непрестанная и тяжкая борьба с плотскими пороками и прелестями века.

Если низложено сребролюбие, то восстает похоть; если похоть подавлена — возникает честолюбие; если поражено честолюбие — нас ожесточает гнев, надмевает гордость, завлекает пьянство, — вражда расстраивает согласие, ревность уничтожает дружбу. Вынужден бываешь злословить, хотя это запрещено законом Божественным, - клясться, хотя и это не позволено. Столько опасностей стесняют сердце! И приятно же оставаться надолго здесь, среди мечей диавольских, когда, при быстро распространяющейся смерти, следовало бы тем с большею охотою и желанием спешить ко Христу, который говорит: «Паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас». (Ин. 16, 22).

Итак, если видеть Христа, значит радоваться; если не может быть для нас радости без лицезрения Христова: то какая же это слепота ума, какое безсмыслие — любить тяготы, скорби и горести мирские и не спешить к радости, которой никто отнять от нас не может? Происходит же это, возлюбленнейшие братья, от недостатка веры — оттого, что никто не верит в истину обещанного Богом. По исшествии из сего мира Бог обещает тебе безсмертие — а ты в этом сомневаешься? Это значит — вовсе не знать Бога; это значит оскорблять неверием Христа, Господа и Учителя верующих; это значит — находиться в Церкви, в доме веры, и не иметь веры!

Некоторых смущает то, что нынешняя болезненная язва поражает наших наравне с язычниками: как будто христианин для того только и уверовал, чтобы бедствия не касались к нему, и он, при наслаждении мирским временным счастием, свободный от всяких зол, сохранен был для будущей радости! Притом, христианин знает и помнит, что ему в этом веке должно претерпеть более, чем другим. Божественное Писание так говорит в наше предостережение:

«Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение. Все елико аще нанесено ти будет, приими и во изменении смирения твоего долготерпии; яко во огни искушается злато, и человецы приятии в пещи смирения» (Сир. 2, 1, 4-5) Так, возлюбленнейшие братья, не должно роптать во время бедствий, но терпеливо сносить все, что ни случилось бы! В Писании сказано: жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19).

Итак, когда постигает нас болезнь, немощь или какое опустошение, тогда добродетель наша совершенствуется; тогда вера наша, пребыв твердою в искушениях, увенчивается. В том и состоит различие между нами и людьми, не ведущими Бога, что они в злоключениях жалуются и ропщут, а нас, напротив, бедствия не отклоняют от истинной веры и добродетели, но еще более укрепляют в них.

То, что расслабление желудка отнимает у нас телесные силы, что жар изнутри, перешедший в гортанные язвы, растравляет их, что непрерывная рвота потрясает внутренность, прилив крови делает воспаление в глазах, что у некоторых отсекаются руки и другие члены вследствие заразительного гниения, что от расслабления тела происходит дрожание в ногах, заграждается слух, повреждается зрение: все это способствует преспеянию веры.

И какое безстрашие — всеми силами несокрушимого духа мужественно противостоять всем таковым напорам лишений и смерти! Какая высота — стоять прямо среди развалин рода человеческого и не преклоняться долу вместе с теми, кои не имеют никакой надежды на Бога!


Почему надлежит радоваться и дорого ценить дар настоящего времени, в которое мы можем выказать крепость нашей веры, перенесши тяготу его, прийти ко Христу тесным путем Христовым и затем на суде Его получить награду жизни и веры. Во время настоящего мора многие из наших умирают, вземлются от мира сего. Но эта смертность, служащая пагубою иудеям, язычникам и прочим врагам Христовым, для рабов Божиих есть спасительное исшествие из мира.

Из того, что без всякого различия, вместе с людьми неправедными, умирают и праведные, никак не должно заключать, будто один конец и добрым, и злым. Нет, праведные призываются к радости, а нечестивые - к мученьям. Непрозорливы и неблагодарны мы, возлюбленнейшие братья, в рассуждении благодеяний Божиих, так что многое из ниспосылаемого нам Богом не признаем даже за благодеяние. Страх настоящей смертности воспламеняет равнодушных, обуздывает развратных, пробуждает безпечных; отступников побуждает к обращению, язычников располагает к вере, верующих призывает к покою.

Нужно помнить, что мы обязаны исполнять волю не свою, а Божию, — о чем Господь и повелел нам молиться ежедневно. Сколь же безрассудно и нечестиво поступаем мы, когда, прося Бога, да будет воля Его, мы, в то время, как Он зовет и требует к Себе, не повинуемся тотчас требованию Его воли! Мы упорствуем, сопротивляемся и приводимся пред лице Господа подобно своенравным рабам, с сетованием и досадою оставляем этот мир по закону необходимости, а не добровольно, и при этом хотим еще получить небесные награды от Того, к Кому приходим по принуждению! Зачем же нам просить и молить, да приидет Царство Небесное, когда нам приятен земной плен?

Зачем в часто повторяемых молитвах мы просим о скором наступлении дня Царства, когда сильнее желаем работать здесь, на земле, диаволу, нежели царствовать на небе со Христом? А вот случай очевиднейшего указания Божественного Промысла на то, что Господь заботится об истинном спасении верующих. Когда один из сослужителей наших, будучи изнурен болезнью и смущенный близостию смерти, молился, почти уже умирая, о продолжении жизни, — пред него предстал юноша, славный и величественный, высокого роста и светлого вида; он с неким негодованием и упреком сказал умирающему: «И страдать вы боитесь, и умирать не хотите. Что же мне делать с вами?»

Так, он известил нас, остающихся в живых, дабы мы, ведая об укоризне, сделанной священнику Божию, молившемуся о продолжении жизни, ведали и то, что каждому из нас служит на пользу. Да и мне также сколько раз было открываемо - непрестанно внушать и всенародно проповедовать, что не должно оплакивать братьев наших, по зову Господа отрешающихся от настоящего века, потому что они не погибают, а только предшествуют нам.

Мы должны устремляться за ними с любовию, но никак не сетовать о них: не должны надевать здесь траурных одежд, когда они уже облеклись там в белые ризы; а иначе подадим повод язычникам справедливо осуждать нас за то, что мы, как совершенно погибших, оплакиваем тех, которые, по словам нашим, живут у Бога, и таким образом, не оправдав сердечным и искренним свидетельством той веры, которую возвещаем и проповедуем устами, мы сделаемся изменниками своей веры, и то, что говорим, покажется притворством, вымыслом и лицемерием.

Что пользы показывать на словах уважение к добродетели, а поступками уничтожать истину? Желать как можно долее оставаться в мире свойственно только тому, кого увеселяет мир, кого лукавый и льстивый век влечет к себе обманчивыми прелестями земного наслаждения.

«Не любите мира, — говорит апостол, — ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любви Отчи в нем; яко все, яже в мире, похоть плотская, и похоть очима и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит и похоть его; а творяй волю Божию пребывает во веки.» (Ин. 2, 15-17) Итак, возлюбленнейшие братья, с чистою мыслию, с твердою верою и постоянною доблестию будем лучше готовы к исполнению воли Божией; удалив от себя страх смерти, будем помышлять о следующем за нею безсмертии.

Покажем себя истинно-верующими; не будем оплакивать кончины друзей наших, и, когда наступит день собственного нашего призыва, пойдем неукоснительно и благодушно на голос зовущего нас Господа. Так надлежит всегда поступать рабам Божиим; тем более так надлежит поступать теперь, когда уже разрушается мир, охваченный бурями неприязненных зол. Видя начало тяжких бедствий и зная, что наступят еще тягчайшие, будем почитать величайшим для себя благодеянием скорейшее отшествие отселе.

Вот мир колеблется и разрушается, а ты не благодаришь Бога и не радуешься о том, что, будучи рано исхищен из него, избегаешь следствий разрушения, крушения и угрожающих бед? Надобно почасту думать о том, что мы отреклись от мира и находимся здесь временно, как гости и странники. Будем же благословлять день, который каждого из нас приводит к собственному его жилищу, который, восхитив нас от земли и разрешив от мирских уз, возвращает нас в Рай и в Царство Небесное.

Нас ожидает там великое множество любезных нам, — ждет многочисленный сонм родителей, братьев, детей, кои, не страшась уже за свою безопасность, заботятся еще и о нашем спасении. Увидеть их, обнять — о, какая это радость для них — вместе и для нас! Какое там веселие в Царстве Небесном, где нет уже страха смерти, какое высочайшее и всегдашнее блаженство при вечной жизни! Там славный лик апостолов; там сонмы радующихся пророков; там множество мучеников; там торжествующие девы, силою воздержания победившие вожделения плоти и тела; там восприявшие награду благотворители, которые, снабжая пищею и щедрыми подаяниями нищих, земные наследственные сокровища свои перенесли в сокровищницы небесные.

К ним-то поспешим, возлюбленнейшие братья, с неудержимою любовью, с пламенным желанием — быть скорее с ними, скорее прийти ко Христу. Таковое помышление наше да видит Бог; на такое намерение нашей мысли и веры да обратит взор Господь Христос, имеющий излить обильнейшие награды славы Своей на тех, которые большую показали преданность Ему!

Святой Киприан Карфагенский. «Книга о смертности» (Публикуется в сокращении)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |