на главную

Диверсия против школы. «Удаленка» – технология разобщения

Для миллионов людей, чьи дети сегодня учатся в школе, тема карантина и перехода на дистанционное обучение стала, наверно, самой болезненной за последние два-три месяца. С вопросами по этой теме мы обратились к Марии Васильевой, матери шестерых детей, четверо из которых – школьного возраста.

– Как Вы относитесь ко всеобщему переходу на дистанционное образование (ДО)? Какие видите в этом плюсы, какие минусы?

– Здравствуйте! Большое спасибо вашему изданию за то, что интересуетесь данной темой. Хочу сказать, что внезапный переход на дистанционное образование, состоявшийся в конце марта этого года, для подавляющего большинства родителей оказался просто шоковым ударом. Конечно, сначала мы думали, что это явление временное, и надо просто немного потерпеть. Но теперь, когда ситуация с коронавирусом до конца не ясна, а официальные СМИ уже говорят о грядущей «второй волне», то мы, родители, постепенно приходим к мысли о неизбежности дистанционного обучения как минимум на предстоящий учебный год.

Подавляющее большинство семей оказались совершенно не готовыми к такому режиму учебы. Судите сами: родители, как правило, целый день на работе, дети остались дома одни. Заниматься самостоятельно они не привыкли; режим дня, образовательный процесс, домашняя работа – все это было регламентировано школой. И вот, в одночасье, школа перестала существовать в жизни детей.

Что им делать? Правильно: забыть об учебе и жить в свое удовольствие. Тем ученикам, у кого кто-то из родителей работает дома, «повезло» меньше, потому что родители взвалили на свои плечи обязанности педагогов. Особенно это коснулось учеников младших классов. А среди старшеклассников лишь единицы нашли в себе силы продолжать учиться дальше в прежнем темпе. Тем более, что объемы изучаемого материала возросли.

Чтобы самостоятельно разобрать сложные темы, детям приходится затрачивать гораздо больше времени, используя дополнительную литературу и интернет. Конечно, нельзя сказать, что наши старшие дети выросли все сплошь безответственные, поскольку не хотят или не могут заставить себя учиться. Это совсем не так. Просто в силу исторически сложившихся традиций в России образовательную функцию несло государство, и мы все (в том числе, и наши дети) были воспитаны на том, что «вычитать и умножать, малышей не обижать – учат в школе», а не дома, и не мама с папой, и не компьютер, и не я сам.

Как альтернативу школе, нам сразу же в навязчивой форме предложили воспользоваться «услугами» дистанционного обучения (ДО) в разных формах: сайты с видеоуроками, конференции педагогов и т.д. Хорошо это или плохо? С одной стороны, это, конечно, плюс, поскольку в формате ДО осуществлялась хоть какая-то поддержка детей, желающих учиться. Но все обучаемые дети в один голос утверждали: это – не учеба. А мы, родители, добавляем: это сплошная профанация!

Ну, скажите, пожалуйста, как педагог может объяснить тему урока через платформу Зум или видеозвонок ВКонтакте?... Будет кто-то его внимательно слушать, находясь у себя дома? Вряд ли. Только единицы. У многих семей, кстати, нет и необходимой оргтехники в нужном количестве. Если в семье много школьников, то каждому из них нужен компьютер, так как в одно и то же время у одного ребенка – конференция по одному предмету, у второго – по другому, у третьего – по третьему. Поэтому, проведя на дистанционном обучении несколько месяцев и подытожив опыт многих знакомых семей, констатируем: минусов у ДО гораздо больше.

Совсем иное дело, когда семья изначально выбрала путь домашнего образования. При такой форме обучения все члены семьи морально и физически к этому подготовлены: отлажен режим дня, выбраны подходящие видео ресурсы, есть договоренность с педагогами об индивидуальных уроках. В таких случаях ДО служит хорошим помощником для получения качественных знаний. Но даже при семейной форме ДО-технологии используются чаще всего как вспомогательный инструмент учебы, а НЕ основной и НЕ единственно возможный, как нам сейчас предлагают законодатели.

 – Как повлияло ДО на заинтересованность детей в получении знаний, на их общее физическое и моральное состояние?
  

– По нашему мнению, ДО в принципе не может заинтересовать ребенка в получении знаний. Заинтересовать человека чем-либо может только человек, будь то родитель, учитель, друг, старший брат или сестра – своим собственным примером и только при личном контакте. Безликие, безэмоциональные лекции, скорее, наоборот, оттолкнут ученика от предмета. Учеба – это большой труд. Часто приходится заставлять себя учиться. И в этом большую помощь нам оказывают учителя (при семейной форме обучения – родители). Шуткой, интересным и поучительным эпизодом из своей жизни, харизмой, а иногда и «кнутом» – но они помогают нам полюбить предмет.

Интернет-трансляция урока «на удаленке» или видео-уроки из сети не позволяют нам погрузиться в глубину человеческого общения; в таком формате невозможно выстроить живой диалог между учителем и учениками. Так учиться неинтересно. Детям скучно без общения. При ДО уменьшается и физическая активность детей. Им приходится сидеть у компьютера несколько часов подряд. А для детей движение – это жизнь. Все наши многочисленные друзья, родители и их дети-старшеклассники, проучившись «на удаленке» два месяца, в один голос говорят, что подобный способ передачи знаний –безперспективен.

 – А какие изменения отмечают преподаватели при введении в школах ДО?

– Весь процесс получения знаний коренным образом изменился: ученик теперь должен добывать их сам. В младших классах на помощь пришли родители, которые преподавали своим детям большинство предметов. Школьники среднего и старшего возраста самостоятельно изучали часть программы; по некоторым предметам велись интернет-конференции. Учителя в данной ситуации лишь направляли учеников к тем или иным ресурсам, а сами оставались полностью за рамками образовательного процесса.

Объясняя новую тему через социальные сети или платформу Зум, они не имели никакой возможности установить обратную связь с учениками. Эта важнейшая составляющая любого учебного процесса оказалась недоступной в условиях ДО. Надо отметить, что пандемия и связанные с ней нововведения в школах имели место быть лишь в конце учебного года, то основной материал, рассчитанный на год,в целом был уже пройден. По большинству предметов остались непройденными несколько тем, которые, при определенном усердии, вполне можно пройти самостоятельно. При этом ученики и учителя надеются наверстать неусвоенный материал в начале следующего учебного года.

– Какую цель, по Вашему мнению, преследуют все эти нововведения? 

– Они направлены на разрушение сложившейся системы образования, на воспитание детей «с цифровым уклоном», на исключение педагога из учебного процесса. Если ДО прочно войдет в жизнь школы, уровень знаний подавляющего большинства учеников упадет ниже критической отметки. С введением ДО стали рушиться устоявшиеся социальные связи между детьми, между учителями, между детьми и учителями. ДО, как и самоизоляция, привело к людскому разобщению. А ведь мы – Русские люди – всегда объединяемся в беде или горе. Именно сообща, соборно мы победили в Великой Отечественной войне. Можно сказать, что сегодняшнее всеобщее разобщение – также одна из целей ДО.

– Как можно противостоять этой угрозе?  

– Вопрос о противостоянии государственной системе всегда занимал умы людей. Это один из самых сложных вопросов. Устроители нового образовательного процесса, подражая хозяевам нового цифрового мира, хотят вывести за его пределы подавляющее большинство детей. Качественное образование с привлечением лучших учительских кадров станет привилегией богатой молодежи.

– Что предпринять обычным семьям в создавшихся условиях?


– Во-первых, не строить никаких иллюзий и сделать для себя определенные выводы. «Осведомлен – значит, вооружен», – гласит народная мудрость. Во-вторых, надо быть готовыми к борьбе за знания, как бы пафосно это ни звучало. Если вы хотите, чтобы ребенок был хорошо образован, нужно включаться в образовательный процесс самим! Либо лично, либо через привлеченных педагогов. Конечно, все это потребует больших материальных и временных затрат, но выбор – за вами. Кроме нас, образование наших детей становится никому не нужным. Это очень непросто, но иного выхода у нас нет.

Источник: «Православный Крест» №252 15 июня 2020 года




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |