на главную

«Врачевство духовное» от батюшки Амвросия

Иеромонаху Амвросию (в миру – Александру Гренкову) было всего 34 года, когда старцы Оптинские уже прозрели в нем своего духовного преемника. Желая очистить его и приуготовить к великому служению, Господь попустил молодому духовнику подвергнуться жестокой и продолжительной болезни. Началась она в сентябре 1846 года, отец Амвросий тяжко страдал и в декабре 1847г. подал наместнику монастыря прошение об оставлении его в обители за штатом:

«Давняя моя болезнь: расстройство желудка и всей внутренности, и расслабление нервов — довела мое тело до крайнего изнеможения. Медицинские пособия, в продолжение года употребляемые, меня восстановить не могли и не подают никакой надежды к излечению. Впредь… никаких монастырских должностей нести не могу».

В марте 1848г. после медицинского освидетельствования епархиальное начальство определило исключить его из штата братии Оптиной Пустыни и оставить на пропитании и призрении монастыря. «Тогда Господь начинает являть Свою силу, когда увидит, что все человеческие средства… истощены», — говорил отец Амвросий, зная это по собственному опыту. В то время никто из окружающих не мог предположить, что он долго проживет, но летом 1848г. началось выздоровление.

Он встал с одра болезни и начал выходить на воздух. Здоровье его окрепло, но совершенно никогда уже не восстанавливалось. Катар желудка и кишок, рвота, нервная боль, простуда и жестокая лихорадка, тяжелые кровоистечения иногда до того измождали страдальца, что он лежал на постели, как мертвый. Несмотря на это, он никогда не скорбел о своих недугах и даже считал их необходимыми для духовного преуспеяния.

В одном из писем отмечал: «В монастыре болящие скоро не умирают, а тянутся до тех пор, пока болезнь не принесет им настоящую пользу. В монастыре полезно быть немного больным, чтобы не бунтовала плоть, особенно у молодых, и менее пустяки приходили в голову».

Указывал он также на то, что болезни постигают людей за несоблюдение постов и преступление заветов Церкви. Не желая себе полного выздоровления, старец Амвросий не хотел быть в тягость другим, а потому держался такого правила: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения. Монаху не следует серьезно лечиться, а только подлечиваться». Поэтому на столе у него стояло много пузырьков с лекарствами, а доктора приглашали только в крайних случаях.

Его болезнь имела значение не только для него, как очистительное средство от греховной заразы. Человек образованный, умный, по природе деятельный, отец Амвросий, если б остался здрав, мог не избежать обычного пути монашеского служения и возвышения по административной лестнице. Но тяжелая болезнь заградила ему этот путь, направила всецело на внутреннее духовное развитие — и более 40 лет он служил обществу старчеством.

Телесные мучения близко сроднили его с тысячами людей, притекавших к нему, и он мог дать именно то сострадание, в котором они так нуждались.

Летом в теплые дни он выходил благословлять народ на воздух, и появление его было истинной радостью для всех, томившихся ожиданием. От крыльца его хибарки на столбиках были устроены жерди, по одну сторону которых стоял народ, а по другую шел согбенный старец. Временами останавливался, давал ответы на вопросы, всем по ряду преподавал благословение. Обычно в таких случаях подымался шум, некоторые люди толпились вокруг него, хватались за края одежды, чтобы «словечко сказать».

Нередко он выбирался из толпы, оставив в чьих-то руках свою легкую меховую ряску, которую потом келейники приносили ему. Иногда бывали самолюбцы, которые всячески домогались, чтобы отец Амвросий выделял их из других, оказывал особое внимание. В противном случае очень оскорбл*лись на него. Однажды истомленный старец с потупленным взором едва брел среди толпы народа, а вслед услышал чей-то голос: «Этакая злоба! Прошел и не взглянул»…

Несмотря на крайнюю болезненность, день его всегда оканчивался вечерним молитвенным правилом. От целодневных непрерывных хлопот келейники едва стояли на ногах, однако попеременно читали правило. Часто глаза у них слипались, уста смыкались, и чтец от налегавшей дремоты то и дело спотыкался в чтении, а сам преподобный лежал на койке почти без чувств.

...Подымая подвиг старческого служения, он положил в основание наставления своего духовного отца — Макария Оптинского: «Хотя я грешен, неразумен, немощен душевно и телесно, но тем, кто ищет пользы душевной, не отрекаюсь сказать то, что Бог подает помраченному уму моему к их пользе. Если с верою будут принимать мои слова, то и через грешника получат пользу. А если без веры, с сомнением, с разбором слов и действий, то, хотя бы и праведен был, пользы быть не может».

Давая советы приходившим к нему, преподобный Амвросий был в высшей степени снисходителен к человеческим слабостям. Характерной чертой его духовного руководства была именно мягкость. Одной своей духовной дочери он так объяснял: «Когда я говорю, надобно слушать с первого слова, тогда будет послушание по воле Божией. Я мягкого характера; уступлю, но не будет пользы для души». Он не имел обыкновения настойчиво требовать, чтобы его советы непременно исполнялись.

Если он видел, что совет не по сердцу человеку, то прибавлял: «Впрочем, смотрите сами, как найдете для себя более удобным, так и поступайте». Находились и те, кто хотел вести дела только по своей воле. Они приставали к старцу, прося на это благословения: «Что же вы мне скажете? Как благословите?» В шутливом тоне, но с огорчением он отвечал: «Что возглаголю творящему свою волю? Так-то, брат! Обычай-то у нас бычий, а ум-то телячий».

Было замечено, что те, кто просил у него совета, а потом не исполнял его, нередко терпели несчастье. Многим помогал он избавиться от пагубных привычек винопития и курения табака. Один крестьянин из Тульской губернии так страдал от пьянства, что уже не имел сил отстать и хотел наложить на себя руки. Отец Амвросий обличил его, сказав, что он страдает от винопития за то, что еще мальчиком крал деньги у дедушки, который был церковным старостой, и на эти деньги покупал вино. Старец дал крестьянину травки, чтобы он пил дома настой, и тот скоро избавился от запоя.

Петербургский житель А.С.Майоров в письме в старцу просил совета, как избавиться от курения. 12 октября 1888г. он ответил ему: «Пишете, что не можете оставить табак. Невозможное человеку возможно Богу, только стоит твердо решиться. Табак расслабляет душу, умножает страсти, омрачает разум, разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска — это следствие болезненности души от табакокурения. Советую Вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедуйтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь, причаститесь Святых Тайн и читайте ежедневно стоя Евангелие, по одной главе или более. А когда нападет тоска, то опять читайте, пока не пройдет. Опять нападет — и опять читайте Евангелие. Или вместо того кладите наедине по 33 больших поклона — в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».

У преподобного был дар помогать людям в самых разных житейских вопросах. Разбирался он в них удивительно хорошо! Что где купить, как построить, где учить детей, как уладить семейную ссору — кажется, не было области, где бы он не подал мудрый совет. Один орловский помещик, приехав, объявил ему, что хочет построить водовод в своих обширных яблоневых садах.

— Люди говорят, что вот так будет лучше, — отвечал старец и подробно описал устройство водовода.

Помещик приехал домой, начал много читать об этом предмете и понял, что старец описал ему последние изобретения по этой части. Спустя время помещик снова поехал в Оптину.

— Ну как водовод? — спросил старец.

— Уже успел принести великую пользу, — отвечает гость. — У соседних садоводов урожай яблок плохой, а у меня богатый, и яблоки прекрасные!

...Отец Амвросий много наставлял и монашескую братию. Указывал, например, что не всем надо стремиться к суровой подвижнической жизни: «Ее могут проходить только редкие и крепкие телом, они без вреда могут переносить и голод, и холод, и сырость, и долулежание». Он чаще советовал не браться за чрезмерные подвиги, а во всем держаться «царского» — среднего — пути.

«Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте, а ты лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, признак которой — малое отягощение. С другой стороны, избегай излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию».

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

…Сразу после кончины батюшки Амвросия 10 (23) октября 1891г. его духовный сын Евгений ПОСЕЛЯНИН писал: «Когда-нибудь Русская земля назовет его одним из великих людей нашего века. Он сумел умереть с такою простотою, не взяв себе ничего от жизни и сам постоянно приносясь в жертву. Он ушел так, будто был самым ненужным человеком. Проведя в Оптиной Пустыни более полувека, умер странником. Он подымался всё выше и выше, и в час, когда достиг полной меры добра, Господь отозвал его от смерти в жизнь.

Он поселился там, где за Русскую землю предстательствуют ее святые, где пишется священная летопись Божиего народа и где чудодействует Сергий Радонежский. И те, кто имели очи, чтобы видеть, — веруют крепко, что рядом с именами великих русских подвижников когда-нибудь пронесется по Святой Руси еще имя старца Амвросия».

Слова эти, сказанные 125 лет назад, как никогда близки каждому верующему сердцу, ибо они прошли испытание временем и явились истиной. 6-9 июня 1988 года, в год 1000-летия Крещения Руси, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре преподобный Амвросий Оптинский был причислен к лику русских святых.

Подготовила Ирина Савельева

ПОУЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Жить можно и в миру, но не на юру.

Жить по сердцу — не вмешиваться в чужие дела и видеть в других только хорошее.

Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед.

Три степени для спасения: не грешить; согрешивши, каяться; кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех.

Кто уступает, тот больше приобретает.

Труд, нищета и молчание приведут ко смирению.

Неисполненное обещание всё равно, что хорошее дерево без плода.

Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни, так чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь.

Везде война, везде борьба, и получают успокоение только те, кто подвизается душевно, руководясь Законом Божиим.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |