на главную

Что может сделать овца среди множества волков?

29 июня/12 июля Православная Церковь совершает празднование в честь всехвальных, первоверховных апостолов Петра и Павла. Накануне апостольского праздника полезно перечитать труд великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста «О призвании апостолов и следовании за Спасителем». Имя свт. Иоанна вошло в историю Православной Церкви как символ духовного величия, поддержки и укрепления всех воинов Христовых, подвизающихся на поле брани против мрачных сил злобы, тьмы и заблуждений. Укрепимся его словом и мы:

«Посмотрите же, какова вера и послушание апостолов. Они заняты были своим делом (а вы знаете, как приманчива рыбная ловля), но, как скоро услышали призыв Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времени, не сказали: «Сходим домой и посоветуемся с родственниками», но, оставив все, последовали за Ним точно так же, как Елисей последовал за Илией (см.: Цар. 19, 20).

Христос желает от нас такого послушания, чтобы мы ни на малейшее время не откладывали, хотя бы того требовала самая крайняя необходимость. Вот почему, когда некто другой пришел к Нему и просил позволения похоронить отца своего (см.: Мф. 8, 21), Он и этого не позволил ему сделать, показывая тем, что следование за Ним должно предпочитать всему. Ты скажешь, что апостолам много было обещано.

Но потому-то я особенно и удивляюсь им, что они, не видев еще ни одного знамения, поверили столь великому обещанию и всему предпочли следование за Христом. Они поверили, что в состоянии будут уловлять других теми же словами, какими уловлены были сами. Да и это было обещано только Петру и Андрею, а Иакову и Иоанну и того не было сказано,— только пример послушания первых проложил путь и им; впрочем, они и прежде много слышали об Иисусе. Далее, смотри, с какой подробностью евангелист указывает на их бедность: Иисус нашел их чинящими сети свои (см.: Мф. 4, 21).

Они были бедны до такой степени, что не имели, на что купить новых сетей, и потому чинили обветшавшие. Между тем немалым доказательством их добродетели служит и то, что они легко переносят свою бедность, питаются от праведных трудов, друг с другом связаны узами любви, живут вместе с отцом и служат ему. Когда, таким образом, Христос уловил их, Он начинает в их присутствии творить чудеса, подтверждая делами то, что сказал о Нем Иоанн. Он начинает часто посещать синагоги, научая этим учеников Своих, что Он не противник Богу и не обманщик какой-либо, но пришел согласно воле Отца; и при посещении синагог Он не только проповедовал, но и творил чудеса…

+++

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). После того как Господь обезпечил апостолов относительно пропитания и отверз им все дома, Он и самый вход их сделал достойным уважения, повелевая им входить не как скитающимся и нищим, но как таким людям, которые гораздо почтеннее самих принимающих их. (Это именно дал Он разуметь как словами: трудящийся достоин пропитания (Мф. 10, 10), так и повелением осведомляться о достойных и у них оставаться, а равно повелением приветствовать приемлющих и угрозой жестоких казней не приемлющим).

Когда, таким образом, Он освободил их от заботы о пропитании, вооружил знамениями, сделал их как бы железными и адамантовыми, отрешив от всего житейского и освободив от всех временных забот, тогда-то Он начинает говорить уже и о тех бедствиях, которые имели их постигнуть. И не только о тех, которые должны были наступить вскоре, но и о тех, которые имели последовать по прошествии многого времени, и таким образом заранее приготавливает их к брани против диавола.

Этим достигалось многое: во-первых, апостолы узнали силу предведения Его; во-вторых, никто уже не мог думать, что эти бедствия происходят от безсилия Учителя; в-третьих, те, которые должны были терпеть эти бедствия, не могли ужасаться им как непредвиденным и неожиданным; в-четвертых, слыша это, апостолы не должны были смущаться и при наступлении времени крестных страданий, как они смутились в то время, когда Он, обличая их, говорил: Оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше; и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? (Ин. 16, 6, 5).

Впрочем, Он о Себе еще ничего не говорит; не говорит, например, что Он будет связан, мучим и умерщвлен, чтобы этим не возмутить сердец их, а только предсказывает им то, что имело с ними случиться.
*** 
Не смущайтесь, говорит Спаситель, что Я вас посылаю, как овец среди волков, и повелеваю, чтобы вы были, как голуби. Я мог поступить иначе: Я мог не попустить претерпевать вам какое-либо зло и не предавать вас, как овец волкам; Я мог сделать вас страшнее львов. Но лучше этому быть так: это и вам приносит более славы и Мою возвещает силу… Такова Моя воля относительно вас. Итак, когда Господь говорил: Вот, Я посылаю вас, как овец (Мф. 10, 16), – давал им разуметь: не унывайте, Я знаю, Мне совершенно известно, что вы, поступая таким образом, не будете никем побеждены.

Далее, чтобы они сколько-нибудь и сами содействовали, чтобы не все казалось делом одной благодати, и чтобы не подумали, что они получают венцы ни за что, говорит: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Но поможет ли нам сколько-нибудь, скажут, наша мудрость в таких опасностях? И можно ли иметь какую-либо мудрость, когда нас обуревают такие волны? Сколько бы овца мудра ни была, но что она может сделать среди волков, и притом среди такого множества волков? Для безсловесных тут нет никакой пользы, а для вас – польза величайшая.

Но посмотрим, какая здесь требуется мудрость. Мудрость змеиная. Как змей ничего не бережет и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову, так и ты, говорит Христос, всё отдай: и имение, и тело, и самую душу – кроме веры. Вера есть глава и корень; если ты сохранишь её, то, хотя бы и всё потерял, опять всё приобретешь – с большей славой. Вот почему Господь и повелел быть им не простыми только и незлобивыми, и не мудрыми только, но совокупил то и другое, чтобы из того и другого составилась добродетель. Он требовал змеиной мудрости для предостережения от опаснейших поражений, а голубиного незлобия – для предотвращения мстительности за обиды и отплаты за наветы, потому что нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием.

***

Предаст, сказано, брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их (Мф. 10, 21). Как же будут верить нам прочие, когда увидят, что из-за нас родители убивают детей, братья – братьев, и все наполнится убийством: не будут ли нас отовсюду изгонять, как злых демонов, как развратников и губителей вселенной, когда увидят землю, исполненную крови родственников? Хорош же будет мир, который мы преподадим, входя в дома, наполнив их такими убийствами!

Если бы нас было и много, а не двенадцать человек, если бы мы были не простецами и не некнижными, а мудрецами, риторами и сильными в слове или, лучше, если бы мы были даже царями, имели войска и множество богатства, то и тогда как могли бы мы убедить кого-либо, возжигая междоусобные брани и даже хуже междоусобных? Если мы будем нерадеть и о собственном нашем спасении, то послушает ли нас кто-нибудь?

Но апостолы ничего такого не подумали, не сказали; они не требовали объяснений, а только соглашались и покорялись. И это означало не их одну добродетель, но и премудрость Учителя. В самом деле, смотри, как Он с каждой печалью сопрягает и приличное утешение! О тех, которые не будут принимать, говорит: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф. 10, 15). Равно и здесь, сказав: поведут вас к правителям и царям, присовокупил: за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками (Мф. 10, 18).

А страдать за Христа, и страдать в обличение язычников – это немалое утешение. Бог везде Свое совершает, хотя бы и никто и не обращал на то внимания. Это служило утешением для апостолов не потому, однако, чтобы они желали отмщения другим, а потому, что могли быть уверены: Тот, Кто предвидел и предсказал им эти злоключения, будет всюду с ними присутствовать...

Из православного календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом". 2014




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |