на главную

Святая Макрина – наставница святой семьи

19 июля/1 августа Православная Церковь совершает память святой преподобной Макрины (†380), старшей сестры святителя Василия Великого. Читая ее житие, мы можем увидеть ярчайший пример того, какую огромную роль в семье может играть добронравная, благочестивая женщина. В семье Макрина была старшей из десяти детей. Мать ее, святая Эмилия, воспитала дочь «не в эллинских баснях», «не в пиитических стихосложениях», а «от псалмов Давидовых и книг Священного Писания».

Когда ребенок стал приходить в возраст, мать подбирала такое духовное чтение, которое заключало в себе простые молитвы, славословие Бога и добрые нравоучения. Девочка была способной, училась успешно, и во всякое время дня на устах ее были слова книжные и молитвенное пение. Вставала она с постели, принималась ли за дело, садилась обедать, ни полдень, ни вечер не пропускала она без молитв и псалмов.

Мать научила ее рукоделиям, свойственным девице, и не позволяла проводить время праздно. (Современные родители вряд ли примут такой путь воспитания, назовут его узким и односторонним. Но давайте посмотрим, что же из этого вышло? Путем такого воспитания образовалась удивительная женщина, великая праведница – по мнению всех знавших ее людей). Величие своего христианского духа Макрина показала еще в юном возрасте.

В 12 лет она была так красива, что не было ей подобной во всей стране Каппадокийской. Даже лучшие живописцы не могли изобразить красоту ее одухотворенного лица! Многие знатные богачи обращались к ее отцу с просьбой выдать дочь замуж за их сына. Из всех женихов отец выбрал одного юношу, отличавшегося не только знатным происхождением, но и разумом и добронравием, и обручил с ним свою прекрасную дочь. А свадьбу отложил до тех пор, пока она достигнет брачного возраста. Юноша занимался науками и дожидался срока; но Бог, устраивающий всё мудро и премудро, внезапно пресёк его земную жизнь.

Тогда Макрина твердо решила ни за кого не выходить замуж, но до конца жизни сберечь свое девство и верность обручнику. Родные уговаривали ее вступить в брак; но она, не по летам рассудительная, отвечала: «Нехорошо девушке, обрученной одному жениху, выходить за другого, незаконно преступить однажды совершенное обручение; ведь по естественному закону супружество должно быть одно, как одно рождение и одна смерть, а тот, кому я обручена и кого называют умершим, не умер. В надежде воскресения верю я, что он жив и только ушел в далекую страну, до времени общего воскресения. Не мал грех и позор супруге, если она, по уходе куда-нибудь своего супруга, не сохранит ему верности, а соединится с другим».

Так осталась она при матери и служила ей усердно, не стыдясь даже тех работ, которые обычно исполняли рабы. Когда в семье родился десятый ребенок, отец Макрины отошел ко Господу, и она стала твердой опорой для овдовевшей матери: выполняла ее поручения, утешала в скорбях, смотрела за домом, была наставницей детей.

Когда брат Василий вернулся домой после многих лет учения в разных странах и стал по юности гордиться своей ученостью, Макрина кроткими речами привела его к такому смирению, что он презрел все житейские блага, избрал монашескую жизнь, стал выдающимся богословом и чудотворцем, автором множества духовных трудов, вошедших в сокровищницу православного вероучения.

Другого брата Петра Макрина тоже научила грамоте и целомудренной жизни, и он тоже стал святителем, не последним среди угодников Божиих. И еще один брат ее Григорий, возрастая под духовным руководством сестры, стал богословом и философом, епископом Нисским, а после смерти был причислен к лику святых.

По увещанию благоразумной дочери и мать ее, блж. Эмилия, устроив всех дочерей замуж и отпустив на волю рабов, оставила заботы суетного мира и ушла в монастырь, устроенный трудами Макрины. Так обе они стали Христовыми невестами, приняв на себя иноческий образ. Некоторые рабыни ушли вместе с ними, и всё нужное для жизни у них было общее: одна келья, один стол, одни одежды. Они служили Господу единодушно, в смирении и любви, и не было у них ни гнева, ни зависти, ни тщеславия. Их слава была в том, что никто их не знал, богатство – в нищете, пища – в воздержании.

В обитель, ею созданную, устремились многие знатные девы и вдовицы Каппадокии, так преподобная Макрина стала родоначальницей женских обителей. С глубоким благоговением говорил о ней младший брат, епископ Григорий Нисский: «Во время голода не оскудевала пшеница, подаваемая ее руками бедным, в болезнях она подавала людям скорое исцеление, изгоняла бесов, провидела тайное и предсказывала будущее».

…Таковы плоды доброго религиозного воспитания, созидающего людей не только для земли, но и для неба. Своей жизнью Макрина подтвердила слова апостола Павла (1 Тим. 4, 8):«телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей».
Будем же и мы, по примеру святой Макрины поддерживать в своих домах дух православной веры и церковности – во благо себе и детей своих.

Подготовила Н.Крылова.
(Исп. «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |