на главную

Преславный град Константинополь пал за гордость свою…

На православных сайтах по-прежнему обсуждаются события, связанные с собором Святой Софии в Стамбуле. Продолжая тему, давайте обратимся к истории возникновения древнего собора: она бурная, интересная, поучительная и содержит ответы на многие вопросы дня сегодняшнего.

…По преданию, перед концом времен произойдет великое событие – война России с Турцией и взятие Константинополя. Этот город, расположенный на средостении между Азией и Европой, с давних пор стал местом христианской славы, а потому имеет важнейшее сакральное значение для судеб всего мира и вселенского Православия. До сих пор хранится такое предание о его судьбе.

В 13-е лето царствования своего захотел римский император Константин (272-337) построить город во имя свое. Прибыв в небольшое селение Византий, он увидел там семь гор и много глушиц морских. И повелел он рыть горы и наполнять землей низменные места, на глушицах ставить каменные столбы, делать своды и ровнять площадь. Он приказал также размерить место на три угла, в каждую сторону по семи верст, чтобы городу находиться меж двух морей – Черного и Мраморного.

И когда производилось это измерение, внезапно появился из норы змей и пополз по тому месту, где проходила работа. В тот момент свыше вдруг спустился орел, схватил змея когтями, поднялся с ним в воздух и скрылся из глаз. Но затем змей обвился вокруг орла, одолел его и пал вместе с ним на землю, на то же место, откуда был взят. Тогда прибежали на помощь люди, убили змея и освободили орла. Увидев такую битву пред самым началом великого строительства, царь Константин пришел в ужас и созвал мудрецов, чтоб объяснили знамение с небес.

Поразмыслив, они сказали ему: «Место это наречется Седмихолмием и прославится во всей вселенной, паче иных градов. Но так как оно стоит между двумя морями, то будет биемо морскими волнами, то есть будет доступно нападению врагов и поколеблется. Орел есть знамение христианское, а змей – знамение басурманское. Так как змей одолел орла, то басурмане впоследствии одолеют христиан; но так как христиане убили змея и освободили орла, то это предзнаменует, что напоследок христиане одолеют басурманство, и возьмут Седмихолмие, и в нем воцарятся».

Смутился царь Константин, услышав такое пророчество, но повелел записать слова мудрецов. И вознамерился распространить и украсить новый город так, чтобы он во всем мог сравниться с Римом. Он воздвиг крепкие и высокие стены, выстроил множество красивых зданий и палат, украсил все мрамором и камнем – да так, что всякое строение, блистая великолепием, удивляло вселенную. Город получился огромных размеров, окружность его составляла около 38 км. Со временем он превратился в величайшую и сильнейшую столицу Восточной (Греческой) монархии – Византии.

«Воистину тот человек не погрешит, иже Константинополь ключом вселенной, средоточием царств и сердцем всех частей света назовет, – писал в 18 веке путешественник В.Г.Барский. – Сей единый град совершенно того достоин, дабы разделенной вере Христовой паки в нем соединиться, дабы христианские цари, многими областями владычествующие, престол свой по-прежнему тамо возымели, науки без упадка процветали, и всему христианству полезные законы из него, яко из главного источника, к познанию славы и величия имени Иисуса Христа, неоскудно бы проистекали».

Главной святыней города был храм Святой Софии. Воздвиг его греческий царь Иустиниан и освятил в честь Премудрости Божией. Стены этого храма, как внутри, так и снаружи, были из белого и червленого мрамора, а также из других редких, дорогостоящих камней. Паперти, окружавшие его, тоже были сделаны из разноцветного камня. Тяжесть всего здания поддерживалась великим множеством столбов.

Ширина и длина храма были огромны и удивительны, самый же верх его возвышался на оружейный выстрел. Знатные люди города, чтобы оставить после себя достойную память, завели обычай воздвигать или славную обитель, или дивное здание. Это благое дело всегда поощрялось царями и царицами константинопольскими, которые тоже старались обогатить и украсить столицу Византии. Одни собирали святыни, относящиеся к земной жизни Спасителя и Божией Матери; другие отовсюду везли иконы и святые мощи мучеников; третьи строили дома и православные обители.

Так на протяжении веков наполнялся город преславными и дивными вещами. И блаженный Андрей Критский, живший в восьмом веке, взирая на град, с изумленной радостью восклицал: «Воистину город сей выше слова и разума есть!» Но вот наступил XV век. Турецкий султан Магомет, став повелителем всей Фракии, вознамерился овладеть и самим Константинополем.

Предвидя опасность, греческий царь Константин отправил к султану послов для выяснения причин приготовления к брани, но посольство оказалось безуспешным. Султан выслал их ни с чем. Греческий государь был до крайности встревожен, так как у него было малое ополчение, притом не обученное воинскому искусству. И как он мог противопоставить его столь великой турецкой армии?! Он обращался за помощью в Рим и другие королевства, но везде получал отказ.

Так на закате своей истории Греческое царство было оставлено всеми и вынуждено было защищаться только собственными силами. Константин решил до последней капли крови защищать свой дивный город и царский престол. В лето 1453 от Рождества Христова Магомет, собрав многочисленное войско, с удивительной скоростью приблизился к Константинополю. Царь выступил против неприятеля, но, уступая превосходящей силе врагов, вынужден был с немалым уроном возвратиться в город, оставив окрестности в полную волю турок.

Константин, его супруга и патриарх со всем собором и прочими гражданами, смирив себя бдением и постом, непрестанно обходя святые церкви, со слезами просили Бога о ниспослании им помощи. В это время мусульмане непрерывно атаковали город, не давая грекам даже малой передышки. Жители героически защищали свое отечество, но силы были слишком не равны. Ночью 11 мая 1453 года, во время осады города, последовало знамение над храмом Святой Софии: весь город озарился величайшим светом.

Не зная причины сего явления, греки устрашились, полагая, что агаряне зажгли город со всех сторон. Граждане стекались отовсюду и с удивлением смотрели на пламя, исходящее из верхних окон храма. Оно долго пребывало в одинаковом положении, а потом, соединившись, переменилось в неизреченный свет, поднялось в высоту и достигло небес. Они разверзлись и приняли в себя этот свет, чем и закончилось дивное знамение. Устрашенные и пораженные, греки со слезами молились: «Господи, помилуй нас!» Уразумели они происшедшее как знак наказания Божия, что, по многим пророчествам, должно последовать на их город.

Патриарх увещевал царя с царицею покинуть город: «Свет и пламя, исходящее из окон великой церкви, означают благодать Пресвятого Духа, которая действует с прежними светильниками вселенной, архиереями и благочестивыми царями. И Ангел, от Бога поставленный на хранение церкви и града, в прошедшую ночь был взят на небо, а потом и сама милость Божия оставила нас. Ибо Господь Бог хочет за грехи, которыми мы оскорбляли Его благость, предать град сей и нас самих врагам нашим».

В ночь на 28 мая 1453 года, по разбиении греками турецкого ополчения, город покрылся густой, непроницаемой тьмою, и из среды ее упали на землю багровые капли величиной с воловье око, и, пребыв на ней долгое время, исчезли. Патриарх, зная, что это означало погибель граду сему, вновь просил царя покинуть город, но тот решил вместе с народом страдать за веру и отечество.

Когда об этом знамении было возвещено султану Магомету, он тоже созвал мудрецов. Они объяснили, что тьма над городом означает его гибель. Ободренный, султан истребил из сердца своего боязнь, препятствовавшую продолжать войну, и повелел войску готовиться к битве. Скорому разрушению крепких стен города способствовало предательство одного грека, который пришел к султану и рассказал, где самые слабые места обороны. Этот изменник с давних пор пользовался особыми благодеяниями царя Константина – и в грозный час предал его. Узнав о том, султан повелел его четвертовать: так предатель понес скорое наказание.

29 мая все было кончено: турки взяли город и произвели в нем ужасающее опустошение. Царь Константин пал на поле брани на 49-м году своей жизни. Храм Святой Софии буквально за час лишился всех своих богатств и украшений, в нем остались одни голые стены. Магомет перенес свою столицу в Константинополь и воссел на престоле, знаменитейшем паче всех престолов мира.

И сбылось тогда предсказание древних мужей, что царь Константин первым обновит скипетр самодержавия в Царьграде. И так же в царствование Константиново разорится этот город – за то, что греки, утопая в беззакониях и предавшись гордости, раздражили Всеблагого Бога. А потому злодейство их превратило оный престол в ничто. Вот сколь велика сила греховного жала, и столь много зла творит законопреступление и гордость. Горе тебе, Седмихолмный граде, что и по сие время тобою обладают иноплеменные народы.

Цит. по книге «Слово о кончине мира». М., «Сибирская благозвонница», 2005.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |