на главную

Крест – знамение нашего спасения. 1/14 августа – Происхождение Честных Древ Креста Господня

«Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с этим вспоминает и честные страдания, которые Господь претерпел на Кресте. Ближайшим поводом к празднуемому ныне событию послужили чудесные знамения, явленные жителям Константинополя от Древа Животворящего Креста Господня.

В древние времена в столице Греческого государства Константинополе разразилась сильная моровая язва, уносившая много человеческих жертв. По просьбе жителей Древо Животворящего Креста Господня 15 дней носили по улицам города с молитвами и окроплением улиц святой водой. По прошествии этого времени губительная болезнь прекратилась, и жители принесли глубочайшее благодарение Господу Иисусу Христу.

Впоследствии к этому знаменательному событию присоединились другие, совершившиеся 1 августа. Православный греческий император Мануил с преднесением икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над сарацинами, а православный Русский князь Андрей Боголюбский в тот же день с преднесением икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над волжскими болгарами. Та победа была совершена сверхъестественной силой, свидетельством чему послужило небесное сияние, исходившее от икон и озарявшее находившихся там людей.

В память этого величайшего события Греческая и Русская Церкви установили присоединить к празднику Изнесения Креста еще празднование Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери, воспоминая небесные милости, дарованные обеим православным странам. Прославляя силу Креста Господня, Церковь вспоминает и страдания Христовы, понесенные на Кресте.

В Евангелии, положенном на сегодняшний день, излагается повествование о последних часах и минутах земной жизни Сына Божия. Он, безгрешный, святейший из святых, приявши зрак раба (Флп. 2, 7), оскорбляемый шумевшею вокруг толпою яростных врагов, шествует на суд к Пилату – язычнику, грешнику. Книжники, старейшины и весь народ с непонятною ненавистью требуют от правителя смерти для бессмертного, и смерти позорной. «Распни, распни Его!» (Лк. 23, 21) – кричали они.

Пилат, язычник, движимый чувством справедливости, колеблется, хочет спасти Его, но под угрозой обвинения перед кесарем предает Господа в руки врагов. И после множества новых унижений невинный Страдалец, оправданный на Пилатовом суде, восходит на Голгофу, здесь пригвождается ко Кресту и испускает дух Свой, вися на Древе посреди двух разбойников.

Какую ужасную смерть претерпел Господь в это время! И, спрашивается, зачем потребовалась такая ужасная жертва? «Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, ранами Его мы исцелехом», – говорит святой пророк Исаия (Ис. 53, 5). Весь род человеческий пребывал во грехе. Ко времени пришествия Спасителя люди забыли Бога и Его Божественный закон. Все преступили заповеди Божии, все прогневали Бога и заслуживали вечного проклятия и смерти. Бог всеблаг, всемилостив и безконечно праведен.

Правда Божественная возмущена была людскою неправдою. Нужно было удовлетворить эту святую правду. Из людей, зараженных грехом, никто не мог подъять на себя подвиг искупления человеческого рода, потому что грехи были чрезвычайно велики. По тяжести их и жертва должна быть величайшей. И вот этою-то высочайшею и святейшею жертвой соделался Сын Божий. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3, 16). Итак, Христос умре грех наших ради (1 Кор., 15, 3).

Какая благость и какое неизреченное милосердие Божие к нам, грешным! Его изъязвленные длани с любовию обнимают весь род человеческий и приводят всех желающих к Отцу. Крест, воздвигнутый на Голгофе, – орудие позорной смерти – стал теперь для всех верующих драгоценною и высочайшею святынею и несокрушимым орудием в борьбе с врагами нашего спасения. Он ярко сияет над вселенною, согревая своими лучами захолодевшие от грехов и скорбей наши души. Придите все к этому Кресту, воззрите на него и обрящете истинный покой.

Чествуя ныне Святой Крест Господень, будем помнить, что наше преклонение пред ним должно быть не только в одних внешних действиях и словах, но в глубине нашего духа. Мы должны чувствовать, что Распятый на Кресте есть Богочеловек, Творец всей вселенной, и чувство страха и трепета должно охватывать нашу душу, когда мы лобызаем Святой Крест.

Господь желал, чтобы мы, очищенные от грехов Его кровью, жили для правды, и были святы в житии своем, и сподобились бы вечного блаженства во Царствии Отца Его. И поэтому, если будем грешить, то подвергнемся страшному наказанию не только за грехи свои, но и за кровь Сына Божия, которую попираем, и за благодать, которою мы освящены в Таинстве Крещения и которою пренебрегли.

Будем всемерно блюсти себя от пороков и сохранять всегда верность Господу, памятуя, что твердая вера низводит на нас благоволение и милость Божию. Образцом стойкого исповедания веры Божией Церковь представляет для нас светлую память святых мучеников Маккавеев, которые жили за 200 лет до Рождества Христова. Они жили в тяжелое для иудейского народа время, когда нечестивый сирийский царь Антиох Епифан воздвиг страшное гонение против ветхозаветной иудейской веры. Ограбив Иерусалим и избив тысячи иудеев, он воздвиг злое гонение на их веру, желая искоренить ее до конца.

С этой целью он повелел иудеям под угрозою смертной казни прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники и приносить там жертвы языческие, отменить обрезание и вообще переменить все прежние религиозные законы, нравы и обычаи. Тяжелое тогда было время для иудеев. Изменить своей вере значило потерять народность.

Но иудеи, верные своему закону, пренебрегли угрозами нечестивого царя и предпочли принять смерть, нежели изменить вере. В это время для утешения иудейского народа Господь воздвиг многих твердых исповедников веры, которые избраша паче умрети, неже осквернитися (1 Мак. 1, 63), и мужественно претерпели мученическую кончину. Среди них были 90-летний старец Елеазар, семь братьев Маккавеев и мать их Соломония. Старца Елеазара мучители прельщали принести хотя притворно жертву и этим сохранить свою жизнь, но он, убеленный сединами, отвечал: «Недостойно моего возраста лицемерить для сохранения малого жития дней моих» (2 Мак. 6, 24) и затем был мучим мучителями.

Святые братья Маккавеи, исповедуя свою веру и надежду на будущее воскресение, также мужественно, один за другим, приняли мученическую кончину с надеждою, что Господь их оживит в будущей жизни. После всех них приняла мученическую смерть и мать их Соломония: ее сожгли на костре. Дорогие братья и сестры, лобызая Святой Крест с истинною сыновнею любовью, с полным сознанием всей благости Божией к нам, припадем сегодня к этому знамению нашего спасения, облобызаем Спасителя, взывая к Нему:
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Аминь.


Архимандрит Кирилл (Павлов). 
Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003г.
(Публикуется в сокращении)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |