на главную

Митрополит Вениамин (Казанский): «Тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога»

31 июля/13 августа 1922 года мученически завершил свой земной путь святитель Петербургской епархии — митрополит Вениамин (Казанский). Он помышлял о мученичестве еще в детстве. И это было так глубоко и сердечно, что Господь исполнил его желание. «В детстве я зачитывался житиями святых,— писал он,— восхищался их героизмом, жалея, что времена сейчас не те и мне не придется пережить то, что они переживали».

Небывалая разруха и голод охватили страну в 1921 году. Владыка Вениамин, являя пример христианской любви, благословил передачу церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления, на нужды голодающих. «Мы всё отдадим сами», — говорил он. Но изъятие было не основной целью власть имущих. Им нужно было устроить показательный суд над духовенством и обвинить его в заговоре.

Взятый в заточение по этому сфабрикованному делу, Владыка особенно страдал за тех, кто был судим вместе с ним. Страдал от клеветы беззаконных судей, от лукавства новоявленных иуд — обновленцев, предающих истину. Напрасно паства ходатайствовала за любимого Владыку, напрасны были и его духовная мудрость, и разум, изобличавшие всякие клеветы. Приговор — «повинен смерти» — ничто не могло изменить.

Ожидая его исполнения, митрополит Вениамин оставляет своим ученикам заповедь — вечные слова возвышенной силы: «Тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, всецело предаться воле Божией. Но когда это свершится, то человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий. Я радостен и покоен... Христос — наша жизнь. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией».

На суде в своем последнем слове он сказал: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре — жизнь или смерть, но, что бы вы ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все». Незадолго до казни близкие получили его митрополичий клобук; с внутренней стороны его было написано: «Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным». Он шел на смерть спокойно, тихо шепча молитву и крестясь.

•••

…Гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь в первые века христианства, казалось, обошли Россию стороной. Она приняла христианство готовым из рук своего правителя — Великого равноапостольного князя Владимира — и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое» (Лк. 21, 12).

И для России час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без нее Вселенская Церковь должна достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячу лет после принятия христианства на Православную Церковь с небывалой силой обрушилось гонение, целью которого было стереть ее с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в русских сердцах. И в короткий период (всего за 70 лет) земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством святых мучеников и исповедников.

И сегодня мы прославляем всех тех, кто пронес подвиг веры до мученического венца. Число их точно не установлено. Кроме известных, поименованных, есть неисчислимое множество клириков, мирян, имена коих ведает один Бог. Первый период кровопролитных гонений на Церковь начался после декрета об изъятии церковных ценностей и опубликования в печати списка «врагов народа», первым в котором был Патриарх Тихон, а вслед за ним епископы, священники — вся лучшая часть российского духовенства.

На конец 1922г. было расстреляно по суду 2691 человек из белого духовенства, 1962 монаха, 1447 монахинь и послушниц. Это малый перечень лишь тех, чьи судебные дела сохранились, а сколько их, убиенных без суда и следствия, убеленных страданием, предстало пред Богом в победных ризах? Праведники живут вовеки! И русские новомученики — это те жертвы, кои дополнили число убиенных за Слово Божие. Кто знает, сколько еще продлится то «малое» апокалиптическое время, в кое дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отмстит живущим на земле за кровь праведников? И мы, взирая на сияние славы Российских мучеников с надеждой на возрождение нашей многострадальной России, — из глубины своих верующих сердец взываем ныне: «Святии новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!»

Архимандрит Иоанн Крестьянкин.
«Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |