на главную

Утешение благочестивой душе, невинно терпящей безчестие

Сегодня Церковь празднует память святителя Тихона Задонского (1783). Предлагаем посетителям сайта небольшие душеполезные выдержки из его писательских трудов. «Есть двоякое наказание Божие: вечное и временное. Вечное наказание готовится людям нечестивым, беззаконным и нераскаянным грешникам. Этого им никак не избежать, как они себя ни ласкают. «Низведет Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный – их доля из чаши» (Пс.10:6).

Временное наказание претерпевают люди благочестивые, богобоязненные и старающиеся заповеди Божии сохранять. И это наказание Божие – Отеческое, милостивое и от любви происходящее. Ибо так написано: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает», и прочее (Евр.12:6). Так Человеколюбивый Господь наказывает здесь человеколюбиво рабов Своих верных, чтобы там их помиловать, по слову апостольскому: «судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:32).

Бьет, как Отец, чад Своих и исправляет, чтобы подать им наследие вечной жизни. Ибо и самые благочестивые люди не без греха. В Откровении Иоанновом написано об избранных Божиих, которых он видел стоящими пред Престолом Божиим: «Это те, которые пришли от великой скорби» (Откр.7:14). И в Деяниях апостольских написано: «многими скорбями надлежит войти в царствие Божие» (Деян.14:23, и в прочих местах).

Видите, что скорбный путь ведет к вечной жизни. Итак, терпи здесь все, что ни приключится, чтобы там не терпеть, но, получив вечную жизнь с претерпевшими здесь всякую скорбь и наказание, с ними прохладиться, утешиться и прославиться в царствии небесном. В Притчах Соломоновых так написано: «славе предшествует уничижение, смирение предшествует славе» (Притч.18:33). То есть перед славой, которая в будущем веке будет дана благочестиво живущим, бывает им в мире сем уничижение, поругание, посмеяние, поношение, укорение и злословие.

Итак, насколько благочестивая душа здесь, в мире сем, претерпит поношения, укорения, злословия, уничижения, клеветы и прочего зла, настолько в будущем веке прославится. Терпи же всякое поношение, укорение, злословие и поругание со всякой кротостью и молчанием, и не мсти ни делом, ни словом поносителям и ругателям своим, но прежде всего молись за них по примеру Христову. И так будешь следовать Христу, Который был миром поруган, уничижен и обесчещен, Который был «поношением у людей и уничижением в народе» (Пс.21:7), и с Ним прославишься во царствии Его. Тогда обратится временное твое безчестие в вечную честь, временное твое безславие – в вечную славу, уничижение – в похвалу, и всякая скорбь и злословие – в вечное утешение и радость. Поверь этому и крепись, «уповай на Господа, мужайся, и да крепится дух твой".

Совет мой и наставление некоему брату

1. Вспоминай часто Суд Божий, смерть, ад и небесное царство. Ибо таковым воспоминанием отводится человек от грехов, и суета мира сего для него в забвение приходит.

2. Вспоминай часто, особенно ноч
я сердце твое, и уповай на Господа», – увещевает Святой Дух всякую страждущую душу (Пс.26:14). Спасайся о Христе. Советью, о страдании Христовом, о том, что Он за грехи наши пострадал и умер. Так возгорится любовь к пострадавшему Христу, и эта любовь будет тебя сохранять от грехов.

3. Весьма береги чистоту и целомудрие, для чего примечай следующие средства.
Первое. Мало ешь и пей, но пост люби.
Второе. Никогда не будь праздным, но всегда делай что-нибудь.
Третье. Помни всегда, что перед Богом ходишь, и Он на тебя везде смотрит, и наблюдает твои дела, слова и мысли. Как перед Богом дерзнешь согрешить и осквернить себя? Берегись же не только делом, но и мыслью грешить. Перед отцом и матерью не смеешь согрешить, как же перед Богом всевидящим будешь грешить?
Четвертое. Как только мысль худая приходит, тотчас отгоняй ее от себя, и молись: «Господи, Иисусе Христе, помози мне, грешному».
Пятое.
Часто молись и проси у Христа: «Господи, дай мне смирение, целомудрие и прочие добродетели!» Без молитвы и Божией помощи мы не можем иметь целомудрия и прочих добродетелей.
Шестое. Береги глаза от взирания на красивые лица, и уши – от скверных песен, и не прельщайся таковыми.
Седьмое. В церкви стоя, не смотри по сторонам, но в землю смотри и на алтарь святой, а ум к Богу возводи.

4. Ни о каких людях не говори ничего, поскольку от этого бывает порок осуждения, который есть тяжкий грех.

5. Когда читается Евангелие и Апостол, и поучение в церкви или в другом месте, слушай прилежно, и рассуждай о том, что читается, и старайся делом исполнить. Ибо слушание без исполнения не приносит пользы. И молись Богу, чтобы Он Сам научил тебя творить волю Свою. «Господи, научи мя творити волю Твою» (Пс.142:10). 

Примечай! 

Сатана нас ко всякому греху старается привести, чтобы так Бога оскорбить и прогневить, а нас погубить. Если же кто греху не соизволяет, но отвращается от него, тот против сатаны стоит и подвизается. Если кто греху соизволяет, тот и сатане повинуется. Если кто во грехах живет, тот во власти его находится.

II
Когда сатана видит, что человек противится ему, и человека низложить через грех не может, то наносит ему беды или сам, или через злых людей, чтобы хотя бы так человека, противящегося ему, привести в грех через нетерпение, негодование и хуление. И такое искушение от него бывает этому человеку на пользу великую, если он не изнемогает, но стоит твердо в том искушении, то есть, когда он это искушение великодушно и безропотно претерпит.

III
Чем более человек-христианин подвизается против греха, и противится дьяволу, и прилежит Богопочитанию, тем более дьявол на него вооружается и наносит искушения. Поэтому видим в книгах святых, что великим святым великие искушения и гонения были.

IV
Человек, когда все искушение претерпит, тогда от Подвигоположника-Христа венчается, а искуситель посрамляется, потому что побеждается немощным человеком, который против него как младенец против исполина. Рассуди, не посрамления ли и смеха достоин был бы тот человек, который, будучи хитрым, крепким, искусным в брани, отроком малым был бы побежден и низложен? Воистину, всякий бы над тем смеялся, и побежденному несносный был бы стыд. Такой стыд и срам бывает дьяволу, духу крепкому, лукавому, хитрому, которого Христос, Победитель его, отдал в попрание и посрамление рабам своим, самим по себе немощным, но невидимой Его силой укрепленным.

V
На войне, где люди с людьми сражаются, бывает так, что та сторона побеждает, которая гонит противную сторону. Но на брани христианской, которая против дьявола ведется, бывает не так. Тут побеждает дьявола тот человек, который людям, обижающим его, уступает, прощает, не воздает злом за зло. Еще большая язва врагу бывает, когда человек не только не воздает злом за зло, но и любит врагов своих, благословляет проклинающих его, благотворит ненавидящим его и молится за обижающих его и гонящих его, по учению Господа (Мф.5:44).
Источник:
https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/razmyshlenija-naputstvija-sovety/#0_15




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |