на главную

Мученический венец Черниговского владыки

14/27 августа Православная Церковь совершает память священномученика Василия (Богоявленского). В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ были канонизированы для общецерковного почитания 1154 новомученика и исповедника Российских, в их числе – и архиепископ Черниговский и Нежинский Василий (в миру – Василий Дмитриевич Богоявленский) (1867-1918).

Родился он в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии в семье священника. По окончании духовной семинарии принял сан диакона. После женитьбы шесть лет прослужил сельским священником и законоучителем в Тамбовской епархии. Неизлечимая болезнь жены заставила его переехать с семьёй в Казань. Здесь он поступил в Казанскую духовную академию и окончил ее со степенью кандидата богословия. Служил в Казанском кафедральном соборе, затем в церкви Троице-Феодоровского женского монастыря. В 1907 году был удостоен степени магистра богословия за написание сочинения «Вторая книга Маккавейская: опыт исагогического исследования».

В 1908 году после смерти жены отец Василий принял постриг в Александро-Невской лавре, при этом имя осталось прежним. Вскоре его возвели в сан архимандрита и назначили ректором Черниговской духовной семинарии. В мае 1911 года он стал епископом Черниговским и Нежинским. Владыка Василий активно приступил к архиерейскому служению.

В июне 1911 года в Чернигове был заложен храм во имя святого князя Александра Невского и епархиальный дом имени Императора Николая II, и уже в ноябре 1912 года состоялось их освящение. Николаевский дом стал настоящим просветительским центром епархии. Его большой зал был предназначен для проведения публичных лекций. Была собрана большая библиотека, организован музей церковной старины, а также школьный музей ученических работ и наглядных пособий. Работал книжный магазин братства святого князя Михаила Черниговского.

По благословению владыки Василия в Николаевском хуторе Новгород-Северского уезда было открыто второе епархиальное женское училище с сельскохозяйственным отделением. Вскоре училище было названо Василиевским – во имя свт. Василия Великого. В нем на средства епархиального духовенства была учреждена стипендия имени епископа Василия, предназначавшаяся для одной из беднейших воспитанниц.

Кроме того, при Троицком монастыре архиерей устроил духовную музыкально-певческую школу. Под руководством образованного, деятельного владыки находилось и братство святого князя Михаила Черниговского, основными задачами которого были духовное просвещение, миссионерство и благотворительность, а также сельскохозяйственная взаимопомощь, поскольку братчиками в основном были крестьяне.

В целях укрепления миссионерской деятельности по предложению архиерея произошло объединение всех епархиальных миссионеров в общество при братстве св. князя Михаила, ставившее своей задачей борьбу с расколом и сектантством. В мае 1912 года при женском епархиальном училище было учреждено братство в честь святого Филарета Милостивого.

Большое значение владыка придавал издательской деятельности. Летом 1911 года в связи с намеченным на сентябрь посещением Чернигова Царем Николаем II по инициативе архиерея и с его предисловием была издана замечательная книга-альбом «Картины церковной жизни Черниговской епархии из девятивековой ее истории». Церковный научно-богословский журнал «Вера и жизнь» и газета «Черниговский церковно-общественный вестник», созданные по распоряжению владыки, стали необычно популярны среди черниговских читателей.

Летом 1916 года владыка был назначен исполняющим обязанности председателя Издательского Совета при Священном Синоде Русской Православной Церкви. О нем отзывались как о прекрасном администраторе и умелом хозяйственнике. Созданы им (ещё в бытность викарием в Харьковской епархии) два новых странноприимных дома для паломников, стекавшихся на поклонение к мощам свт. Феодосия. В Черниговской епархии организован туберкулёзный санаторий для воспитанников духовной семинарии.

Более всего он заботился о церковных делах милосердия и народном просвещении. За 6 лет его святительской деятельности было создано 6 новых учебных заведений для представителей всех сословий, в том числе для взрослых и лиц женского пола. Близок был к реализации план создания высшего педагогического православного института для женщин.

5 октября 1916 года владыка Василий был возведен в сан архиепископа. Пред ним открывался еще более высокий путь служения Богу. Его знал и ценил Царь Николай II, посетивший в 1911 году Чернигов, чтобы поклониться мощам свт. Феодосия. Убежденный монархист, владыка в 1918 году активно выступал за освобождение Царской Семьи, арестованной большевиками. После Февральской революции 1917 года по распоряжению Черниговского губисполкома владыку дважды арестовывали. Ему были предъявлены нелепые обвинения: узурпация власти и стремление к наживе.

Имя его было оболгано в печати, но вскоре его освободили за недоказанностью обвинений. Тем не менее, 14 апреля, по указу Временного правительства, он был уволен от присутствия в Синоде, а 6 мая отправлен на покой. В 1917-1918 годах архиепископ Василий участвовал в работе Всероссийского Поместного Собора.

…В августе 1918 года в Перми был убит архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), тоже участник Всероссийского Поместного Собора. Чекисты вывезли его за пределы города и заставили рыть могилу. Когда он вырыл, попросил разрешения помолиться. Потом поклонился на все четыре стороны и со словами «Я готов» лёг в могилу… Узнав о таком злодеянии большевиков, Патриарх Московский и всея России Тихон послал в Пермь церковную комиссию для расследования обстоятельств убийства архиерея. Главой комиссии был назначен архиепископ Василий (Богоявленский). Вместе с ним в расследовании принимали участие ректор Пермской духовной семинарии архимандрит Матфей (Померанцев) и Алексей Зверев, мирянин Московской епархии.

Комиссия уже возвращалась в Москву, когда между Пермью и Вяткой поезд остановили красноармейцы. Они вывели членов комиссии из поезда и расстреляли. Раненых добивали штыками. Чтобы скрыть следы преступления, тела убитых бросили в реку Каму, но крестьяне близлежащего села нашли их и предали земле. К месту захоронения стал стекаться народ из окрестных сёл, прославляя невинно убиенных. Большевики, узнав, что верующие собираются тут на молитвенные стояния, тела выкопали и сожгли. Есть свидетельские показания, что сожгли только одежду, а тела вывезли на лодке и, опутав цепями, затопили в Каме…

В связи с этими трагическими событиями какой же неслучайной выглядит тема магистерского сочинения архиепископа Василия! Во Второй Маккавейской книге раскрывается тема воскресения мертвых, в частности, в описании мучений старца Елеазара, семи братьев и их матери (2 Мак. 6-7). В этих главах представлено кажущееся безсилие мученика перед мощью карающей государственной машины, однако оно оборачивается его победой, а смерть описывается как новое рождение.

О смысле бедствий, постигших еврейский народ, отец Василий в своей работе писал так: «Идея возмездия еврейскому народу за его грехи прямо сказывается и в речах мучеников. …<Они> сознаются, что пострадали за грехи свои, и смотрят на гонения, постигшие народ, как на наказания, назначенные Самим Богом, за которыми по вразумлении наступят новые времена благодати и спасения».

Подготовила Ксения Миронова.
Источник: «Православный Крест» 15 августа 2020 года




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |