на главную

Денежный вопрос в русской культуре

В последние годы тема денег звучит все острее. Старшее поколение сетует на то, что молодежь быстро проникается западной системой ценностей, которая во главу всего ставит выгоду, деньги и материальные блага. А давайте поразмышляем, какие ценности вообще характерны для нашего народа? И какое место среди них отводится деньгам?

ЛИТЕРАТУРА

Несколько лет назад школьница из Самарской области Дарья Каранова исследовала народные пословицы и произведения русских классиков, посвященные теме денег: «Я начала с анализа русских поговорок и поразилась тому, как ярко в них выражено превосходство духовных ценностей над материальными: «деньгами души не выкупишь», «лучше убытка на рубль, чем стыда на копейку», «денег ни гроша, да слава хороша». Есть пословицы о том, что без денег тяжело («на пустой карман и грош хорош»), и те, в которых с болью признается власть богатства («и правда потонет, коли золото всплывет»).

Но не было того, что мы видим сейчас, – пословиц, прославляющих деньги. Это в последние годы вошли в обиход размашистые умозаключения: «не в деньгах счастье, а в их количестве», «денег много не бывает». Что ж, каково время – таковы и пословицы. Во многих классических произведениях тема богатства играет существенную роль. Именно отношение героя к деньгам помогает читателю понять, что же за человек перед нами.

В комедии Н.В.ГОГОЛЯ «Ревизор» главные темы – коррупция, растрата государственных средств и нехватка денег. Все помыслы героев, все человеческие отношения сводятся к ценам, наживе и голому расчету. В маленькой трагедии А.С.ПУШКИНА «Скупой рыцарь» поднимается тема «роста» денег, дается представление о процентах как способе обмана бедняка. Показана двойственная природа богатства: оно дает власть и одновременно порабощает, делает человека полностью зависимым от денег.

В комедии Д.И.ФОНВИЗИНА «Недоросль» главная интрига строится вокруг наследства Софьи. В одних героях оно пробуждает жадность, подлость, ласковость «до самой низости». Тогда как другие призывают помнить о добродетели. «Прямое достоинство человека есть душа», – говорит Правдин. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», – вторит ему Стародум. «Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундуки, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

Каждый писатель по-своему видит, понимает и изображает проблему влияния богатства на человека. Но многие сходятся на мысли, что деньги нередко подталкивают людей забыть о нравственности, совести и честности. Зачем нужны эти возвышенные чувства, когда все можно купить?! Если ориентироваться на произведения классиков, приходится признать, что не только сейчас, но и в прошлые времена были люди, которые во главу угла ставили деньги.


Так в чем же тогда принципиальное отличие с нашим временем? Наверно, в авторской позиции писателя. В произведениях русской классики утверждаются высокие духовные идеалы, а низменные материальные интересы отвергаются и осмеиваются. В произведениях современных писателей все наоборот: богатые подлецы вполне годятся на роль положительных героев. А как же «Преступление и наказание» Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО? Казалось бы, Раскольников — положительный герой, и вдруг он убивает старушку ради денег. Но не будем спешить с выводами. Характер Раскольникова неоднозначен, как и его судьба, в нем есть добро и вера, он стремится помогать другим. Да и убийство он совершает не из-за денег, а ради своих идей. И счастливым становится лишь на каторге, среди лишений и страданий. Там он обращается к вечным ценностям, способным излечить его душу. Именно уход из-под власти денег делает главного героя свободным. Он находит смысл жизни в любви, вере и честной работе.

ИСТОРИЯ
Кстати, об убийцах и разбойниках. Существует немало исторических фактов, свидетельствующих о том, что они в России тоже не совсем обычные, не такие, как в других странах.
Историк Владимир МЕДИНСКИЙ в книге «Мифы о России» описывает такой факт. Задолго до строительства железной дороги золото из Сибири в столицу везли на обычных санях. Конечно, для разбойников десятки и сотни пудов золота были желанной добычей: один лихой налет мог обеспечить шайку на всю жизнь. Но рядом на санях ехали десятки людей – попутчиков. С одним из таких «золотых обозов» из Красноярска в Петербург пришел великий художник Василий СУРИКОВ. Платы с попутчиков не брали – они становились своего рода охраной для золота.

Если бы разбойники напали на такой обоз, пришлось бы убивать всех этих людей как свидетелей. А разбойники не хотели губить души. И «золотые обозы» в России никогда не грабили. Так что система охраны действовала очень неплохо и без охраны. Просто по совести… Вообще разбойники в России были особенные. Если на Западе преступник стремился побыстрее унести ноги и получше воспользоваться награбленным, то наши действовали иначе.

Разбойники считали себя «пропащими душами», они оставляли себе небольшую часть добычи, много им было не нужно, остальное золото закапывали. Его полагалось не трогать три поколения, только правнукам можно было откопать клад. Одни считали, что за три поколения грязное золото «очистится». Другие, наоборот, верили, что проклятие над такой семьей будет только сгущаться. Естественно, не все доживали до правнуков, тем более до времени, когда правнуки подрастут настолько, что им можно будет показать место клада. И потому в России и сегодня лежит немало захороненных богатств, которые уже некому извлечь из земли.

Выходит, даже разбойники у нас следовали иным, не похожим на западные, «кодексам чести». Они не боялись земного суда и соотносили преступления не с параграфами Уложения о наказаниях Российской Империи, а с высшим Законом Божиим…

Американские финансисты из влиятельной семьи МОРГАН гордятся своим предком – прославленным пиратом. Вообразите для сравнения, что потомки Емельяна Пугачева стали бы у нас тайными воротилами, определяющими финансовую политику страны. Это невозможно представить…

Впрочем, нельзя судить об отношении народа к деньгам, опираясь только на кодекс разбойников. У русских людей богатство всегда ассоциировалось с национальными богатствами страны. Наши предки долго не могли признать деньги как абстрактное понятие, не обеспеченное ни мехом, ни драгоценными металлами. При Екатерине II были выпущены первые бумажные деньги, но отношение к ассигнациям в народе оставалось настороженным.

Отношение к богатым тоже было разным. Жених при деньгах не всегда был завидной партией. Больше гордились принадлежностью к высшему сословию, чем размером капитала. Знатные фамилии, обеднев, не теряли статуса. А вот отношение к «скоробогачам» в Российской Империи было скорее негативным. Наименьшим доверием пользовались мастера делать деньги «из воздуха»: ростовщики и процентщики. Больше доверяли купцам, а наиболее честно нажитым считалось состояние промышленников.

Открытая демонстрация богатства считалась вульгарной, скупость также не входила в понятие «хорошее воспитание». Требовалась золотая середина, найти которую удавалось лишь тем, кто с детских лет приобщался к этой умеренно-щедрой философии. Несмотря на то, что деньги для русского дворянина значили много и далеко не все могли себе позволить не думать о них, разговоры о деньгах в обществе были не приняты. Тема считалась низкой, не достойной обсуждения.

СКАЗКИ

Нормы нравственности, на которые человек ориентируется в жизни, закладываются, как правило, в детстве. Один из основных источников информации для ребенка – это сказки. Ориентируясь на мысли, чувства и поступки сказочных героев, дети делают выводы о том, что хорошо, а что плохо. Потому о ценностях народа можно судить по его сказкам.

Недавно на глаза мне попалась известная английская сказка «Дик Уиттингтон и его кошка», которая поразила своей принципиальной непохожестью на все русские сказки. Суть истории такова. Жил на свете мальчик Дик – одинокий, голодный, несчастный сирота. Никому не было до него дела, все его гнали и обижали. Жил он у лондонского купца в каморке с крысами. Каждый день его била, нагружала непосильной работой и изводила насмешками злая кухарка.

Лишь один друг был у бедолаги Дика – старая серая кошка. Вместе они дрожали от холода и делили последние крохи. Кошка, как могла, спасала мальчугана от крыс. Как-то раз, снаряжая торговый корабль, купец обнаружил, что в трюме осталось свободное место. По обычаю в таком случае слуги могли отдать морякам свои вещи на продажу в дальние страны. У Дика совсем ничего не было – последняя рубаха, и та рваная. И он отдал кошку.

После этого крысы и кухарка вконец распоясались и совсем одолели бедного парня. Пошел он, куда глаза глядят, но вдруг от голода и слабости ему стало мерещиться, что церковный колокол поет: «Дин-дон, дин-дон, лорд-мэр Уиттингтон!» – Да я что угодно вытерплю, лишь бы стать лондонским лорд-мэром и кататься в роскошной карете! – воскликнул Дик и, собрав последние силы, пришел обратно к купцу.

Вскоре вернулся из плаванья корабль, и на глазах потрясенного хозяина и всей челяди капитан вручил Дику полную шкатулку золота и каменьев. Оказывается, моряки заплыли в далекую страну, где народ очень страдал от крыс, и тамошний царь купил кошку за огромные деньги. Дик разбогател, женился на дочери хозяина, стал жить припеваючи и, как обещал церковный колокол, сделался лорд-мэром Лондона. Чтобы получить все это, нужна была лишь малость – продать за деньги единственного верного друга.

Мировоззрение западного человека рассматривает этот поступок как однозначно положительный. Он может служить примером для детей: «Рискни, сделай выгодное вложение и – разбогатеешь». Можете представить себе русские сказки с похожим сюжетом? Их нет! Кто-то возразит, что и у нас во многих сказках главный герой вначале беден, а в конце богат и счастливо женат.

Это так, но давайте вспомним, как приходит богатство к героям русских сказок. Емеля пожалел щуку, Кузьма Скоробогатый отпустил лисицу, попавшую в капкан, а Мартынка из «Волшебного кольца» спас от живодера кошку, собаку и змею. А вспомните все сказки, в которых голодный Иван-царевич идет через горы, леса и реки и не может съесть ни зверя, ни рыбы, ни птицы, потому что, кого ни поймает, все говорят: отпусти, мол, пригожусь. И ведь отпускает. И ведь пригождаются.

В русских сказках доброта – путь к счастью. Именно доброта, а не торговый расчет. В этом и заключается мораль, которую народ через сказки хочет передать следующим поколениям. Выходит, все русские добрые и милые, а на Западе народ сплошь злой и расчетливый? Конечно, нет. Доброта и для западного человека считается достоинством, положительной чертой характера. Но там – если ты добрый и бедный, значит, что-то с тобой не так. Покопайся в себе, найди, в чем проблема, и стань богатым. Потому что быть бедным там считается ненормальным.

Материальный достаток в понимании европейца – это награда, которой судьба одаряет каждого хорошего, правильного человека. И значит, отсутствие денег – индикатор того, что мироздание тобой недовольно, не одаряет. То есть деньги – важнейший критерий жизни. В русской же традиции деньги понимаются просто, как в словаре: «мера стоимости товара и средство платежа». И ничего больше. Человеческие достоинства с ними никак не связаны и от них нисколько не зависят. В богатстве и бедности, в счастье и горе, в болезни и здравии способность человека оставаться человеком – вот главный критерий нравственности.

Ирина Козлова




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |