на главную

Ипатьевский особняк - дом особого назначения

Дом Ипатьева в Екатеринбурге, где 17 июля 1918 года произошло цареубийство, ныне известен на весь мир. Он был многократно сфотографирован и исследован, но продолжает привлекать к себе внимание многих людей. Приведем кратко его историю. Кто был владельцем этого красивого белокаменного особняка в центре Екатеринбурга? Николай Николаевич Ипатьев – капитан инженерных войск в отставке, коммерсант. Из России, охваченной огнем революции, он эмигрировал в Чехословакию и умер в Праге в 1923 году.

Необычно то, что этот большой дом был куплен им в самом начале 1918 года, но сам он в нем никогда не жил и даже там не появлялся. По некоторым сведениям, ранее там находилась тайная иудейская молельня, еврейкой была и жена Ипатьева. Предполагается, что дом был избран для заключения Царской семьи только для того, чтобы связать одним именем начало и конец царствования династии Романовых.

Напомним, началось их правление в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромской губернии, где соборно был возведен на царство юный отрок Михаил Романов. Ему и всему последующему роду Царей Романовых – на века вперед – была принесена всенародная клятва верности. Более 300 лет Романовы верой и правдой служили Богу и России: обустраивали свою землю, защищали ее от врагов, хранили веру православную, поддерживали в народе дух благочестия.

И вот в 1918 году в Ипатьевском доме Екатеринбурга родовая линия Романовых оборвалась. Здесь был убит последний Император династии – Николай II вместе с Наследником Алексеем, супругой, дочерьми и верными слугами. Стоит упомянуть и о том, что по календарю 17 июля 1918 года была среда, и именно в среду был пленен иудеями и отдан на муки Господь наш Иисус Христос. То есть организаторы цареубийства заранее продумали все эти обстоятельства, чтобы символически подчеркнуть полный крах России как православного христианского Царства.

Всю жизнь революционных палачей переполняла гордость за содеянное. Они писали воспоминания, спорили между собой, у кого больше заслуг в этом злодеянии. К 10-летию убийства готовились юбилейные торжества. В 1926 году вышла книга П.М.Быкова «Последние дни Романовых», давшая официальную трактовку событий. Художнику заказали огромную парадную картину о передаче Романовых в руки Уралсовета. На ней в жалком виде представляют Царскую чету и победоносными героями – членов Уралсовета. Площадь перед Ипатьевским домом получает новое название – площадь Народной мести.

После гражданской войны в доме разместили музей революции, где были выставлены некоторые вещи Царственных узников. Одна комната в музее, та самая, подвальная, была посвящена казни Царской Семьи. Над лестницей, ведущей в подвал, повесили юбилейную картину. Старожилы рассказывали, что в 20-30-е годы их водили туда «как в зверинец». Посещение места убийства Царя входило в программу воспитания подрастающего поколения, а «почетными воспитателями» были старые большевики, подобные Юровскому и Ермакову.

На пионерских сборах после песни «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы, пионеры, дети рабочих…» выходил полупьяный Ермаков и с геройским видом рассказывал о своих «подвигах». «Романтика» бандитских убийств, восхваление «товарища маузера» пронизывали рассказы всех большевистских палачей.

Осенью 1932 года в Ипатьевском доме побывал французский журналист П.Фредерикс. 28 декабря 1932 года в «Последних новостях» в Париже вышла его статья, где он писал: «Ипатьевский особняк, превращенный теперь в музей, размещается как раз напротив красноармейского клуба. Белый дом, под окнами которого растут ивы.

В угловой комнате помещался арестованный Царь и Александра Федоровна. Великие Княжны и доктор занимали соседние комнаты. На том месте, где стояла кровать Николая II, теперь торчит большая статуя Ленина, протягивающего к посетителям руки… Комнаты не содержат ничего интересного. Мебель исчезла. Стены покрыты большевистскими фотографиями. Но подвал, в котором происходило убиение царской семьи, оставлен в том же самом виде, какой он имел в 1918 году. Стены хранят еще следы пуль. Когда я выходил из подвала, директор «музея» привел туда полдюжины школьников. И я слышал, как спокойным голосом он объяснял им: «Царь послал на смерть множество людей. И советская власть покарала его…»

В последующие десятилетия эта власть прилагала огромные усилия, чтобы очернить светлое имя последнего Государя Императора и вообще истребить его образ из народной памяти. С этой целью были выпущены лживые учебники истории, множество книг, фильмов, монографий и газетных статей. Были потрачены огромные ресурсы, привлечены писатели, ученые, работники культуры и искусства. Маховик пропаганды был раскручен на полную мощь, но даже в этих условиях убить правду не удалось.

С течением времени национальное сознание народа стало возрождаться, и в конце 50-х годов, потом в 60-е все чаще стал подниматься вопрос о судьбе Царской Семьи. Русские люди начали осознавать всю чудовищность совершенного злодеяния. К месту убийства возле дома Ипатьева пошло паломничество. Бывало, днем или в сумерках, или в ночной тиши там собирались приезжие и местные жители, вместе читали покаянные молитвы, плакали, просили прощения у Господа и невинно убиенного Царя-мученика Николая. Особо массовым это движение становилось в день памяти – 17 июля. Люди приносили к дому цветы, склоняли головы в покаянии, скорбели о трагедии поруганного Отечества.

Но наследники цареубийц: Свердлова, Голощекина и Юровского – не собирались сдавать своих позиций. Они задумали еще одно убийство Царской семьи – убийство памяти о ней. Этому предшествовали «письма трудящихся» в ЦК КПСС с просьбой «прекратить монархические демонстрации возле Ипатьевского дома». Дети Юровского тоже писали письма в высшие инстанции, требуя «пресечь подлую клевету» на память их отца. Сын Юровского Александр, контр-адмирал, напирал на «особые заслуги» отца, что он лично расстрелял Царя. (Эти документы до сих пор хранятся в Госархиве). Что же это такое, следует из письма А.Я.Юровского: мой отец совершил геройский подвиг, а никак не увековечен.

Чтобы восполнить этот пробел, друг Юровских Яков Резник пишет одну из самых фальшивых книг своей эпохи – повесть «Чекист». В ней палач и садист Юровский представлен в образе идейного, порядочного человека. Исторические события в повести сознательно фальсифицируются... В 70-е годы вопрос о судьбе Ипатьевского дома поднимается уже на самом высоком уровне – в ЦК КПСС. Занимается им главный идеолог страны – М.А.Суслов.

В Свердловск командирован министр внутренних дел Щелоков. Он осматривает дом, поднимает материалы об убийстве, хранящиеся в областном архиве. Тогдашний глава Свердловского обкома партии Б.Н.Ельцин вместе со Щелоковым проводит закрытое бюро обкома, на котором принимается как бы инициатива снизу – решение о сносе дома Ипатьева. Именно на основе этого решения Политбюро издает секретное постановление о необходимости сноса. Особо подчеркивается, что к 60-летию цареубийства около дома могут быть демонстрации. Снос осуществляется в сентябре 1977 года – очень быстро, за несколько дней, в рамках «реконструкции жилого квартала».

Место заваливают камнями и щебенкой. По мнению старожилов, это делается для того, чтобы постепенно засыпать место убийства, изменить до неузнаваемости окружающее пространство. Почти одновременно антирусские силы так же старательно искореняют память о друге Царской семьи – Григории Распутине. В конце 70-х годов за одну ночь по бревнышку разбирается его изба в селе Покровском, а ее место застраивается одноэтажным зданием барачного типа...
Но как бы ни стремились враги русского народа оболгать имя святого Царя-мученика и уничтожить память о нем, им это никогда не удастся. Светлый образ Государя Николая II навсегда останется в народном сознании символом великой Русской Державы.

Подготовила Нина Боголюбова
Источник: «Православный Крест» №257 1.9.2020




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |