на главную

Земной путь епископа Ефрема – от сиротства к архиерейству

23 августа/5 сентября Православная Церковь вспоминает священномученика Ефрема, епископа Селенгинского (1875-1918) (в миру – Епифания Андреевича Кузнецова). Он был одним из тех ревностных и преданных служителей нашей Церкви, кто в числе первых принял на себя удар гонений, воздвигнутых против Православия. Необычным и примечательным был его путь к архиерейству. Он не происходил из духовного звания, а родился в семье забайкальских казаков. И жизнь его началась со скорбей и испытаний.

«В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками: беднотой, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего. Под тяжестью сего креста умягчилось мое сердце, крепла вера в Бога и надежда только на Его неизреченное милосердие в путях моей жизни». (Речь при наречении архимандрита Ефрема во епископа Селенгинского, 19 ноября 1916г.).

Отец, умирая, завещал сыну учиться. Но отрок, который пас стада у своих родных и возделывал землю, чтобы иметь пропитание, мог рассчитывать только на окончание сельского училища. Однако Божественный Промысел готовил его к особому служению. На мальчика обратил внимание сострадательный приходской пастырь. Воспользовавшись проездом через станицу иркутского Владыки Вениамина (Благонравова), он поставил Епифания перед ним на колени и просил принять его в духовное училище хотя бы на полуказенное содержание. При этом поручился за него, что тот посвятит себя служению Церкви.

Просьба святителем Божиим была уважена, и бедняк-казачонок, коими наполнены станицы, оказался в духовной школе. Это было тогда весьма редким явлением и милостью Божией! Много позже он с теплотой вспоминал наставников Читинского духовного училища, среди которых «находились светлые личности, умевшие близко стать к питомцам и дать потребное на запросы их жизни. Духовная атмосфера в училище была такова, что... господствовал дух церковности. Здесь впервые я познал и полюбил церковную уставность, благолепие и величие церковных богослужений, красоту пения церковного, здесь привык сознательно переживать высокую радость праздничных настроений».

Оканчивая училище, Епифаний предвкушал сладость служения псаломщиком где-нибудь в сельском храме. Он знал свое сиротское положение и не помышлял о большем, но вновь открылась воля Божия о нем: «Господь вложил в сердце моего учителя мысль послать, в виде попытки, телеграмму тому же Высокопреосвященнейшему Вениамину с просьбой о принятии на казенное содержание в духовную семинарию». Попытка удалась, и в 1898 году он успешно окончил Иркутскую семинарию.

Приняв священнический сан, отец Епифаний начал служить в родной станице. То время поставило на пути его ряд новых испытаний, в которых горел и закалялся его дух. На втором году пастырства умерла его молодая жена. Он сильно скорбел. Большим утешением было для него соучастие архиепископа Владивостокского Евсевия, который знал его, будучи ректором Иркутской семинарии. Владыка Евсевий направил ему несколько посланий, исполненных отеческой любви, и убедил продолжить учебу в духовной академии. Так в 1903 году отец Епифаний окончил Казанскую академию с присвоением звания кандидата богословия.

В то время он проявил интерес к миссионерству: «Академия вложила в сердце мое любовь к благовестническому служению и дала потребные для сего знания, с которыми я явился в родной Забайкальский край и стал под опытную руку архипастыря-миссионера владыки Мефодия». В 1904 году началось служение отца Епифания в составе Забайкальской Миссии. Насколько вдумчиво и глубоко относился он к просвещению забайкальских язычников, можно судить по его аналитическому очерку «Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию христианства и общеевропейской культуры»:

«По своему мировоззренческому складу буряты интересуются только тем, что связано с их жизненными интересами. Буряты знаю, что религий много, и все они даны Богом. Самое лучшее, говорят они, держаться той, какая была у предков. Такое сознание было главным препятствием к принятию ими святого крещения». Вместе с тем автор очерка отмечает простой, доверчивый нрав бурят и готовность помочь другому: «Рассмотревши их психологию, мы делаем заключение, в высшей степени отрадное. Буряты представляют из себя, по евангельскому выражению, поле, богатое по своему содержанию, способное воспринять и возрастить семя Слова Божия и высшей культуры: они готовы к быстрому духовному возрождению».

Приняв монашеский постриг с именем Ефрем, он возводится в сан игумена, а затем – архимандрита. Будучи назначен начальником Забайкальской Духовной Миссии, он успешно трудится по обращению язычников. Особенно плодотворной была его проповедь среди местных корейцев. Из крещеных корейцев в Чите даже образовался отдельный приход. При Миссионерской церкви был особый причт, состоявший из корейца-священника и корейца-псаломщика, на них были возложены обязанности духовного руководства. Издавался на корейском языке журнал «Православие», имевший цель просвещение корейцев, живущих на всем пространстве Дальнего Востока.

Насколько серьезно ими было воспринято Православие, можно судить по тому факту, о котором сообщали епархиальные ведомости (1914, N20): «30 прихожан-корейцев Читинской Миссионерской церкви обратились к архимандриту Ефрему, выразив желание пойти на войну добровольцами. Он их благословил и посоветовал обратиться к военному губернатору. Отслужив молебен, произнес слово, в котором сказал: «Корейцы, приняв Православие, идут теперь в ряды Русских защитников России и этим доказывают, что они возлюбили ее, вторую родину, за которую готовы положить жизнь».

На почве миссионерства произошло знакомство отца Ефрема с известным московским протоиереем Иоанном Восторговым, который приезжал в Забайкалье как синодальный миссионер. В 1916 году архимандрит Ефрем был рукоположен во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии. При наречении он сказал: «Я сознаю великую высоту предстоящего мне звания и знаю, что для сего необходима чистота веры, высота благочестия, сила знания, несокрушимая ревность. Служение сие утверждается не на внешнем господстве над наследием Божиим, превозношении и преобладании, а на внутренней силе духа... Сознаю и великую ответственность, особенно в наше время, когда требуются особые силы и для устроения внутренней церковной жизни среди верных и для распространения Царства Божия среди неверующих».

Менее двух лет продолжались его архиерейские труды, а затем начались тяжелейшие испытания для Церкви. С высоким христианским достоинством выдержал их преосвященный Ефрем. Его преданность Православию была известна не только верующим, но и представителям новой революционной власти. В 1917-1918 гг. он участвовал в работе Поместного Собора и в конце января 1918 года прислал из Москвы телеграмму, передающую его мысли:

«Собор открылся двадцатого. Патриарх Тихон объявил Церковь гонимой, предал анафеме гонителей, призвал верных к защите и мученичеству: «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем Вас на эти страдания вместе с собою». 28 января было всенародное моление: Красная и Воскресенская площади, прилегающие улицы переполнены молящимися, как на пасхальную утреню. Настроение восторженное».

В апреле 1918 года, после закрытия Священного Собора, владыка Ефрем еще оставался в Москве. 2 июня 1918 года он был арестован ВЧК на квартире прот. Иоанна Восторгова. В заключении проявил себя как стойкий, мужественный исповедник. 23 августа (5 сентября) 1918 года, в день памяти свщмч. Иринея Лионского, ревностного проповедника Христовой веры и непримиримого борца с ересью, владыка Ефрем был расстрелян на Ходынском поле.

Смерть принял спокойно. Перед расстрелом благословил соузников, вместе с ним приведенных на казнь. Таким высоким подвигом завершилась жизнь 43-летнего святителя, явившего чистоту веры и несокрушимую ревность о Господе. Отче священномучениче Ефреме, моли Бога о нас!

Подготовила Ксения Миронова.
Источник: Православный Крест 1.09.2020




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |