на главную

Беседы в духе времени. Какова наша речь – такова наша жизнь

Несмотря на множество актуальных проблем в церковной жизни, все же не надо забывать о чисто духовных вопросах, тоже связанных с современностью. В ответ на такие размышления нашему журналисту неожиданно удалось встретиться и побеседовать с афонским монахом – отцом Тимофеем, оказавшимся на праздник Успения Пресвятой Богородицы в столице России, на своей малой родине. Встреча в центре Москвы определила и тему случайного разговора.

– Батюшка, почему же ныне так широко распространено сквернословие? Так и слышишь со всех сторон…

– Да, действительно, сквернословие в наше время распространено повсеместно. Сплошь и рядом, там и здесь мы слышим, как грубо люди выражаются, не стесняясь никого – ни детей, ни старших по возрасту, ни даже священников. Раньше, в 70-годы прошлого столетия, за такие слова, произнесенные в общественных местах, грубияна арестовали бы и посадили на 15 суток, а в дореволюционной России за такое вообще можно было попасть на каторгу! А сейчас сквернословят все, кому не лень, особенно молодежь, подростки и даже дети. И что же вырастет из такого поколения, которое вместо призывания Святаго Духа обращается к полчищам демонов? А за каждое сказанное слово нам придется дать ответ на Страшном Суде.

– Да они же, к сожалению, еще и неверующие, не понимают и не вникают в то, что делают.

– Но ответ придется давать всем, независимо от того, верит человек в загробную жизнь или не верит. Если не верит, то уже здесь, на земле, наступит для него расплата, навалятся невыносимые болезни, беды и скорби. Горе такому! Он приучает себя жить в постоянной духовной нечистоте. Смотрите, мы ежедневно умываем лицо и руки, чтобы не заболеть, но нисколько не заботимся о чистоте душевной, отвержение и пренебрежение которой может нас погубить.

– Сейчас в миру душевная чистота совсем не ценится и на успешность жизни не влияет. Скорее, даже наоборот: человек, разговаривающий «свободно» и «без цензуры», нередко считается современным, раскованным, продвинутым.

– Ну почему же? Далеко не всегда так. Я бы сказал, что от того, как, каким языком мы общаемся с близкими людьми, с людьми малознакомыми и вовсе незнакомыми, зависит наше благосостояние и благополучие. Глупцов, которые плетут непонятно что, никто не любит, а мудрый человек и мудрые рассуждения притягивают слух и сердце, даже в светской компании. Молчаливый человек вызывает больше симпатии, чем многоглаголивый. В «многословии не миновать греха», – говорит Священное Писание. Его неизбежными плодами становятся осуждение и злоба, насмехательство, острословие, часто доходящее до кощунства, проклятия и обиды, ложь совместно с клятвопреступлением.

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, мы «своею болтливостью превосходим старух, перебирая то, что вовсе не касается до нас». Смотришь на человека: с виду такой благообразный и статный, но стоит услышать его скверную речь, как тут же хочется бежать. Нет желания общаться с таким нечестивцем, пусть даже он и богат, и авторитетен. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Если любишь чистоту, в которой можно узреть Владыку всех, не позволяй себе никаких пересудов и злоречия, даже не позволяй себе слушать кого-либо, судящего или осуждающего братий».

– Но все же люди позволяют себе сквернословить, оправдываясь какой-то ситуацией.

– Сквернословие – это хула на святых, на Божию Матерь, а порой и на Самого Бога. Так что сквернословием душа призывает на себя гнев Господень. И странно потом видеть людей, скорбящих от бед и сетующих на Бога, когда сами ежедневно своим языком возносят многие хулы на Творца человечества.

– Кстати, сквернословы обычно и оправдывают себя именно какими-то жизненными проблемами.


– Это социальный аспект сквернословия. Он свидетельствует о низком уровне культуры человека, использующего ненормативную лексику. Это как в физических упражнениях: если человек регулярно занимается спортом, то он не курит и не злоупотребляет алкоголем. И имеет силу большую, чем тот, кто не утруждает свое тело. Так и те, кто желают быть мудрыми и стремятся познать свою сущность, никогда не опускаются до уровня сквернословов. Культурный человек обычно бывает сдержан в слове, от него никогда не услышишь крепкого словца.

А матерщинники всегда выглядят как люди, обделенные интеллектом. Даже в тюрьме уже давно не принято сквернословить, потому что человек, желающий оказаться на свободе, думает о том, каким он туда придет. И если он выйдет злоречивым глупцом, то его нигде не примут, и никто не захочет с ним иметь серьезных дел. А мудрый человек никогда не сквернословит. Напротив, он учится говорить кратко и ясно, чтобы четко выражать свою мысль. Преподобный Макарий Великий так говорит об этом: «Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых».

– Значит, с духовной стороны, привычка к сквернословию как раз и приводит к каким-то скорбям и неурядицам?

– Да, сквернословие навлекает на человека беду, а благоразумное молчание приводит в тихую пристань всегдашнего спокойствия. Святой апостол Павел повелевает: Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5, 3).

– Этим в какой-то степени объясняется нынешнее состояние нашего общества.

– Конечно. Вон некоторые офицеры, призванные вести в бой солдат и быть примером для граждан своей страны, порою так матерятся, что стыдно становится за нашу армию и флот. За то, что люди, призванные быть образцом для подражания и лицом Вооруженных сил, опускаются до нецензурной брани, уголовщины какой-то. При этом многие из них оправдывают свое сквернословие необходимостью, ссылаясь на какие-то пословицы и поговорки и на то, что «по-другому их не поймут».

Стыдно, очень стыдно быть офицером, призванным хранить мир и защищать свое Отечество, и при этом хулить чью-то мать и даже Самого Господа Бога своей безнравственной лексикой, вошедшей в привычку. Для офицера слово – это честь. А когда безчестие становится повседневной речью генерала или полковника, майора или лейтенанта, то от этого горько становится на душе...

К сожалению, сквернословие стало нормой и среди депутатов и иных людей, облеченных государственной властью. Этот грех, как раковые метастазы, распространился во всех государственных структурах и слоях населения. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? Всмотрись, как краснеют от твоего безстыдства те, которые тебя слушают. Ибо что может быть хуже и презреннее человека, безстыдно срамословящего? Такие включают себя в разряд скоморохов и распутных женщин. Но и распутные женщины имеют более стыда, нежели ты».

– К сожалению, на пагубность сквернословия многие сегодня даже внимания не обращают, даже родители иногда сквернословят при детях, а потом их же ругают, что они повторяют их слова.


– Но как тогда мы можем воспитывать своих детей в целомудрии, когда безстыдными словами порочим в себе образ Божий? А ведь дети учатся не словами, а добрым примером. И если ты при детях сдерживаешься, а на работе или среди друзей позволяешь себе крепкое словцо, то обязательно и дети твои в скором времени станут развращаться. И не только сквернословить, но и совершать непотребные грехи, которые рождаются от хулы. Знайте, что, если вы используете в разговоре неподобающие слова, рано или поздно все это вернется и к вам, и к вашим деткам. Сквернословие – это препятствие к вашему успеху в трудах, в личной жизни и ко всему благому. Храните уста от сквернословия, и да пребудет с вами Господь!

Источник: «Православный Крест»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |