на главную

Князь Василий I: «благочестиваго корене отрасль пречестная»

8 сентября – праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. В акафисте ей много говорится о Великом князе Василии I, старшем сыне Димитрия Донского. Он менее известен, чем святые благоверные князья Александр Невский и Андрей Боголюбский, но от этого подвиг жизни его не менее значим. Как и другие благочестивые правители, он тоже вел народ ко Христу, всемерно заботился о защите государства. Давайте вспомним сегодня особого избранника Божией Матери.

Он замечателен тем, что 36 лет стоял во главе молодой Русской государственности и управлял страной в те тяжкие времена, когда извне ей угрожали татаро-монголы, а внутри продолжались княжеские междоусобицы. С Божией помощью ему удалось успешно преодолеть все препятствия и сохранить Православную веру, следуя заветам благочестивых предков.

Великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича (1371-1425) называли «лозой добродетельной от благочестиваго кореня». Он был сыном святого благоверного Великого князя Дмитрия Донского и супруги его, Великой княгини Евдокии. Младенец появился на свет за день до празднования памяти святителя Василия Великого и был назван в его честь, а впоследствии всю жизнь почитал своего небесного покровителя.

Ему было 8 лет, когда отец ушел в смертный бой на поле Куликово. Вместе с матерью сын проводил дни и ночи в молитве, испрашивая у Господа победу и жизнь любимому родителю. И вместе с матерью имел великое утешение встретить отца израненным, но живым, вернувшимся в первопрестольную со славой Донского победителя.

На долю князя Василия выпало столько невзгод, что хватило бы на несколько человеческих жизней. Десятилетним отроком после разорения Москвы войсками хана Тохтамыша он уехал в орду в качестве заложника. Жизнь на чужбине, в плену, вдали от милых сердцу родителей не могла быть счастливой, но вера в Бога помогла не сломаться, претерпеть все невзгоды и выйти на свободу. Через четыре года юному княжичу с помощью Божией и добрых людей удалось бежать из Орды к господарю Молдавского княжества Петру Мушате, а через год он вернулся в Москву.

В 1389 году Дмитрий Иванович отошел ко Господу, и 18-летний сын его Василий занял престол. Управлять княжеством ему помогали святитель Киприан и бояре. Спустя шесть лет грянула беда: орды хана Тамерлана вторглись в Рязанские пределы, взяли Елец и, направляясь к Москве, подошли к берегам Дона. Русь, ослабленная многолетним игом, не могла оказать стойкого сопротивления – над нею нависла угроза повторения страшного Батыева погрома.

С человеческой точки зрения, ситуация была безвыходной. Впереди маячила либо смерть, либо плен и рабство. Однако князь Василий не пал духом. Взяв войско, он вышел к Коломне, остановился на берегу Оки и обратился с усердной молитвой ко Господу, Пресвятой Богородице и всем святым.

В послании к митрополиту он призвал его наступивший Успенский пост посвятить всенародному покаянию и молитве о спасении от вражеского  нашествия. Во Владимир было послано духовенство, которое на Успение Пресвятой Богородицы отслужило Литургию и молебен, а потом, взяв икону, двинулось крестным ходом на Москву.

Десять дней Владимирская икона пребывала в пути. Дорогой люди выходили и со слезами молили Пресвятую Богородицу: «О Мати Божия, спаси Землю Русскую!» 26 августа великий князь вместе с митрополитом, боярами, духовенством и народом вышел навстречу иконе, воздал ей честь и поклонение, как Самой Богородице, и горячо просил об избавлении от бед.

Царица Небесная вняла мольбам наших благочестивых предков. Она предстала Тамерлану в видении и грозно повелела покинуть пределы России. Устрашенный варвар приказал своим войскам отступить. Получив радостную весть, Великий князь Василий возблагодарил Царицу Небесную, припав к чудотворной Ее иконе Владимирской, вынесенной ему навстречу: «О, Всепетая, непостыдная христиан Заступнице! Ты явила еси нам велие милосердие, паче упования избавльши ны от безбожных врагов». (http://osanna.russportal.ru/index.php?id=selected.akathists.may_a2101)

После этого Владимирская икона осталась в Москве. Своей верой и упованием на помощь Матери Божией Василий Дмитриевич уподобился святому князю Андрею Боголюбскому, который перенес сию икону из Вышгорода во Владимир и, благодаря Ее заступничеству, сумел обустроить и защитить Владимирскую Русь.

Подытоживая деятельность Василия I, отметим, что за 36 лет его правления произошло усиление великокняжеской власти. Ему удалось присоединить к Москве большие территории: Нижегородское и Муромское княжества, Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли коми. В память о себе он оставил потомкам два храма: Кремлевский Благовещенский собор и церковь Рождества Богородицы на Сенях.

Жизнь его может служить укором современным правителям, которые лицемерно стоят в храмах со свечками, говорят правильные слова о любви к Отечеству, а сами принимают антихристианские законы и гонят православную веру.

Конец жизни благоверный князь Василий провел в покаянии, со слезами молясь пред Владимирской иконой  Богородицы. 27 февраля 1425 года – в молитве перед ней – он встретил и свою праведную кончину, предвосхитив смерть святых Серафима Саровского и Варнавы Гефсиманского, также скончавшихся во время молитвы.

Для своего времени князь Василий Дмитриевич оказался долгожителем. В то время люди сгорали быстро. Отец его отошел ко Господу в возрасте 38 лет, Александр Невский – в 42 года, а князь Василий – в 53.

Жизнь его интересна для нас не только как пример благоговейной любви к Божией Матери и Ее Сыну, молитвенности и мужественного терпения скорбей. В настоящее время в России сложилась ситуация, весьма напоминающая ту, в которой оказалось Московское княжество в 1395 году. Но теперь уже не хан Тамерлан стучится в нашу дверь, а тот, кого он был прообразом.

По словам председателя Счетной палаты РФ А.Кудрина, электронный концлагерь в России сделался реальностью (https://www.youtube.com/watch?v=vpTYb7R5PHc). Человеческими силами остановить наступление антихристианской диктатуры невозможно. Но это не повод для того, чтобы опустить руки. Да, наши пастыри не призывают нас сегодня к покаянию и молитве к Богородице, но мы сами можем прислушаться к призыву великого князя Василия и последовать его примеру. Сквозь глубину веков призыв сей звучит неизменно: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). За молитвы Своей Пречистой Матери силен Он и ныне спасти нас от любых бед, нашествий и Тамерланов.

Александр Павлов




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |