Предлагаем нашим читателям фрагмент из книги протоиерея Павла Боянкова «В Беларуси три столицы: Минск, Жировичи, Плещеницы…». Это сборник статей историко-краеведческого характера, которые были написаны автором за много лет его священнической деятельности. В настоящее время отец Павел – клирик Свято-Александро-Невской церкви в Минске, член Союза журналистов и Союза писателей Беларуси, активно печатается в газетах и журналах.
Причиной, побудившей его взяться за перо, стал выход книги Владимира Солоухина «Письма из Русского музея», где писатель обобщил вопиющие факты разрушения московских церквей. «Письма...» получили широкий общественный резонанс, и под его влиянием отец Павел Боянков решил проделать ту же исследовательскую работу в своем родном Минске.
Итогом этой долгой и кропотливой работы стала новая книга, в которой рассказывается об истории и современном состоянии православных храмов Минска, об их нелегкой судьбе в советский период, о восстановлении разрушенных святынь и церковных новостройках. В книге помещены фотографии исторических памятников Беларуси, в том числе уникальные снимки из личной коллекции автора.
+++
В сквере на Соборной площади Минска в январе 1901 года был торжественно открыт памятник Царю-Освободителю Александру II, в 1861 году отменившему, как известно, крепостное право. Памятник был создан на народные деньги – добровольные пожертвования минчан. На постаменте из черного гранита читались слова: «Императору Александру II – благодарные жители Минска».
В 1917 году на этом самом месте возник памятник солдату-революционеру – «один из первых памятников в нашей стране, посвященный революционному переустройству мира». Просуществовал он недолго. Изготовленный из гипса, он был разрушен во время германской оккупации 1918 года. Кайзеровские солдаты разбили его прикладами своих винтовок. 1 мая 1921года на этом же месте появился обелиск имени Минского Совета.
«Сооружение, вероятно, было создано из недолговечных материалов и через некоторое время разобрано». Какая потрясающая и неотразимая символика! Здесь просто невозможно удержаться от иронии, но самое интересное – впереди.
Вновь на этом месте в 1922 году установили еще один монумент –бундовскому террористу Гиршу Лекерту. Он прославился тем, что 5 мая 1902 года стрелял в спину виленскому губернатору фон Валю. В результате губернатор получил два ранения, а преступник по приговору военного суда был повешен.
В тридцатые годы этот «подвиг» Лекерта показался советской власти слишком опасным прецедентом, памятник снесли, а имя «героя» благополучно стерли «из памяти народной». Но и на этом история не закончилась. Перед войной в центре сквера красовалась статуя атлета, стреляющего из лука прямо в небеса. Памятник богоборчеству? Уже хорошо, что не Иуде Искариоту, как в Свияжске.
После войны фонтан был реконструирован, его украсили фигурные вазы, а богоборец-атлет куда-то исчез. Со временем пропали и вазы, высох фонтан. Одним словом, после бронзового Царя и нескольких непрочных сооружений посреди сквера воцарилась… пустота. Вновь заметим – великолепная и поучительная символика! Просто какое-то заколдованное место, точно как у Гоголя, «не вытанцовывается, да и полно!»
Но, как говорят в народе, свято место пусто не бывает. Сейчас здесь – «стеклянная пирамида, являющаяся световым фонарем для подземного зала ратуши». Весьма любопытно, что изрекли бы досужие конспирологи: например, не является ли этот шедевр оккультным памятником некоему «источнику подземного света?» Скажите – как его зовут? Но и это – еще не финал.
В 2013 году среди белорусских историков и представителей творческой интеллигенции возникла идея о восстановлении в Минске разрушенного памятника Императору Александру II. Началось, как обычно, соответствующая бумажная канитель с городскими властями.
Отметим один характерный момент: высоконаучное экспертное мнение заключается в том, что наличие памятников Александру II в Хельсинки и Софии считается обоснованным, а вот в Минске – «это же будет неоднозначно восприниматься в обществе». Неужели под влиянием «источника подземного света» пустота восторжествовала окончательно и безповоротно? «Господи! Спаси Царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе» (Пс. 19,10)
По книге протоиерея Павла Боянкова «В Беларуси три столицы: Минск, Жировичи, Плещеницы… Историко-краеведческие очерки»; Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2018, стр. 159-161
Причиной, побудившей его взяться за перо, стал выход книги Владимира Солоухина «Письма из Русского музея», где писатель обобщил вопиющие факты разрушения московских церквей. «Письма...» получили широкий общественный резонанс, и под его влиянием отец Павел Боянков решил проделать ту же исследовательскую работу в своем родном Минске.
Итогом этой долгой и кропотливой работы стала новая книга, в которой рассказывается об истории и современном состоянии православных храмов Минска, об их нелегкой судьбе в советский период, о восстановлении разрушенных святынь и церковных новостройках. В книге помещены фотографии исторических памятников Беларуси, в том числе уникальные снимки из личной коллекции автора.
+++
В сквере на Соборной площади Минска в январе 1901 года был торжественно открыт памятник Царю-Освободителю Александру II, в 1861 году отменившему, как известно, крепостное право. Памятник был создан на народные деньги – добровольные пожертвования минчан. На постаменте из черного гранита читались слова: «Императору Александру II – благодарные жители Минска».
В 1917 году на этом самом месте возник памятник солдату-революционеру – «один из первых памятников в нашей стране, посвященный революционному переустройству мира». Просуществовал он недолго. Изготовленный из гипса, он был разрушен во время германской оккупации 1918 года. Кайзеровские солдаты разбили его прикладами своих винтовок. 1 мая 1921года на этом же месте появился обелиск имени Минского Совета.
«Сооружение, вероятно, было создано из недолговечных материалов и через некоторое время разобрано». Какая потрясающая и неотразимая символика! Здесь просто невозможно удержаться от иронии, но самое интересное – впереди.
Вновь на этом месте в 1922 году установили еще один монумент –бундовскому террористу Гиршу Лекерту. Он прославился тем, что 5 мая 1902 года стрелял в спину виленскому губернатору фон Валю. В результате губернатор получил два ранения, а преступник по приговору военного суда был повешен.
В тридцатые годы этот «подвиг» Лекерта показался советской власти слишком опасным прецедентом, памятник снесли, а имя «героя» благополучно стерли «из памяти народной». Но и на этом история не закончилась. Перед войной в центре сквера красовалась статуя атлета, стреляющего из лука прямо в небеса. Памятник богоборчеству? Уже хорошо, что не Иуде Искариоту, как в Свияжске.
После войны фонтан был реконструирован, его украсили фигурные вазы, а богоборец-атлет куда-то исчез. Со временем пропали и вазы, высох фонтан. Одним словом, после бронзового Царя и нескольких непрочных сооружений посреди сквера воцарилась… пустота. Вновь заметим – великолепная и поучительная символика! Просто какое-то заколдованное место, точно как у Гоголя, «не вытанцовывается, да и полно!»
Но, как говорят в народе, свято место пусто не бывает. Сейчас здесь – «стеклянная пирамида, являющаяся световым фонарем для подземного зала ратуши». Весьма любопытно, что изрекли бы досужие конспирологи: например, не является ли этот шедевр оккультным памятником некоему «источнику подземного света?» Скажите – как его зовут? Но и это – еще не финал.
В 2013 году среди белорусских историков и представителей творческой интеллигенции возникла идея о восстановлении в Минске разрушенного памятника Императору Александру II. Началось, как обычно, соответствующая бумажная канитель с городскими властями.
Отметим один характерный момент: высоконаучное экспертное мнение заключается в том, что наличие памятников Александру II в Хельсинки и Софии считается обоснованным, а вот в Минске – «это же будет неоднозначно восприниматься в обществе». Неужели под влиянием «источника подземного света» пустота восторжествовала окончательно и безповоротно? «Господи! Спаси Царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе» (Пс. 19,10)
По книге протоиерея Павла Боянкова «В Беларуси три столицы: Минск, Жировичи, Плещеницы… Историко-краеведческие очерки»; Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2018, стр. 159-161