на главную

Преподобный Макарий Оптинский. «Слово на пользу вашу»

7/20 сентября Церковь совершает память преподобного Макария Оптинского. В дар потомкам он оставил богатейшее духовное наследие. Возможно, лучшим воспоминанием о нем будет чтение его трудов и следование его добрым, душеполезным советам. Предлагаем читателям небольшие выдержки из «Писем к мирским особам» богомудрого старца Макария.

151

Достопочтеннейший о Господе N N!
Ища духовного врачевства душе вашей, вы описываете всю историю вашей жизни, – от юности до настоящего времени, и просите меня дать вам совет к уврачеванию внутреннего вашего душевного устроения. Но я должен сознаться, что не имею ни достоинства, ни дара на сие великое дело; когда же вера ваша содействует, то Господь силен даровать и слово моему скудоумию, подобно тому, как ослице Валаамовой даровал глас к пользе израильского народа; a потому, простирая руку мою на предлежащую хартию, молю Господа даровать уму моему слово на пользу вашу.

Не имея мира в душе, вы желаете найти оный и получить росу благодати Божией, орошающей душу, иссохшую от зноя страстей. «У Господа милость и многое y Него избавление и Той избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс.129:6). Сколько могу заметить и понять, ваше воспитание и образование совершилось в духе мира, как вы сами пишете, что не получили воспитания внутренно-религиозного, и потому вы, может быть, имели надежду на получение мирской славы и чести, наслаждения и богатства, полагая найти в сем блаженство и успокоение души и тела.

Но, как видно, одно внешнее, мирское просвещение, не проникнутое духом евангельской веры и смирения, не может принести спокойствия, потому и вы не находите оного. Вы сознаетесь, что гордость, занимая в вас место (а от оной зависть к богатым и знатным), лишила вас спокойствия; а ежели бы вы, на место гордости, усвоили себе смирение, то и зависть не нашла бы места в вашем сердце.

Далее, увлечение к чувственности более помрачило свет истинного разума; и когда, при свете веры, пробудилась совесть, то доброе чувство подавило отчаяние. Но видно Господь вас любит и хощет вашего спасения; ибо в третий раз призывает вас к обращению. При пустоте и унынии духа, вам советуют искать утешения в рассеянии; но вы там не находите его, да и найти невозможно; для духа надобна духовная пища.

Надобно искать утешения в вере Господа нашего Иисуса Христа и святых Его заповедях, из коих одна научает нас тому, где можно найти успокоение: «научитеся от Мене, сказал Господь, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:23). Когда помысл гордости смутит вас о незнатном вашем происхождении и уязвит сердце ваше завистию против знатных и богатых: в тот час обратите мысль ко Господу, смирившему Себя и нам повелевшему в смирении искать спокойствия. Святые Апостолы были незнатного рода, a покорили вселенную в веру Христову и удостоились великих дарований.

Бог призирает не на знатность рода, но на смиренных; и вы старайтесь при томности духа, взывая ко Господу, смиренно покоряться воле Его, попустившей вам такое испытание; считая себя того достойным и памятуя свои грехи, приносите покаяние. Ведь и гордость есть грех, да еще самый гнусный, a мы мало обращаем на него внимания и считаем за ничто.

Если будете так искать, то обрящете мир, дарованный нам Спасителем нашим. Ища же и не получая скоро, не стужайте о сем, но предоставьте это воле Божией. Господь знает, кому, когда и сколько даровать оного. Случается, что человек обогатевши приходит в гордость и оставляет Давшего, a после сугубо страждет. Вспомните, как обижаемая вдова, много стужавши и чрез неправедного судию получила отмщение от соперника своего; кольми паче Отец ваш небесный даст благопросящим y Него, и не унывайте в прошении вашем.

Старайтесь, сколько можно, исполнять заповеди Божии; a видя в оном или неудобство, или немощь свою, смиряйте себя и просите помощи Божией. Смирение само собою ходатайствует о нас пред Богом. Не вините никого из других, кои да видите в них что-либо для вас неприятное творимое, но вините себя за не исполнение заповеди Божией, повелевающей любить даже и врагов наших; и будьте твердо уверены, что все, бывающее против нашей воли, попущается смотрением Божиим, к нашему испытанию или наказанию; a люди суть токмо орудия промысла Божия, действующего в деле нашего спасения. Читайте слово Божие и духовные отеческие книги, которые могут вас вразумить в истинном пути.

A меня прошу простить за худой слог письма, и ежели что найдете противное вашему мнению. Я сам собою невежа, но пишу вам, призывая Господа в помощь; и когда с верою примете (слова мои), то обрящете помощь. Происхождение ваших родителей ни для них, ни для вас, не причиняет ни вреда, ни порока. Всякий даст ответ о том, что сделал, a о происхождении знатном, или незнатном, тaм не спросят, a будут смотреть, есть ли смирение.

Сей драгоценный камень и некрадомое богатство много нам принесет пользы. Желая вам обрести истинный мир, и испрашивая на вас Божие благословение, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. Еще скажу вам, чтобы вы не искали высоких дарований, восхищений и утешений духовных; оные даруются по мере нашего смирения. Да и можно ли войти в царский чертог и наслаждаться вечери Его, бывши в нечистом рубище страстей? Очистим оные покаянием и смирением, и предоставим воле Божией, когда Ему угодно будет ввести нас в чертог Его, a сами будем считать себя недостойными того.
31 июля 1853 года.

152. К тому же.
Из письма вашего, посланного ко мне 31 октября, вижу, что вы получили некоторое успокоение в душевном вашем устроении. Сердечно радуюсь о сем и прославляю Бога, даровавшего вам это. Все, что мы ни имеем благого: мир, спокойствие и здравие – все это есть дар Божий, туне нам даруемый; a мы, почтенные от Него самовластием и разумом, должны стараться исполнять святую Его волю, показанную нам в святом Евангелии, в заповедях Его.

Приступая же к деланию, надобно просить помощи Божией, ибо Он сказал: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5), исполняя же заповеди, не думать, что сделали что-либо великое; но долг имея (исполнить) – исполняем их; и Господь, побуждая нас к смирению, заповедал: «аще вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Лк.17:10) и паки повелел: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29).

Везде и всегда нужно нам смирение, которое дела наши укрепляет и упокоение подаст. Вы пишете о составившемся между вами сообществе в духовном собеседовании и чтении творений святых отцов нашей православной, восточной Церкви. Я это одобряю, но только советую не увлекаться на высоту умствований и умозрений. Это доступно тем, которые очищают сердце свое от страстей деланием заповедей Божиих и терпением скорбей, и по мере очищения и смирения даруется и высшее познание.

Все это вы найдете в учении святых отцов. Читайте Добротолюбие, святого Иоанна Лествичника, св. Ефрема (Сирина), авву Дорофея, преп. Макария, св. Исаака Сирина и прочих святых отцов. Ежели и не достигнете высоких мер духовных, но обретаясь в смиренном мудровании, не лишитеся надежды получить вечная благая; a при усиленном желании и рвении достигнуть высоких мер умозрений может случиться обольщение вражие, и вместо благих плодов пожнутся горькие плевелы.

Расположение ваше к приисканию себе партии в супружестве можно одобрить. Для живущего в мире человека это необходимо. Цель его существования на земле (кроме высшего назначения духовного) должна иметь в виду что-нибудь занимающее его и облегчающее труды его деятельности. И в начале, когда Бог сотворил человека, сказал: «не добро быти человеку единому, но сотворим ему помощника», и далее: и благослови их Бог» (Быт.2:18).

Советую вам молиться Богу, да даст Он вам помощницу хорошую, истинную христианку, благонравную, a не для света только образованную. С благословением Божиим, по совету людей благомыслящих, ищите и обрящете.
Чего усердно вам желаю и остаюсь с почтением моим недостойный ваш богомолец, многогрешный И.М.

14 ноября 1853 года.

https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optinskij/pisma-k-mirskim-osobam/2_51




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |