на главную

Преподобный Иосиф Волоцкий: 40-летняя борьба увенчалась победой Церкви

22 сентября Православная Церковь чтит память преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1440-1515). К сожалению, он известен не столь широко, как, скажем, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, потому что после революции память о нем была целенаправленно заглушена. Но сегодня его подвиг стояния в вере особенно актуален, и имя должно быть востребовано из 500-летней давности…

…В миру его звали Иоанн Санин. Совсем молодым, 20-летним, он покинул родной дом и ушел в монастырь. 18 лет провел под руководством святого подвижника Пафнутия Боровского, и после кончины доброго наставника братия избрали игуменом Иосифа.

Однако не всем пришелся по душе введенный им строгий устав. Тогда он покинул обитель, побывал во многих русских монастырях, познакомился с иноческой жизнью, а потом основал свою обитель в Волоколамском лесу — потому и прозвали его Волоколамским или Волоцким. И там под его духовным оком возросла в вере целая плеяда монахов-подвижников, в будущем прославленных святых.

Но главным делом его жизни стали не ученики, а упорная борьба с явлением, которое вошло в историю Православной Церкви под названием «ересь жидовствующих». Он вел эту борьбу почти 40 лет, и кончилась она решительной победой Церкви. Тогда была отбита только первая грозная атака. Позднее дьявольская ересь пустила на Руси такие глубокие корни, что и ныне серьезно угрожает безопасности Отечества. Поэтому нам особенно важно вспомнить тот давний урок истории и извлечь из него душеполезные наставления.
***
…В 1470г. новгородцы пригласили на княжение литовского князя Михаила, и в его свите, с группой купцов прибыл некий иудей по имени Схария. «И был он орудием дьявола, — пишет преподобный Иосиф, — был обучен всякому злодейскому изобретению: и чародейству, и чернокнижию, и звездочетству».

Его учение сводилось к трем главным пунктам: отрицание Церкви, отрицание Таинств, отрицание монашества. Все вместе это можно обнять одним словом — грубый материализм. Ересь эта извечна, она берет начало от самых дней Христа. Ее зачинщиками и первосеятелями были те, которые возвели Его на Голгофу и распяли на Кресте.

И вот очень скоро на помощь Схарии в Новгород приехало еще несколько иудеев. Внешне они держались уважительно и благочестиво, но втайне резко отвергали все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу, праздновать иудейскую пасху. Отрицали и все православные посты, праздники, священные предметы и обряды, иконопочитание. Особо ненавидели и хулили русское монашество.

В строгом смысле это была даже не ересь (произвольное искажение христианской истины), а полное отступничество — совершенное отрицание Христа. Обычными методами приезжих иудеев были ложные клятвы, запирательство, лицемерие, подкуп и обман.

Они начинали с того, что выбирали среди новгородцев самых малодушных и слабоверных, подверженных плотским страстям: чревоугодию, похоти, винопитию. И постепенно возбуждали в них сомнение в некоторых местах Библии, потом соблазняли их с помощью своих пособий по тайным наукам и искаженных списков Священного Писания. Они умело пользовались всем арсеналом иудейского колдовства, чтобы обольстить неопытные чистые души мирян. И шаг за шагом обольщенный приходил к отрицанию своей веры и принимал в сердце учение незваных гостей.

Главная опасность была в том, что они действовали в глубокой тайне, а внешне все выглядело куда как благочестиво. Это не было открытым насаждением иудейской религии, нет! Перед русскими людьми, твердыми в вере, иудеи выступали как строгие ревнители Православия, громко обличали всякие лжеучения, а исподволь совершали свои сквернодействия. Беда заключалась именно в ее потаенном, скрытном характере.

Особенно удивительно то, что агитация Схарии подействовала прежде всего на церковнослужителей — тех, кто должен зорко стоять на страже чистоты веры и бережно хранить свою паству от нападок извне. Сначала проповеди Схарии поддались влиятельные новгородские священники Дионисий и Алексий, потом протопоп Софийского собора Гавриил. То ли их пленила новизна учения, то ли сработала русская «чуткость» к гостям, но черное дело разворачивалось очень быстро.

Вступление в тайную секту им не только не повредило, но даже повысило их статус. В 1480г. Дионисий и Алексий были переведены в Москву, и первый был назначен священником Архангельского собора в Кремле, а второй — протопопом главного храма Руси — Успенского собора в Кремле. Дальше — больше.

Со временем жидовской ересью оказались поражены даже высшие слои государственной и церковной власти: великий князь Иоанн III, его невестка и придворные, многие священнослужители и первый предстоятель Православной Церкви митрополит Зосима.

Скорое распространение лжеучения отчасти объяснялось большим влиянием на Иоанна III некоего дьяка Федора Курицына — прохвоста, ловко втершегося в доверие, за которым стояли тайные еврейские силы, финансируемые богатым и влиятельным Ганзейским союзом. (Видимо, от того дьяка вошло в русский язык ругательное выражение — «курицын сын»).

Так на рубеже XV-XVI веков Русская Православная Церковь оказалась у роковой погибельной черты. Всего 50 лет назад она стала автокефальной, еще не успела духовно окрепнуть, не успела привыкнуть к своей высокой роли Третьего Рима. И вдруг — откуда ни возьмись, такая напасть!

Но Бог не попустил, чтобы Его любимое чадо было задушено в колыбели. Как в XIII веке для защиты Руси от католиков и татар Он воздвиг великого князя Александра Невского, так теперь Его милостью были посланы два могучих богатыря духа — преподобный Иосиф Волоцкий и святитель Геннадий Новгородский. Поистине эти люди — гордость русской истории. В суровый час они спасли Отечество от наседавших чернокнижников-иудеев.

Первым поднял хоругви борьбы преподобный Иосиф. Он открыто и смело обличал всех, кто был причастен к ереси, невзирая на духовный сан и государственный чин. Потом к нему примкнули архиепископ Новгородский Геннадий и другие ревнители благочестия. В 1488г. их общими усилиями был созван Поместный Собор Церкви, на котором ересь была осуждена, несмотря на ожесточенное сопротивление многих влиятельных лиц. Митрополита Зосиму сняли с кафедры и назначили нового предстоятеля церкви Симона.

Однако до победы было еще далеко. В 1490г. владыка Геннадий разослал антиеретические послания Суздальскому, Тверскому, Ростовскому и Пермскому архиереям, убеждая их требовать созыва нового Собора и самого строгого суда над всеми еретиками. Но призывы не возымели действия. Тогда Иосиф Волоцкий пошел по иному пути — он снова и снова будил народ, обращался напрямую к епископам, монахам, мирянам с воззванием противостать злоумышленникам, «за Христа пострадать и за Пречистую Богородицу». Убеждал, просил, требовал, неустанно разъяснял, что пришлое учение является кощунством и приведет страну к мятежу.

Вот как описывает он те события в своем главном труде «Просветитель»: «Такое возникло смятение среди христиан, какого не бывало с той поры, как возсияло в Русской земле солнце благочестия. Многие из иноческого чина, в монастырях и пустынях живущие, а также благородные мирские люди сокрушались сердцем. Не терпя гибельной бури богохульства, они с горькими слезами молили Бога, чтобы Он прекратил эту погибельную зиму жидовства и просветил всех истиной».

Борьба была долгой и трудной. Только в конце 1504г. был созван новый Поместный Собор против еретиков, и Иосиф Волоцкий стал главным их обличителем. Его пламенное слово, проникнутое силой Божией, полностью опровергло все их козни. Ему удалось убедить великого князя Иоанна покаяться в том, что он так долго верил и потакал иудеям. Собор решительно осудил и жестоко наказал всех приверженцев ереси: самые главные были сожжены, других заточили в темницы, третьих отправили в далекую ссылку, четвертых сняли с должностей…

***
Так противники Церкви Христовой, попробовав свои силы на России, потерпели поражение. Но спустя несколько лет они вновь поднимут голову на Западе, и там у них все получится. Этот ручеек зла всегда остается в мире для того, чтобы пробуждать нас от лености и духовной спячки, чтобы мы бодрствовали, молились и горячо радели о своем спасении. Не зря гласит русская пословица: на то и щука в реке, чтобы карась не дремал.

Пример борьбы преподобного Иосифа Волоцкого важен и для современных пастырей. Как в свое время Христос, он призывает их «положить душу свою за овцы» и напоминает грозные слова пророка Иезекииля: «Горе пастырям, расточающим и губящим овец стада Моего! Вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и накажу их за лукавые дела, потому что пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, думая лишь о мзде и заботясь не о пользе людей, но о скверной мзде человеческой» (Иез. 34, 2).

Сегодня многострадальная земля русская снова полнится маловерием и кривоверием, небывалым разгулом пороков и страстей, засильем иноплеменников. Будем же неустанно молить святого Иосифа Волоцкого, чтобы помог нам укрепить истинную веру и отогнать чужое зловерие, преодолеть все духовные смуты и заблуждения, утвердить народ в заповедях Божиих.

Святой преподобный отче Иосифе, моли Бога о нас!
Помоги встать с колен, возродить душу православную и снять печаль с лица России…


Елена Карелина




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |