на главную

«Блаженне отче Силуане, о подвиге твоем Церковь радуется»

11(24) сентября – день памяти преподобного Силуана Афонского (1866-1938), в миру – Семена Ивановича Антонова. Родом он был из Тамбовской губернии, из крестьянской семьи. Его родители были хоть и бедными, и неграмотными, но благочестивыми, мудрыми и отзывчивыми людьми. Отличались гостеприимством, помогали нуждавшимся, нередко делились последним. Сам отец Силуан всегда отзывался о родителях с любовью и теплотой.

Несмотря на занятость и хозяйственные дела, они всегда находили время для посещения храма. Симеон любил ходить с ними. В рабочее время он трудился вместе со взрослыми: помогал отцу в поле, а иногда старшие братья брали его с собой на строительство. С юности он расположился к мысли о монашестве и даже выбрал обитель, куда желал поступить, - в Киево-Печерскую Лавру. Между тем, отец, предостерегая сына от поспешности принятия столь важного решения, настаивал, чтобы тот, для начала, испытал себя на воинской службе, а затем определился, как поступить.

Подчиняясь воле отца, Симеон отложил свои планы. Постепенно мирские соблазны и удовольствия стали затягивать его всё сильней и сильней, а вскоре и вовсе перевесили желание отложиться от мира. Мысль о монашестве отошла (до времени) на второй план. Но вскоре Благость Божия напомнила о себе. Однажды, когда Симеон возвратился с очередного гулянья и заснул, не то в полудрёме, не то в тонком сонном видении он вдруг увидел себя словно бы извне. При этом он воочию созерцал, как в него проникал отвратительный змий.

Ощутив омерзение и ужаснувшись, Симеон пробудился и тут же услышал таинственный голос Пречистой Матери Божией. Она разъяснила, что как ему было противно глядеть на глотание змея, так и Ей тяжко смотреть на его греховную жизнь. В результате такого необычайного вразумления Симеон сердечно раскаялся и возблагодарил Царицу Небесную за доброту. После этого случая он вновь воспламенился ревностью о Господе и согласии с совестью.

Тяготы воинских обязанностей не пугали его. Армейская служба, которую он проходил в Петербурге, приучала к ответственности и исполнительности. Всё больше и решительнее думал он о монашеской жизни, далёкой от мирских соблазнов и суеты. Несколько раз он жертвовал накопленные деньги на нужды Афонских монахов. По этому поводу между его сослуживцами сложилась поговорка, что он пребывает умом на Святой Горе и на Страшном Суде.

Когда срок службы близился к концу, он решил посетить Иоанна Кронштадтского, испросить у него благословения на монашество и получить пастырское напутствие. Не застав отца Иоанна на месте, он оставил ему записку, в которой просил о молитвах. А уже на следующий день, пребывая в части, Симеон почувствовал, будто находится в средоточии гудящего адского пламени. Это чувство помогло ему утвердиться в желании оставить мир и предаться служению Богу.

Возвратившись домой, он пробыл там несколько дней, а затем, собравшись в дорогу и приготовив подарки, простился с близкими и отправился на Афон. Шёл 1892-й год. Прибыв на Святую Гору, он поступил в Русскую Пантелеимонову обитель. Первое время трудился на мельнице, затем ему стали назначать другие послушания. Физический труд был ему по плечу, ведь он вырос в крестьянской семье, прошёл армию. Гораздо сложнее было противостоять искушениям.

В какое-то время Симеон настолько пал духом, что предполагал оставить обитель. И лишь мысль о том, что он вновь огорчит Божию Матерь, отрезвила смутившийся дух. В другой раз он испытал искушение самомнением. Терзавшие его помыслы разрушали зачатки смирения, но в конце концов посредством молитв, послушания и советов священников Симеон преодолел и это искушение. Но здесь его подстерегала другая опасность: чрезмерное, вплоть до отчаяния, осознание личной ничтожности, разуверение в возможности спасения. Тогда милосердный Господь вознёс Его духом в Горнее Царство.

Почувствовав присутствие Вседержителя, Симеон ощутил, что он словно наполнился благодатью «мученичества». Этот благотворный опыт переживания встречи с Небесным Царём запомнился ему на всю жизнь. Однажды познав сладость Рая, он всеми силами стремился к стяжанию благодати, усилил подвиги, борьбу с лукавыми помыслами. Позднее он сравнивал человека, утратившего через грех благодать, с малым дитятей, лишившимся радости общения с матерью. Какого-то определенного старца-наставника Симеон не имел. В качестве ближайшего примера для подражания он всегда держал в памяти Серафима Саровского, великого молитвенника и светильника Русской земли.

В 1896 году Симеон принял монашеский постриг и новое имя – Силуан, а в 1911 году был возведён в схиму. Возрастая возрастом духовным, он увеличивал подвиги. Стремясь подчинить себя Богу, усиливал воздержание и смирял себя едва ли не во всём: ел мало, содержал строгий пост; часто ограничивал сон двумя часами в сутки, при этом спал урывками, не ложась, а сидя на небольшом табурете. Как-то раз, когда несмотря на прилагаемые отцом Силуаном усилия, моление не складывалось (лукавые духи препятствовали молитвенному порыву, не получалось сосредоточиться и отстраниться от посторонних движений в душе), он обратился за помощью к Богу.

Господь внял обращению и ответил, что гордые страдают от демонов. Кроме того, Бог повелел ему не отчаиваться и помнить об адском огне. Со временем в молитвах старца всё чаще стали звучать прошения о мире, грешащем и забывающем Творца. Эти прошения сопровождались скорбью и любовью. Молитвам за ближних отец Силуан придавал огромное значение и в некотором отношении сопоставлял их с пролитием крови за людей.

Он считал, что благодаря молитвам сохраняется мир, а когда молитва ослабнет, мир не устоит. Прожив долгие годы по правилам общежительного устава, старец не стремился к уединённой жизни затворника, как это делали другие подвижники. Он считал, что на это требуется особое Божие благоволение, которое даётся не всем. 24 сентября 1938 года отец Силуан оставил земную храмину, предстал перед Судом Божией Правды и переселился в Царство святых.

От его поучений до нас дошли некоторые, в том числе записанные и составленные воедино в виде пособий другими людьми, как то: Иеромонах Софроний. Писания Старца Силуана, Епископ Диоклийский Каллист. Спасение по учению преподобного Силуана Афонского.

Тропарь преподобному Силуану Афонскому, глас 2


Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю / и Иеремии, о народе плачущему, / усердный подражателю, / всеблаженне отче Силуане, / ты, зову Матере Господа Сил внемляй, / змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси / и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси, / идеже в трудех и молитвах со слезами / благодать Святаго Духа обильно стяжа. / Ею же сердца наша воспламени / и с тобою умильно взывати укрепи: / Господи мой, Жизнь моя и Радосте Святая, // спаси мир и нас от всяких лютых.

Кондак преподобному Силуану Афонскому, глас тойже

Смиренномудрия исповедниче предивный / и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто, / Богу возлюбленне Силуане, / о подвизе твоем Церковь Российская радуется, / иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие, / веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются. / Егоже моли о нас, равноангельне боговедче, // во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

Источник: Азбука.ру




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |