на главную

Протоиерей Иоанн Гончаров: «Я готов и не боюсь, и вы не бойтесь»

29 сентября 2020 года отошел ко Господу протоиерей Иоанн Гончаров – известный самарский проповедник и духовный писатель. Более 40 лет предстоял он у Престола Божия, воспитал целую плеяду достойных священнослужителей, имел множество духовных чад, особенно среди ученых и творческой интеллигенции. В жизни Самарской митрополии это была яркая, знаковая фигура. Еще в молодые годы его духовным наставником стал митрополит Иоанн Снычев. Это были люди-сподвижники – люди одного духа, одной горячей веры.

В конце 80-х и начале 90-х годов протоиерей Иоанн часто выступал на радио и телевидении, на научных конференциях и семинарах, много потрудился при подготовке к 1000-летию Крещения Руси. В июне 1988 года был единственным делегатом, избранным от Куйбышевской епархии на юбилейный Поместный Собор РПЦ. Он умел ярко и образно выражать свои мысли. В кафедральный собор многие стали ходить только для того, чтобы послушать его проповеди.

Будучи простым, доступным в общении человеком, он не терпел лести и лицемерия, мог с достоинством сказать то, что думал, и прихожанам, и правящему архиерею. Из-за своей прямолинейности, неумения льстить заслужил нелюбовь церковноначалия и в последние годы жизни был удален в глубинку, на малый сельский приход. Однако и туда устремились его духовные чада, ездили на службы целыми автобусами.

Он так говорил о себе: «Несмотря на многие скорби, постигшие мое окаянство, считаю себя счастливейшим человеком, ибо полагаю, что нет другой такой радости, как посильно служить Богу. В этом служении, как в "белом свете", содержится вся радуга цветов служения людям». Отец Иоанн перенес инсульт и инфаркт, без должной медицинской помощи основательно подорвал здоровье. За два года до смерти вернулся в Самару, но был за штатом. Почитатели выставляли его проповеди в интернете, а после кончины любимого батюшки на форумах полились слова любви и благодарности.

«Он жив! – пишет А.Костенко. – Он у нас вечный! Он просто уснул в вечность. Такой блаженной кончины надо еще удостоиться. В воскресенье 27 сентября он был бодр и весел, в понедельник трудился, что есть сил, а утром во вторник 29-го, как началась литургия, ушел служить Господу на небо».

«В воскресенье после службы мы подошли всей семьёй благословиться у батюшки, – вспоминает Ирина Панкратова. – Муж спрашивает его: «Вот сейчас вирус, а Вы совсем не бережетесь, всех обнимаете, целуете». Батюшка говорит: «Дыши ровнее! И воробей без воли Божией не упадет на землю. Я готов и не боюсь, и вы не бойтесь». Благословил нас, потрепал ласково, засмеялся своим лучистым, добрым смехом, и мы пошли домой, утешенные и довольные. Его молитвенный покров ощущали как полную безопасность и родительское тепло, не зная, что видим его в последний раз. Любимый, родной батюшка, Вы всегда в наших сердцах, всегда, всегда».
+++
В память об отце Иоанне Гончарове прочтем одну из недавних его проповедей под названием «Пандемия – Божий след, Божий зов»

Во имя Отца, и Сына, И Святаго Духа!
«Сыне! – обращается Бог через пророка к каждому из нас. – Дай мне твое сердце». Что такое сердце человека? Это его вера. Это его надежда и любовь. Бог хочет, чтобы вера наша была жизненной, то есть, чтобы она была не только в уме нашем, но и в сердце, и обязательно проявлялась в жизни. Только такая живая вера имеет связь с Живым Богом. И только она во всем и всегда человеку помогает.

В одной из паремий пророк Исайя говорит: «Когда человек исполняет то, что Бог велит (т.е. любит Его от всего сердца), и, если такой человек в каких-то скорбных обстоятельствах взмолится перед Ним, то даже не успеет еще и просьбу сказать, как Бог тут же ему отвечает: "А Я вот он, тут же помогаю, когда человек живет верой живой”».

Все мы призваны жить живой верой, живой связью с Живым Богом. И тогда отступят, уйдут из нашей жизни все страхи, все недоумения, все безобразия. Вера наша должна быть живая и правильная, то есть Православная. Очень много соблазнов сегодня посеяно в Православной вере. Те же экуменические соблазны вот ведь как определяются для простого человека: «Как же здорово! Давайте все вместе молиться одному Богу». Бог-то один, но у всех представления о Нем очень разные. А сатанисты вообще дьявола богом считают, и как вот тут быть вместе? То есть надо, чтобы вера наша была правильной, непорочной, красивой, настоящей.

Настоящая вера выстраивает внутри человека все в гармонии, и тогда весь духовный человек так выравнивается, ведет себя красиво, и внутреннее благородство души проявляется в его лице, фигуре, поведении и особенно в глазах. В них открывается та вечная красота, которая живет в человеческом сердце, когда он правильно поступает в русле Православной веры. <…> То есть в них проявляется Небесная красота, устраняющая всякие безобразные страсти. Вот такой Православной веры Бог хочет от нас.

И когда Он просит наше сердце, Он хочет все это углубить, расширить, облагородить, сделать нас по-настоящему Своими детьми. И, естественно, когда человек живой верой общается с Живым Богом, когда он исправил свою внутреннюю жизнь, то надежды его – только на Бога. Вот если мы рассмотрим свои надежды, там Бог на последнем, самом крайнем месте. А так, обычно мы надеемся то на себя, то на свой ум, то на свою пронырливость, то на каких-то знакомых, а где-то в конце уже и на Бога. То есть получается какое-то безобразие страстей, а Бог-то просит наше сердце, хочет его облагородить, создать настоящую одежду, в которой человек утверждает себя в Вечности.

И, наконец, любовь – самое главное достояние нашей жизни. Без любви жизни нет. Бог есть любовь, и Бог есть жизнь. И мы все призваны к тому, чтобы научиться любить. Вот почему во главу угла положена заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, всей душой твоей, всем разумением твоим», а потом – «ближнего как самого себя».

Так вот в любви или посредством любви, этого великого дара, совершается в роде человеческом самое большое количество грехов на растление. Мы любовь превратили в безобразное отношение друг к другу и ко всему вообще. Так все извратили, что, можно сказать, любовь наша теперь экуменическая, вывернутая наизнанку, потому что во главу угла не положили любовь к Богу.

Возьмем идеальную любовь матери к ребенку. Если она не любит сначала Бога, то и не устраивает правильной духовной жизни ребенка, не может выстроить. Мать потакает капризам, покупает всякие вещи, делает поощрения, и, наконец, происходит растление дитя. То, что она любит, в сущности, неправильно, разрушает сначала красоту, а потом и саму жизнь. Мы так растлили себя, что эту любовь превратили в боль, разрушение, смерть.

Откуда болезни? Откуда эпидемии? Откуда все то буйство страстей, которое разрушает образ Божий в человеке, оскотинивает? Откуда возникли эти пандемии? Эти вещи были всегда. Так Бог как бы очищает человечество, зовет к себе: «Вы же люди! Надо же жить по-людски». И когда мы живем красивой, доброй жизнью, когда выстраиваем свою веру должным порядком, то никакое разрушение в жизнь не войдет. Так всегда было в Православии.

Когда стали нарушать заповеди Божии, топтать святыни, тогда и начались всякие безобразия. Смотрите, что сейчас в мире творится! Природа вопит – это боль земли. Все страдает, разрушается, а в человечестве все обезображивается. И вот, пожалуйста, всемирная пандемия – как Божий зов: «Опомнитесь!»

Любовь Божия неисповедима. Пока человек жив, она непостижима. Бог в наши уши кричит, что мы должны жить по-человечески, потому что мы образ Божий носим. А мы не слышим. Тогда Он вынужден делать то, что сейчас делается в мире, тот страх и безобразие, потому что мы перестали понимать зов Божий. Посему все, что сейчас творится, страхи, которые нам навевают, – законны и нормальны. Они для того, чтобы разбудить нас, напомнить нам, что мы люди и должны вести себя соответствующим образом.

И, если милостью Божией это состоится, и люди начнут думать, то Бог все исправит. Сегодня все это так далеко и глубоко зашло, что кажется, вряд ли возможно исправить. Но будет великое очищение среди людей: как внутри нас, так и вокруг. Поэтому надо приготовить свою душу во искушение, обратить этот страх в русло покаянного устроения души и понять, чего хочет от нас Бог.

Просто так ведь ничего не бывает. Все бывает или за что-то, или для чего-то, а здесь все в одном: и за грехи, и для покаяния. Посему мы как-то серьезно должны посмотреть на эти страхи: и те, которые окружают нас в этой пандемии, и всякие другие, которые придут к нам потом. Должен быть страх того, что мы забыли Бога, что перестали быть людьми, утратили самое главное человеческое достоинство – совесть и благородство души.

И вот эта забота и боль должны превалировать над всеми другими заботами и болью. И если Бог увидит это, скажет: «Они еще способны!» И пошлет благодать – очищающую, освежающую, жизнетворную и вечную.


Источник: "Православный Крест"




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |