на главную

«Врачевство духовное» от батюшки Амвросия

10/23 октября Православная Церковь совершает память преподобного Амвросия Оптинского (1812-1891) - духовного наставника тысяч и тысяч людей, приезжавших к нему в Оптину Пустынь со всей России. Иеромонаху Амвросию (Гренкову) было всего 34 года, когда Старцы Оптинские уже прозревали в нем своего духовного преемника. Желая очистить его и приуготовить к великому служению, Господь попустил молодому монаху подвергнуться жестокой и продолжительной болезни.

Началась она в сентябре 1846 года, отец Амвросий тяжко страдал и в декабре 1847г. подал наместнику монастыря прошение об оставлении его в обители за штатом: «Давняя моя болезнь: расстройство желудка и всей внутренности, и расслабление нервов — довела мое тело до крайнего изнеможения. Медицинские пособия, в продолжение года употребляемые, меня восстановить не могли и не подают никакой надежды к излечению. Впредь… никаких монастырских должностей нести не могу».

В марте 1848г. после медицинского освидетельствования епархиальное начальство определило исключить его из штата братии Оптиной Пустыни и оставить на пропитании и призрении монастыря. «Тогда Господь начинает являть Свою силу, когда увидит, что все человеческие средства… истощены», — говорил отец Амвросий, зная это по собственному опыту.

В то время никто из окружающих не мог предположить, что он долго проживет, но летом 1848г. началось выздоровление. Он встал с одра болезни и начал выходить на воздух. Здоровье его окрепло, но совершенно никогда уже не восстанавливалось. Катар желудка и кишок, рвота, нервная боль, простуда и жестокая лихорадка, тяжелые кровоистечения иногда до того измождали страдальца, что он лежал на постели, как мертвый.

Несмотря на это, он никогда не скорбел о своих недугах и даже считал их необходимыми для духовного преуспеяния. В одном из писем отмечал: «В монастыре болящие скоро не умирают, а тянутся до тех пор, пока болезнь не принесет им настоящую пользу. В монастыре полезно быть немного больным, чтобы не бунтовала плоть, особенно у молодых, и менее пустяки приходили в голову». Указывал он также на то, что болезни постигают людей за несоблюдение постов и преступление заветов Церкви.

Не желая себе полного выздоровления, старец Амвросий не хотел быть в тягость другим, а потому держался такого правила: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения. Монаху не следует серьезно лечиться, а только подлечиваться». Поэтому на столе у него стояло много пузырьков с лекарствами, а доктора приглашали только в крайних случаях. Его болезнь имела значение не только для него, как очистительное средство от греховной заразы.

Человек образованный, умный, по природе деятельный, отец Амвросий, если б остался здрав, мог не избежать обычного пути монашеского служения и возвышения по административной лестнице. Но тяжелая болезнь заградила ему этот путь, направила всецело на внутреннее духовное развитие — и более 40 лет он служил обществу старчеством. Телесные мучения близко сроднили его с тысячами людей, притекавших к нему, и он мог дать именно то сострадание, в котором они так нуждались.

Летом в теплые дни он выходил благословлять народ на воздух, и появление его было истинной радостью для всех, томившихся ожиданием. От крыльца его хибарки на столбиках были устроены жерди, по одну сторону которых стоял народ, а по другую шел согбенный старец. Временами останавливался, давал ответы на вопросы, всем по ряду преподавал благословение. Обычно в таких случаях подымался шум, некоторые люди толпились вокруг него, хватались за края одежды, чтобы «словечко сказать».

Нередко он выбирался из толпы, оставив в чьих-то руках свою легкую меховую ряску, которую потом келейники приносили ему. Иногда бывали самолюбцы, которые всячески домогались, чтобы отец Амвросий выделял их из других, оказывал особое внимание. В противном случае очень оскорблялись на него. Однажды истомленный старец с потупленным взором едва брел среди толпы народа, а вслед услышал чей-то голос: «Этакая злоба! Прошел и не взглянул»…

Несмотря на крайнюю болезненность, день его всегда оканчивался вечерним молитвенным правилом. От целодневных непрерывных хлопот келейники едва стояли на ногах, однако попеременно читали правило. Часто глаза у них слипались, уста смыкались, и чтец от налегавшей дремоты то и дело спотыкался в чтении, а сам преподобный лежал на койке почти без чувств.

...Подымая подвиг старческого служения, он положил в основание наставления своего духовного отца — Макария Оптинского: «Хотя я грешен, неразумен, немощен душевно и телесно, но тем, кто ищет пользы душевной, не отрекаюсь сказать то, что Бог подает помраченному уму моему к их пользе. Если с верою будут принимать мои слова, то и через грешника получат пользу. А если без веры, с сомнением, с разбором слов и действий, то, хотя бы и праведен был, пользы быть не может».

Давая советы приходившим к нему, преподобный Амвросий был в высшей степени снисходителен к человеческим слабостям. Характерной чертой его духовного руководства была именно мягкость. Одной своей духовной дочери он так объяснял: «Когда я говорю, надобно слушать с первого слова, тогда будет послушание по воле Божией. Я мягкого характера; уступлю, но не будет пользы для души».

Он не имел обыкновения настойчиво требовать, чтобы его советы непременно исполнялись. Если он видел, что совет не по сердцу человеку, то прибавлял: «Впрочем, смотрите сами, как найдете для себя более удобным, так и поступайте». Находились и те, кто хотел вести дела только по своей воле. Они приставали к старцу, прося на это благословения: «Что же вы мне скажете? Как благословите?» В шутливом тоне, но с огорчением он отвечал: «Что возглаголю творящему свою волю? Так-то, брат! Обычай-то у нас бычий, а ум-то телячий».

Было замечено, что те, кто просил у него совета, а потом не исполнял его, нередко терпели несчастье. Многим помогал он избавиться от пагубных привычек винопития и курения табака. Один крестьянин из Тульской губернии так страдал от пьянства, что уже не имел сил отстать и хотел наложить на себя руки. Отец Амвросий обличил его, сказав, что он страдает от винопития за то, что еще мальчиком крал деньги у дедушки, который был церковным старостой, и на эти деньги покупал вино. Старец дал крестьянину травки, чтобы он пил дома настой, и тот скоро избавился от запоя.

Петербургский житель А.С. МАЙОРОВ в письме в старцу просил совета, как избавиться от курения. 12 октября 1888г. он ответил ему: «Пишете, что не можете оставить табак. Невозможное человеку возможно Богу, только стоит твердо решиться. Табак расслабляет душу, умножает страсти, омрачает разум, разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска — это следствие болезненности души от табакокурения.Советую Вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедуйтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь, причаститесь Святых Тайн и читайте ежедневно стоя Евангелие, по одной главе или более. А когда нападет тоска, то опять читайте, пока не пройдет. Опять нападет — и опять читайте Евангелие. Или вместо того кладите наедине по 33 больших поклона — в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».

У преподобного был дар помогать людям в самых разных житейских вопросах. Разбирался он в них удивительно хорошо! Что где купить, как построить, где учить детей, как уладить семейную ссору — кажется, не было области, где бы он не подал мудрый совет. Один орловский помещик, приехав, объявил ему, что хочет построить водовод в своих обширных яблоневых садах.

— Люди говорят, что вот так будет лучше, — отвечал старец и подробно описал устройство водовода.

Помещик приехал домой, начал много читать об этом предмете и понял, что старец описал ему самые последние научно-технические изобретения по этой части. Спустя время помещик снова поехал в Оптину.

— Ну как водовод? — спросил старец.

— Уже успел принести великую пользу, — отвечает гость. — У соседних садоводов урожай яблок плохой, а у меня богатый, и яблоки прекрасные!

...Отец Амвросий много наставлял и монашескую братию. Указывал, например, что не всем надо стремиться к суровой подвижнической жизни: «Ее могут проходить только редкие и крепкие телом, они без вреда могут переносить и голод, и холод, и сырость, и долулежание». Он чаще советовал не браться за чрезмерные подвиги, а во всем держаться «царского» — среднего — пути. «Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте, а ты лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, признак которой — малое отягощение. С другой стороны, избегай излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию».

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…Сразу после кончины батюшки Амвросия 10 (23) октября 1891г. его духовный сын Евгений ПОСЕЛЯНИН писал: «Когда-нибудь Русская земля назовет его одним из великих людей нашего века. Он сумел умереть с такою простотою, не взяв себе ничего от жизни и сам постоянно приносясь в жертву. Он ушел так, будто был самым ненужным человеком. Проведя в Оптиной Пустыни более полувека, умер странником. Он подымался всё выше и выше, и в час, когда достиг полной меры добра, Господь отозвал его от смерти в жизнь. Он поселился там, где за Русскую землю предстательствуют ее святые, где пишется священная летопись Божиего народа и где чудодействует Сергий Радонежский. И те, кто имели очи, чтобы видеть, — веруют крепко, что рядом с именами великих русских подвижников когда-нибудь пронесется по Святой Руси еще имя старца Амвросия».

Слова эти, сказанные 125 лет назад, как никогда близки каждому верующему сердцу, ибо они прошли испытание временем и явились истиной. 6-9 июня 1988 года, в год 1000-летия Крещения Руси, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре преподобный Амвросий Оптинский был причислен к лику русских святых.

ПОУЧЕНИЯ прп. АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Жить можно и в миру, но не на юру.

Жить по сердцу — не вмешиваться в чужие дела и видеть в других только хорошее.

Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед.

Три степени для спасения: не грешить; согрешивши, каяться; кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Кто уступает, тот больше приобретает.

Труд, нищета и молчание приведут ко смирению.

Неисполненное обещание всё равно, что хорошее дерево без плода.

Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни, так чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь.

Везде война, везде борьба, и получают успокоение только те, кто подвизается душевно, руководясь Законом Божиим.

 Ирина Ильинская




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |