на главную

Знать и помнить. Дерзкий командир-подводник Василий Тураев

Среди прославленных подводников Великой Отечественной войны имя капитана 1-го ранга Василия Андриановича Тураева (1907-1966) осталось не очень заметным. Между тем подвиги он совершил безпримерные, выдающиеся. Мы должны знать и помнить имена воинов-героев. О нем сегодня наш рассказ…

Свой первый боевой поход капитан-лейтенант Тураев выполнил осенью 1942 года на Балтике, командуя подводной лодкой «С-12». Поход начался 19 сентября, когда «С-12» совместно с другой лодкой «Д-2» была выведена из Кронштадта к острову Лавенсаари. «С-12» была еще новой, недавно вошедшей в состав подводных сил, поэтому в поход вместе с Тураевым командование направило дивизионного механика, капитан-лейтенанта В.Коржа и дивизионного штурмана А.Ильина.

Начало похода было драматичным. Не успела лодка погрузиться в намеченной точке, как над нею появился самолет и сбросил три авиабомбы. От их разрыва вышли из строя основные штурманские приборы, электродвигатели, вертикальный руль и др. Лодка осталась, как говорится, «без руля и без ветрил». Хуже того, во время бомбежки возник пожар во втором отсеке. С большими усилиями он был потушен, основные неисправности устранены, и боеспособность лодки восстановлена. Продолжая прорываться через Гогландский противолодочный рубеж, «С-12» врезалась в сеть.

Сразу в район ее нахождения бросились катера и повели глубинное бомбометание. На нее было сброшено 32 бомбы: возможно, они и помогли вырваться из сети. Но затем выяснилось, что от разрывов бомб вышли из строя оба воздушных компрессора. Это означало, что лодка не сможет набивать сжатый воздух в баллоны, не сможет погружаться и всплывать, израсходовав последние его запасы, не может и стрелять торпедами. Снова механики и специалисты взялись за дело и исправили все повреждения. Лодка снова ожила.

Продолжая выполнять боевое задание, 20 октября «С-12» атаковала и потопила вражеский транспорт «Эдит Боссельман». 27 октября в районе маяка Акменьрагс был обнаружен конвой из десяти целей (5 транспортов и 5 кораблей охранения). Время было дневное, но несмотря на это, командир принял решение атаковать конвой. Максимально сблизившись с ним, лодка с перископной глубины дала точный двухторпедный залп и потопила большой теплоход «Мальгаш» (водоизмещением 6300 тонн) и транспорт «Сабине Ховальд» (5956 тонн).

Пробыв в море более месяца, командир получил приказ возвращаться в базу. Экипажу снова надо было преодолевать противолодочный рубеж. Незадолго до подхода к нему «С-12» столкнулась с неопознанным объектом, возможно, вражеской ПЛ. Удар произошел форштевнем, так что вода в прочный корпус не поступила, а встречный объект мог уйти на дно. О силе удара можно было судить по возвращении в базу, когда выяснилось, что вырван был огромный, двухметровый кусок форштевня, имеющего значительную толщину и прочность.

Во время форсирования Нарген-Порккалла-Уддской противолодочной позиции при зацеплении корпусом минрепа (так называется стальной трос для крепления морской мины к якорю) над лодкой прогремел сильнейший взрыв. Снова вышла из строя часть приборов и механизмов, была нарушена герметичность прочного корпуса, в лодку стала поступать вода. Снова началась героическая борьба за жизнь. Не успели до конца закончить работы по ликвидации повреждений, как снова прогремел взрыв. И опять началась напряженная борьба со смертью. При всплытии в надводное положение на палубе лодки были обнаружены куски вражеской мины.

…Экипаж возвратился в Кронштадт 18 ноября, пробыв в море два месяца, хотя нормативный срок автономности ПЛ этого проекта вдвое меньше – всего 30 суток. Изуродованную, но оставшуюся живой лодку поставили в док. Внимательно осмотрев ее, судоремонтники были просто поражены: как смогла она с такими серьезными повреждениями вернуться в базу? Иначе как чудом это не назовешь. А у немецких подводников и близко не было ничего подобного за всю войну.

После очередного (4-го или 5-го) усиления вражеских противолодочных позиций казалось, что наши лодки теперь уже окончательно заперты в Финском заливе и не могут выйти в Балтику. При попытках прорваться одна за одной погибли «Щ-323» (1 мая 1943 года) и «Щ-406» (1 июня). Прорвалась одна только «Щ-303» под командованием И.В.Травкина. Под непрерывными ударами кораблей ПЛО она каким-то чудом преодолела Нарген-Порккалла-Уддскую позицию.

Понеся потери, с 4 июня командующий флотом приказал прекратить попытки форсирования противолодочных рубежей. Возобновление прорыва на просторы Балтики началось 10 июля. «С-12» снова вышла в море, но уже под командованием капитана 3-го ранга А.А.Бащенко. Новый командир был грамотным и опытным подводником, но через неделю после выхода из Кронштадта «С-12» подорвалась на мине и затонула в Финском заливе.

В марте 1944 года Василий Тураев получил назначение на должность командира ПЛ «С-104» Северного флота. В начале июня лодка вышла на боевое патрулирование в район вражеских коммуникаций. 20 июня недалеко от мыса Танахорн был обнаружен конвой из 11 целей, половина из которых – корабли охранения, так же, как на Балтике осенью 1942 года.

Командир дал приказ атаковать. Решительно прорвавшись к центру конвоя под одним из кораблей охранения, «С-104» быстро сблизилась на перископной глубине на кратчайшую дистанцию с одним из самых крупных транспортов и нанесла удар сразу четырьмя торпедами. Все до единой легли в цель! Две попали в транспорт, третья – в сторожевой корабль, четвертая – в тральщик «R-311».

В истории нашего подводного флота впервые был осуществлен такой торпедный залп, когда одновременно были поражены три цели. Не было такого и у немецких подводников, хотя поражение одним залпом двух целей было как у нас, так и у них.

12 октября 1944 года «С-104» под командованием В.А.Тураева, находясь в походе, снова обнаружила конвой из 11 вымпелов. Но в этот раз два транспорта находились под охраной 9(!) кораблей противолодочной обороны. Ни с чем подобным нашим подводникам встречаться еще не приходилось: на каждый транспорт был направлен такой мощный охранный эскорт.

И командир снова решил атаковать. Дерзко прорвавшись к центру конвоя, лодка дала залп из всех носовых торпедных аппаратов. От точного попадания торпед разорвался пополам и пошел на дно транспорт «Лумме» водоизмещением 1730 тонн, а также взорвался и затонул сторожевой корабль «UJ-1209». От неожиданной атаки командиры кораблей охранения явно растерялись, так как сбрасывать глубинные бомбы стали с большим опозданием, когда лодка на большой глубине и на хорошем ходу уже оторвалась от них.

А через два дня «С-104» успешно потопила еще один вражеский транспорт. При этом прогремел взрыв такой невероятной силы, что остатки судна взлетели вверх на несколько десятков метров. Судя по всему, немцы везли на нем боеприпасы.

…За свои боевые подвиги и заслуги перед Родиной Василий Андрианович Тураев был награжден семью орденами, пять из которых – боевого Красного Знамени. Он стал единственным из подводников кавалером пяти таких орденов.

Как ни странно, но он так и не стал Героем Советского Союза, хотя и представлялся к награде. По какой-то причине ходатайство о награждении было отклонено. Мало кто даже из самых прославленных подводников времен войны может сравниться с ним по уровню отваги и результативности. Позднее ему не нашлось места в «Морском биографическом справочнике», хотя там нашлось место другим «флотоводцам», которые, кроме занимаемой должности, никакими иными заслугами перед Родиной не отличились. Будем надеяться, что когда-нибудь справедливость все-таки восторжествует, и военные заслуги Василия Тураева будут оценены потомками в полной мере.

Подготовил Евгений Полевой.
Источник: «Православный Крест»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |