на главную

«Был человек от Бога». Митрополиту Иоанну – светлая память…

Сегодня исполняется 25 лет со дня отшествия в вечность приснопамятного Иоанна Снычева, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского(+1990). Чтобы почтить светлую память всенародно любимого архипастыря, публикуем выдержки из книги «Был человек от Бога», выпущенной в 2012 году издательством «Царское Дело».

«НАСТОЯЩИЙ ИПОДИАКОН»
Весной 1946 года по поручению владыки Мануила Лемешевского его молодой келейник Иоанн Снычев впервые отправился в Москву, в Патриахию и Троице-Сергиеву Лавру. Вот какая запись осталась в дневнике владыки Иоанна: «Утром 15 мая я поехал в Елоховский кафедральный собор. Литургию служил сам Патриарх Алексий. Меня благословили и велели идти облачаться в главный алтарь.

К моему удивлению, увидел там полный непорядок. Иподиаконы входили без всякого благоговения. Мне стало страшно, когда я увидел, как они обращаются со стихарями. Некоторые даже не считали нужным брать на них благословение. О лукавое безстрашие! О небрежение к святыне! Я видел, что пастыри кафедрального собора совершенно не заботились о том, чтобы прежде всего сами, а потом и все прислуживающие в алтаре вели себя достойно, в страхе Божием, всегда бы помнили, что они прах и пепел пред Господом.

Прости, Господи, за мои рассуждения! При входе в алтарь делаю три поясных поклона, целую икону на южных дверях, прикладываюсь к горней иконе Спасителя. Вдруг вижу, что все смотрят на меня с недоумением. К удивлению моему, стали подходить иподиаконы, спрашивали о моем имени, месте жительства, женат я или монах. В это время вошел отец Николай и сказал им: «Окажите ему внимание, как гостю. Ведь он, наверно, лучше вас знает службу, притом он настоящий иподиакон».

«ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ»

Из воспоминаний митрополита Иоанна: «Наконец наступил великий день, который останется памятным на всю жизнь: 10 января 1948г. владыка Мануил решил рукоположить меня во иерея. Перед глазами рисовалась вся тяжесть пастырского служения: непрестанное бодрствование в молитве, безукоризненное служение ближнему, добрые советы, учительство, слезы скорби и умиления, борьба с самолюбием и гордостью…

В тот день храм был полон молящихся. Тысячи глаз были устремлены к алтарю, где совершалась Божественная литургия. Каково было мне переживать эти святейшие минуты, когда я, недостойный, являлся причиной этого напряженного состояния молящихся! В нервном и трепетно-сладостном напряжении сердце мое сильно волновалось и болело. Но вот тихо священный покров коснулся моей головы и покрыл ее. Послышался не то тихий плач, не то стон среди молящихся. Я не мог удержаться от слез, потому что в этот момент нужно особенно усердно и пламенно-дерзновенно просить себе у Господа небесной помощи и подкрепления. Три раза вынимал из кармана платок, чтобы собрать эти горячие святые слезы.

Два диакона, словно два Ангела, ввели меня в алтарь и подвели к престолу Всевышнего. Все совершилось по чину. И благодать Божия возвела меня на степень священства. Стало мне так тепло и радостно. Пройдут года, но придется ли мне еще хотя бы один день быть в таком состоянии, в каком находился во время хиротонии?! Вряд ли.

Я — иерей. Невольно содрогаешься при мысли, что я священник, что мне поручено от Бога словесное стадо, которое я должен любить всем сердцем, о котором должен радеть день и ночь, питать духовной пищей, чтобы оно имело крепость и силу против козней лукавого. О, насколько высоко должно быть служение мое!.. Оно должно быть благоговейным и нелицеприятным, чтобы всякий, взирая на жизнь мою, восхвалял бы Отца нашего на небесах. Служение мое должно являться для окружающих путеводной звездой к вечному, незаходимому Свету. «Вы есть свет мира, — говорил Господь Своим ученикам, — вы соль земли» (Мф. 5,13-14).

КАК РАЗРУШАЛИ ХРАМ В БУЗУЛУКЕ

21 апреля 1961г. в дневнике владыки Иоанна сделана такая запись: «Словно сильная буря, охватило мое бедное сердце предчувствие ожидаемых скорбей. Безбожие торжествует и в борьбе с Церковью применяет всевозможные способы к ее ликвидации. Ложь, клевета, искажение всех исторических фактов, связанных с верою, уговоры, насилие над человеческой совестью — вот те средства, которые употребляет безбожие. Нигде не найдешь защиты.

Самоуправство местных властей доходит до крайних пределов. Здесь не считаются ни с совестью, ни с нуждами верующих, хотя они являются «полноправными гражданами своего Отечества». Каким варварством дышит произвол местных властей в разрушении Петропавловской церкви в г.Бузулуке! Двенадцать дней отстаивали верующие свою святыню, но не устояли. В одну из ночей сотни юношей-комсомольцев и мужиков, словно дикие вепри, окружили храм и начали свое дело…

Стоны и крики бедных старух и стариков, охранявших церковь, наполнили воздух. Но ничто не смягчало сердца остервеневших атеистов. Пинками и кулаками освобождали ратоборцы церковь от верующих. Специальная машина забирала кое-кого и отвозила в отделение милиции. Прошло несколько часов, и от храма остались только одни осколки да горы земли…

Нет, друзья! Наказания никто не избежит. Придет час, когда слезы плачущих отольются сторицею тем, кто дерзал разрушать святыни. И час этот близок. От разных дум заболела голова. Кажется, ниоткуда нет утешения. Я молил Бога о защите Русской Церкви. На душе тяжело… Ко всему надо быть готовым…

В минуту душевной тяжести я услышал нежный внутренний голос, говоривший мне: «Если бы вы были от мира сего, то мир бы любил свое, но как вы не от мира сего, то мир ненавидит вас». Это было ответом на мои переживания, и я постепенно стал успокаиваться. Все совершается промыслительно, и мы не знаем конечной судьбы Церкви в современных условиях. Боже, защити Церковь Свою от разрушения, а верных укрепи в терпении скорбей!»

«КТО ВАС ЭТОМУ НАУЧИЛ?»
Запись в дневнике владыки Иоанна 18 апреля 1962г.: «Как больно видеть отражение в детях современного воспитания! Возвращался я сегодня из храма домой, и на пути встретились трое ребят лет 9-10, которые начали смеяться надо мной и, следуя стороной, кричать: «Мракобес! Мракобес!» Я спросил их: «Кто вас этому научил?» «Сами себя выучили», — ответили они и снова стали обзывать и смеяться.

Господи, Господи, ну разве не больно видеть такую ненормальность в детях? Что же будет дальше? О люди, люди, к чему вы ведете молодое поколение, воспитывая его в духе атеистическом? Придет время, когда вы сами восплачете и возрыдаете от своих же детей. Не пора ли изменить воспитание и учить детей уважать всякого человека, независимо от его убеждений?!»

«ОН ДЕЛАЛ ВСЕ БЕЗ ТЕНИ ГОРДОСТИ»

Из воспоминаний отца Геннадия Белякова, священника саратовского Свято-Троицкого собора: «Отцу Иоанну все удавалось организовать. Нигде еще не печатали духовную литературу, а в Самаре он начал издавать «Закон Божий». Народ там очень верующий. Когда он проповедовал, то тишина была такая, что слышно дыхание. Народу всегда было много.

К своим службам он относился строго, со тщанием. Любил простое пение, которое веками пел народ сердцем, без всяких изысков. И когда он стал епископом, своей привязанности к такому пению не изменил. Был чистым во всех отношениях, аккуратным в одежде, в словах. В Самаре сгорел храм, так вот владыка Иоанн его полностью восстановил, сам руководил производством внутренней отделки. Храм засиял, как новый… И все он делал с великим смирением, без тени гордости, был доступен, отзывчив. Необыкновенным он был…»

ЧТОБЫ ЗАГЛУШИТЬ ГОЛОС СВЯТИТЕЛЯ

Из воспоминаний схимонахини Варвары Дюниной 19 января 1969г.: «Крещение прошло с духовным подъемом. По окончании вышли за владыкой на освящение воды в ограде храма. Святитель наш, как пастырь, имеющий власть от Бога, стоял на возвышении перед громадным чаном с водой, окруженный множеством народа.

Какое же искушение! Как только началось водоосвящение, на стадионе «Динамо», рядом с Покровским собором, заиграла радиола на всю мощь, причем проигрывались самые грубые песни. Какая-то дикая музыка старалась заглушить молитвенные слова и возгласы Святителя Божьего, пение хора и народа. Однако, видя такое злодеяние, наша молитва сливалась с молитвой дорогого архипастыря и отца, а усердие от скорби увеличивалось вдвое.

Видя же молитвенные очи Святителя и преданное Господу лицо, нельзя было удержаться от слез. Руки сильно покраснели от мороза. На улице —28, а владыка и все мужчины без головных уборов. Когда он вернулся в алтарь, руки, по его словам, стали гореть с такой силой, что замирало сердце, и всех испугала его сильная бледность. Его посадили в машину, чтобы быстрее увезти домой».

«ВЫ МОИ КРОВНЫЕ!»
Из дневника схимонахини Варвары Дюниной 10 октября 1974г. «Мы с владыкой стали клеить уже третий альбом фотографий. Он был доволен, что активно потрудились. Предложил: «Давай хоть только начнем клеить четвертый». Начали. И когда ему попадались снимки родственников, племянников, он смотрел на них с болью. Никто из них не пошел по пути владыки. Все живут для себя. Видя его скорбь, пыталась утешить:
— Ну что, мы Вам — не кровные?
— Вы никогда об этом не думайте, — откликнулся он, — вы — кровные мои. Самые кровные!»

«РУКА В ШТАБЕ»
Из воспоминаний Елены З., Самара: «Владыка много советовал и помогал моей сестре Гале. И те несчастья, которые бывали в ее семье, объясняются невнимательным отношением к исполнению слова владыки. Он часто предостерегал ее и мужа от неверных шагов. Но они тогда не научены были послушанию и всякий раз испивали горькую чашу бедствий. В конце концов, поняли, что владыка — человек необычайный, и стали через нас узнавать волю Божию о себе.

Однажды Галя позвонила нам и плача сообщила, что ее мужа срочно направили в горячую точку — в Армению. Мы тут же обратились к владыке, чтобы испросить у него молитв. Он повернулся лицом в ту сторону, где жила тогда Галя (в Молдавии), и произнес: «Помоги, Господи!»

В этот же вечер Галя позвонила нам и радостно сообщила, что ее мужа срочно отозвали в тот момент, когда самолет с военнослужащими уже готовился вылетать в район боевых действий. Его сослуживцы офицеры очень удивились, но нашли скорое объяснение: «У тебя, наверно, в штабе командования есть волосатая рука». Сам он догадался, Чья это рука, но друзьям ничего объяснять не стал. Молитвы владыки были мгновенно услышаны!

Еще помню, как во время массового увлечения телесеансами Чумака и Кашпировского соблазнилась и некоторая часть православных. Владыка сразу отреагировал на эту беду. Однажды вечером он вышел для проповеди на амвон и грозно сказал: «Я Ангел Церкви, и моими устами говорит вам Сам Бог». И тогда же строго запретил кому-либо лечиться у мнимых целителей...»

«СОЙДЯ С ПОЛЯ, Я ВСТУПИЛ В ГРЯЗЬ»
«Перевод в Петербург в 1990г., — вспоминает Т.В.СОЛДАТКИНА, — был для нас как гром среди ясного неба. Все плакали, скорбели, чувствовали себя сиротами и жалели владыку. Ведь он такой больной, как же трудно ему будет в северном городе!»

Из дневника митрополита Иоанна:«В Самаре с 1960г. я провел более 30 лет пастырства и архипастырства. Конечно, сроднился со здешней паствой. Мне думалось, что в Самаре я и дослужу до конца. Но нужды церковные потребовали иных усилий и того, что еще от нас было сокрыто. При всем моем нежелании ехать все-таки пришлось согласиться, чтобы помочь Патриарху и Церкви... Сойдя с поля, я вступил прямо в грязь и пошел по ней в родное село...»

«Вспоминаю первую проповедь владыки, сказанную на санкт-петербургской кафедре, — пишет священник Игорь ФИЛИН. — Когда слушал его, сердце подсказало: это воистину пастырь добрый, проповедник Христа Распятого. Возникшая любовь к владыке оказалась взаимной. Вскоре он рукоположил меня в сан священнодиакона, а потом во пресвитера. Преисполненный радости от происшедшего, веруя, что Таинство Священства должно дать мне особые силы, после литургии я подошел под благословение, чтобы выслушать отеческое наставление архипастыря.

Он наклонился ко мне и сказал: «Ты, наверно, думаешь, что теперь все приобрел? Запомни: если то, что ты сегодня получил, умножать не будешь, то потеряешь». Эти слова были для меня неожиданными. Мне действительно казалось, что ничего особенного теперь делать не надо, можно лишь пользоваться той благодатью, которая дается в Таинстве рукоположения».

Л.Г., Самара — Петербург: «Владыку Иоанна я знаю примерно с 1980г. Я пела на клиросе Покровского собора, а в 1991г., выйдя на пенсию, уехала в Петербург, чтобы помогать владыке. Там он раскрылся по-новому именно как святитель и проповедник, заступник Русской Земли и русского народа. Он был человеком большого сердца, очень смиренным и любящим. Его любовь распространялась и на тех, кто питал к нему плохие чувства. После визита к нему даже недоброжелатели испытывали действие его любви. Это было каким-то чудом! Волна добра и благодати исходила от старца-архиерея...»

(Исп. кн. «Был человек от Бога…». СПб., «Царское Дело», 2012)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |