на главную

Назад, к истокам. Зачем восходят Государи на престол?

21 октября/3 ноября 1894 года – памятная дата в истории России. В этот день восшел на престол последний Русский Император – Николай II. В прошлом году в патриотических кругах отмечалось 125-летие с начала его царствования, но подавляющее большинство населения современной России вряд ли знает и помнит об этой дате. Между тем в былые времена день восшествия Государя Императора на престол был светлым праздником всероссийского торжества, когда весь народ, «из тысячей сердец составив единое верноподданническое сердце, возносил усердную молебную песнь хвалы и благодарения к Богу, даровавшему Царя». Давайте поговорим сегодня о том, как происходило воцарение, каким сакральным смыслом было исполнено и для чего вообще православные Цари восходят на державный трон.

…Цесаревичу-престолонаследнику Николаю Александровичу Романову было всего 26 лет, когда 2 ноября 1894 года в Ливадийском дворце в Крыму скоропостижно умер его отец, Император Александр III. Богатырь духом и телом, он ушел в 49 лет, в расцвете сил, не успев совершить многое из задуманного. И лежа на смертном одре, за несколько часов до исхода души он дал последний наказ Наследнику-сыну:

«Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе Царство, Богом мне врученное. Я принял его тринадцать лет назад от истекшего кровью отца… Твой дед с высоты престола провел много важных реформ, направленных на благо русского народа. В награду за все это он получил от русских революционеров бомбу и смерть… Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбы твоих подданных пред Престолом Всевышнего…»  

Так в одночасье на плечи молодого сына легла непомерная тяжесть: и скорбь от внезапной утраты любимого отца, и первая растерянность, и неуверенность, и естественный человеческий страх пред великим поприщем монаршей власти. Своим близким он доверительно говорил, что еще не готов править Россией, но, несмотря ни на что, сын безропотно покорился и воле Божией, и заветам отца.

Вместе с российской короной молодой Государь принял огромную страну, раздираемую социально-политическими противоречиями и ростом революционного движения. Его восшествие на престол породило в обществе ожидание перемен, либеральных реформ и демократического переустройства. Для многих образованных людей того времени критическое отношение к самодержцу, выступление против «деспотизма и произвола» было признаком хорошего тона.

Однако высочайшая речь к земским депутациям 17 января 1895 года рассеяла все их надежды на конституционные преобразования сверху: «Мне известно, что в последнее время слышались в земских собраниях голоса людей, увлекавшихся безсмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный родитель».

Это заявление вызвало новый рост революционной агитации. Буквально все мероприятия правящей власти подвергались жестокой критике со стороны весьма широких кругов. Обмирщенное, духовно оскудевшее «передовое» общество, для которого непочтительное отношение к Православию и Церкви было неотъемлемой частью «прогрессивности», становилось все более враждебным молодому монарху.

«Великая Россия в зените славы радикально отходила от Святой Руси, но эта последняя в образе последнего Русского Царя получила необыкновенно сильное, яркое, прямо-таки светоносное выражение», писал архимандрит Константин (Зайцев) в книге «Чудо Русской истории». Так проявился в Русской истории духовный закон: когда возрастает вера, возрастает и царство; когда угасает вера, низлагается и государственность. Закон этот столь же неизменен, как непременна правда Божия. Только то благоденствие народа твердо, которое основано на смиренной вере в Бога.

+++

Остановим благоговейное внимание на этой истине и прочтем выдержки из проповеди святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического (+1857), члена Российской академии  и Святейшего Синода:

«Размыслим, братие, для чего восходят благочестивейшие Государи на престол? Первее всего для того, дабы с высоты престола быть видимее для всех требующих помощи. Кто не знает, что в обществах человеческих, как бы ни были они устроены, всегда есть много людей, требующих самодержавной защиты: то от насилия, злобы и лукавства, то от превратностей жизни. И лучшим преимуществом престолов Царских всегда было и будет то, что они служат естественным прибежищем для всех скорбящих и обремененных.

ЦИТАТА В ТЕМУ
«Церковь<…> благочестною утробою Христу Царей родившая и крепостью веры воспитавшая, признает, что каждый «праведный Царь имеет святительский чин». (Из 104-го правила Карфагенского собора)

Но что за всеобщее прибежище, если оно по высоте своей невидимо всеми, и если его надобно с трудом отыскивать среди равных или подобных ему по высоте зданий? Что за всенародная сень, если она не возносится над всеми высотами земли и не простирается во все концы Царства?

Таким образом, самое благо бедствующего человечества требует, чтобы престол Царский был как можно возвышеннее, дабы никто из поверженных насилием не мог укрыться от благотворного призрения седящего на престоле. В этом отношении о Царе земном должно сказать то же, что псалмопевец говорит о Царе Небесном: «высок над всеми языки Господь» (Пс.112, 4). После сего умальте в мыслях высоту престола, и вместе с нею вы необходимо умалите покров бедствующего человечества.

Благочестивейшие Государи на престол восходят, далее, для того, чтобы с высоты престола удобнее видеть ход всемирных событий и провидеть опасности отечества. Но для такового всемирного наблюдения потребна высота необыкновенная, которая владычествовала бы над всеми прочими высотами и не была затемняема ничем равным и близким к ней. В сем отношении опять должно сказать о Царе земном то же, что псалмопевец говорит о Царе Небесном: «высокая издалеча весть» (Пс.137, 6).

Умальте в мыслях высоту престола, и вместе с сим тотчас <…> сократится державный надзор над иноплеменными народами, глава отечества приблизится не только ко взорам, но и к стрелам вражиим, – произойдет то, чего наиболее желают враги отечества.

ЦИТАТА В ТЕМУ
«Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания. Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной. Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». (Из главы I Свода Законов Российской Империи)


Благочестивейшие Государи восходят на престол и для того, чтобы быть свободнее от слабостей и недостатков общежития человеческого. Бедная земля наша так исполнена неправдою, что самое вещественное удаление от нея есть уже некое средство к совершенству. На великих высотах дыхание становится свободнее, самыя мысли и чувства принимают какое-то возвышеннейшее направление.

Тем нужнее возвышение над обществом человеческим тому, кто хочет быть превыше недостатков общежития: ибо, при настоящем греховном состоянии рода человеческого, все общественные отношения таковы, что удобно могут наклонять человека к земле, делать рабом предубеждений, привязанностей, выгод, милостей, страстей. Но в ком всего менее должно быть таковых слабостей, как не в представителе и владыке целого народа?

Посему, кто более должен быть, так сказать, разобщен с падшею и клонящею к падению землею, как не Государь?Да разумеют языцы, яко с нами Бог; да престанут «помышлять» в сердцах своих «тщетна» (Пс.2,1), и «устами своими глаголать гордыню» (Пс.16,10), а верные сыны отечества да продолжают в мире обитать под благотворною сению Богом превознесенного Престола, заграждая слух от всех обаяний лжи и лукавства и твердо памятуя, что «величие престолов гораздо нужнее для блага народов, нежели для тех, кои восходят на них». Аминь.

Подготовила Н.Боголюбова
Источник: Проповеди свт. Иннокентия Херсонского. Т. II, изд.1873.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |