на главную

В суровую годину на всю страну звучало отеческое слово Патриарха Тихона

5/18 ноября - памятный день избрания на Патриарший престол святителя Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея Руси (1865-1925). Ему выпало жить в эпоху страшных катастроф и разрушений, и сердце его вместило столько тягчайших переживаний, что хватило бы, наверно, на десятерых. Он взошел на Патриарший престол в суровом 1917 году, спустя месяц после октябрьского переворота. В 20-х сидел в камере на Лубянке, боролся с церковным расколом, глубоко скорбел о зверских убийствах архиереев и священников, об изъятии церковных ценностей и разрушении храмов.

Он оказался одной из ключевых фигур, своего смутного времени, но в водовороте событий сумел остаться человеком, которому русский православный народ верил безгранично. Патриаршество было словно написано у него на роду: в детстве и в семинарии друзья называли его одинаково — «патриархом». И он действительно им стал. Избрание произошло в Москве на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918гг.

...Более 100 лет отделяет нас от тех дней, но как много общего просматривается в современной картине дня! Россия снова корчится в муках безверия и порока, засилья иноверцев и великой смуты в умах. На новом витке истории идет новая, самая ожесточённая битва за горячую душу России. Чтобы выстоять и победить, будем укреплять себя духовным опытом наших предшественников, будем брать уроки мужества не за границей, но — в лоне богатейшего наследия Матери-Церкви. И в день памяти первосвятителя Тихона обратим свой мысленный взор в тот переломный момент истории Отечества, когда в России было восстановлено патриаршество.

...Почему это было так важно? Потому что, пишет митрополит Иоанн СНЫЧЕВ в книге «Русская симфония», «церковная соборность требует гармоничного сочетания двух важнейших величин: Патриаршей власти и Поместного Собора. Обретая Патриарха, Церковь обретает исконно присущую ей самодостаточность и независимость от государственных смут. Обретая Собор, Церковь обретает «глас народа Божия» — орган, полномочный принимать к рассмотрению все вопросы религиозной жизни и выносить суждения по любому недоумению, грозящему разобщить благодатное церковное единство.

Патриарх без Собора превращается в беззаконного узурпатора. Собор без Патриарха вырождается в самочинное сборище. Поддерживая друг друга, они неодолимы... Именно поэтому вопрос о восстановлении патриаршества в 1917г. стал одним из ключевых. Оглушительную «антипатриаршую» пропаганду повели либералы, демократы и обновленцы (священнослужители, перешедшие на службу к большевикам).

Их ужасала сама мысль о возможности возрождения «церковного самодержавия», которое лишит их всякой надежды на реализацию их тщеславных планов. И все же Патриарх был избран! Открытие Собора проходило в Успенском храме Кремля. Все прибывшие отслужили молебен, и после литургии, при колокольном звоне московских церквей грандиозный крестный ход прошел в Чудов монастырь.

Рабочие заседания начались 4 (17) августа 1917г. В них участвовали 4 митрополита, 21 архиепископ и 43 епископа, по 5 представителей от каждой епархии; 30 человек от Духовной академии, Академии наук и 11 университетов; 10 — от ученого монашества, 15 — от Госдумы. Всего, кроме епископов, в соборных деяниях участвовали 375 человек.

Председателем был избран Московский митрополит Тихон, почетным председателем — митрополит Киевский Владимир. С подавленным настроением духа съезжались люди в Москву. Ведь тогда около самых «верхов» церковной жизни преобладали голоса, чуждые церковного духа и даже враждебные ему. Но с первых же заседаний Собора начал превозмогать дух веры, послушания, терпения и любви.

Тяжкие события народной жизни зловеще напоминали о себе грохотом пушек и пулеметов около стен соборной палаты. Но они не только не ослабили строгого направления речей, но даже усугубили ревность всех членов о наиболее прочном утверждении православных устоев.

Об этом свидетельствует участник Собора, митрополит Евлогий: «Русская жизнь в те дни представляла собой море, взбаламученное революционной бурей. Облик Собора по пестроте состава и враждебности течений поначалу тревожил, печалил, даже казался жутким... Некоторых уже захватила волна революции. Интеллигенция, крестьяне, рабочие и профессора неудержимо тянули влево.

Среди духовенства тоже были разные элементы. Некоторые стояли за всестороннюю «модернизацию» церковной жизни. Разброд, недовольство, взаимное недоверие — вот вначале состояние Собора. Но — о, чудо Божие! — постепенно всё стало меняться. Толпа, тронутая тёмной стихией революции, стала перерождаться в гармоничное целое, внешне упорядоченное, внутренне солидарное. Люди становились мирными, серьезными работниками, начинали по-иному чувствовать, по-иному смотреть на вещи.

Этот процесс молитвенного перерождения был очевиден для всякого внимательного глаза. Дух мира и единодушия поднимал всех нас, рождал ясное понимание той важнейшей задачи, ради которой все собрались, — восстановить соборность в жизни Церкви и Отечества». На Патриарший престол было представлено три кандидата. Жребий выпал митрополиту Тихону.

Вот как описывает этот знаменательный момент истории один из членов Собора И.Васильчиков: «Огромный храм Христа Спасителя был переполнен народом. Вход был свободный. Литургию совершал митрополит Владимир. Замечательно пел хор синодальных певчих. В конце литургии митрополит вынес из алтаря ковчег с именами выбранных кандидатов и поставил на столик перед иконой Владимирской Божией Матери. Из алтаря вышел старец о.Алексий в монашеской мантии, подошел к иконе и начал молиться, кладя земные поклоны. В храме стояла полная тишина.

В то же время чувствовалось, как нарастает общее нервное напряжение. Молился он долго, затем встал с колен, вынул из ковчега записочку и передал митрополиту. Он прочёл и передал протодиакону. И тот могучим басом медленно начал провозглашать многолетие. Кого назовёт?.. «Патриарху Московскому и всея Руси Тихону!» — раздалось на весь храм. И хор грянул многолетие! Это были минуты, потрясшие всех, кто имел счастье присутствовать. Они и теперь, через много лет, живо встают в моей памяти».

Когда депутация Собора явилась в Троицкое подворье, чтобы сообщить первосвятителю весть об избрании, он ответил: «Ваша весть… является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе» (Иез.2,10). Сколько и мне придется испускать стонов в предстоящем патриаршем служении, и особенно — в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею, и мне придется говорить Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка... Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» (Числ. 11,11-14).

Его скорбные слова оказались пророческими. Впереди Патриарха ожидал тяжкий крест исповедничества, провокации и предательства, аресты, суды, допросы и покушения, борьба с церковными расколами. Совсем скоро от рук большевиков падет митрополит Киевский Владимир: его замучают до смерти прямо у ворот Киево-Печерской лавры. В Шуе большевики начнут палить в толпу прихожан. Миллионы людей отправятся в лагеря...

Но пока народ ликует: «Патриарх вернулся!» Его престол пустовал со времен Петра I. Царь упразднил этот чин, передав управление Церковью Священному Синоду. Так святитель Тихон стал первым Патриархом за 200 лет. И начал с того, что предал анафеме большевиков: «Опомнитесь, безумцы! Прекратите ваши кровавые расправы. То, что творите вы, поистине дело сатанинское!»

За первым воззванием последовали второе (к Совету народных комиссаров) и третье (осуждение расстрела Царской семьи). До 1922г. власть не трогала Святейшего — она решала другие проблемы, пыталась укрепиться, отбивалась от белых войск на севере и на юге. Последней каплей стал ответ Патриарха на Декрет об изъятии церковных ценностей, изданный под предлогом борьбы с голодом 1921-1922гг.

«Мы допустили, — писал Патриарх, — ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковной утвари, не освященной и не имеющей богослужебного употребления. Но когда начали изымать священные сосуды, то, с точки зрения Церкви, это является святотатством».

Нередко изъятия сопровождались расправой над верующими. В ответ на воззвание Патриарха Ленин и Троцкий решают покончить с «церковной проблемой» раз и навсегда. Они составляют план, согласно которому нужно арестовать всю церковную верхушку, вывезти из храмов остатки ценностей, а в печати провести широкую обличительную кампанию.

Параллельно санкционируют созыв собора «обновленцев» — тех священников, которые готовы подчиниться революции и создать новую «Живую Церковь». Патриарха Тихона берут под стражу, допрашивают в ГПУ. Одновременно «обновленцы» на своем соборе лишают его сана, называют предателем Церкви. К ним сразу подключается революционная пресса: отныне она именует Тихона не иначе как «бывшим патриархом». Скорби не покидали его вплоть до самой кончины, последовавшей 7 апреля 1925г. По мнению некоторых историков, она стала результатом отравления, организованного спецслужбами.

У Левитина и Шаврова в их «Очерках по истории Русской Церкви» (Швейцария, 1977) есть важное свидетельство: «Покойный о.Александр Толгский, умерший в 1962 году, говорил: «После признаний одного из врачей больницы Бакунина, сделанных мне во время исповеди, у меня нет ни малейших сомнений в том, что Патриарх Тихон был отравлен».

...Его похоронили в Донском монастыре. Очевидцы сообщали, что собралось тогда не меньше миллиона человек. В Москве остановилось движение трамваев, ко гробу выстроилась огромная очередь. Со слезами и рыданьями народ провожал его в последний путь — как своего любимого отца и первого заступника пред Богом. В 1989 году он был причислен к лику святых...
***
И как важно нам, сегодняшним, прислушаться к вразумляющему голосу Патриарха Тихона, доносящемуся из глубины Великой русской смуты XX века:

«Возлюбленные о Господе братие и чада! Долг архипастырской любви повелевает Нам обратить к вам отеческое слово. Вместе с вами Мы страждем сердцем при виде непрекращающихся бедствий в нашем Отечестве; вместе с вами молим Господа о том, чтобы Он укротил Свой гнев, доныне поядающий землю нашу. Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее.

Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние, других в отчаяние? Грех, тяготеющий над нами, — вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех бед. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех помрачил наш народный разум, и вот мы ощупью ходим во тьме, без света, и шатаемся, как пьяные (Иов. 12:25). Грех разжег всюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинною кровию, оскверняется грабежами, блудом и всякою нечистотою.

Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу. И вот мы алчем, жаждем и наготуем в земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на все начинания рук наших.

О, кто даст очам нашим источники слез, чтобы оплакать все бедствия, порожденные всенародными беззакониями: помрачение славы и красоты нашего Отечества, обнищание земли, поругание храмов и святынь и все это потрясающее самоистребление великого народа, которое сделало его ужасом и позором для всего мира.

Где же ты, некогда могучий и державный русский православный народ? Неужели ты совсем изжил свою силу? Как исполин, ты, великодушный и радостный, совершал свой путь, указанный свыше, благовествуя всем мир, любовь и правду. И вот ныне ты лежишь, поверженный в прах, попираемый врагами, сгорая в пламени страстей и братоубийственной злобы.

Неужели ты не возродишься духовно и не восстанешь в силе своей? О, да не будет сего! Плачьте же, дорогие братья и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах нашего Отечества, пока оно не погибло до конца. Богатые и бедные, ученые и простецы, старцы, юноши и девы, соединитесь все вместе и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России».

Путь покаяния, указанный 100 лет назад Патриархом Тихоном, труден и тернист. Он требует от нас мужества и мудрости, смирения и терпения. НО ИНОГО ПУТИ У НАС НЕТ!
Господи, благослови!

Подготовила Елена Строгова.
(По кн. митр. Иоанна Снычева «Русская симфония»)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |