на главную

Почему тела святых не подвержены тлению?

11/24 ноября Православная Церковь совершает память святого мученика Викентия Августопольского. Святой мч. Викентий с детства был учеником блж. Валерия – мудрого пастыря, епископа города Августополя (ныне Сарагоса, Испания). Когда исполнилось время совершеннолетия, добродетельный, образованный и красноречивый Викентий был рукоположен во диакона.

Так как сам епископ был косноязычен, то благословил проповедовать Слово Божие в храме и в народе своему диакону, прекрасному оратору. В то время по приказу императора Диоклетиана в Валенсию прибыл правитель Дациан с целью искать и казнить христиан. Ему донесли о мудром епископе и диаконе-проповеднике. Скованных старца и ученика воины-всадники повлекли за собой в Валенсию. Избитых, измученных, их бросили в темницу, не давали ни пищи, ни воды.

Первым допросу подвергли епископа. Он говорил тихо, казалось, неуверенно. Тогда вперед вышел св. Викентий и произнес самую прекрасную проповедь в своей жизни. Перед судьями и собравшимся народом он исповедал и прославил Бога, в Троице славимаго, – Отца и Сына и Святаго Духа.

«Пощади себя, – говорил ему мучитель. – Я хотел бы видеть тебя в чести и славе, а не в безчестии и муках». Он отвечал, что не боится никаких мук. Тогда мучитель велел предать его жестоким истязаниям. Сначала его пригвоздили ко кресту и стали наносить страшные удары. Когда же тело было истерзано, члены переломлены, жилы вытянуты, его бросили в темницу и положили на острых черепках.

Все это Викентий претерпел с неземным ликованием. Ночью стража с удивлением слышала, как он поет псалмы, и видела над ним лучезарный свет. Однако ярость мучителя изобрела еще более жестокую пытку. Викентия положили на раскаленную железную решетку, и среди этих мук он отошел к Тому, Кого любил и воспевал всю жизнь до последней минуты. Тело его бросили диким зверям и птицам, но оно осталось нетронутым. Тогда его бросили в море, но оно не утонуло. Его прибило волнами к берегу, и христиане похоронили его в небольшой церкви за городом.

+++

Читая историю страданий св. Викентия, мы видим, что иногда Господь чудесным образом охраняет тела мучеников; огонь их не жжет, дикие звери не трогают, и само тление бежит от них. Это побуждает нас спросить: каково же назначение человеческого тела? Несомненно, оно имеет великое назначение, если Сам Бог прославляет его нетлением. Оно было взято от земли, но сотворено не для земли.

Сотворенное, благоукрашенное Создателем для вечности и духовного наслаждения, оно было не способно для плотских наслаждений. Оно вышло из рук Всесвятаго Творца вполне чистым и святым, но впоследствии грех исказил и обезобразил его. Его око было так непорочно, что не видело наготы прочих членов. Душа не была обуреваема и волнуема страстями; не было волнуемо ими и тело. Кровь не закипала от гнева и не охлаждалась от уныния. Смерть и недуги были не свойственны этому телу.

Не имело оно нужды ограждаться от влияния стихий. Оно не было узами и темницею для души, но было для нее чудною, вечною одеждою.  Вместе с тем тело человека имеет и высшее назначение – быть храмом Святаго Духа. Об этом прямо говорит нам апостол Павел: «телеса ваши храм живущаго в вас Святаго Духа суть» (1 Кор. 6,19).

Это преобразование тела в храм совершается при посредстве Святых Таинств, установленных в Церкви. Так в купели крещения оно возрождается во спасение по образу Тела Христова: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). В чудном Таинстве Евхаристии оно соединяется с Телом Самого Христа, наша кровь – с Божественною Кровию.

Сисой Великий писал, что «Дары Святаго Духа уже естественны естеству обновленному. Где Христос, там неразлучно со Христом и Дух Святый». Многие истинные служители Божии во время земной жизни проявили присутствие Святаго Духа в телах их. Тень апостола Петра исцеляла больных (Деян.5,15); полотняные платки и полотенца апостола Павла были приносимы к больным – и они исцелялись от прикосновения к ним (Деян.19,12).

Ехидна, самый ядовитый змей, ужалила апостола Павла, но он остался невредим. Преп. Мария Египетская ходила по водам; другие в самое короткое время протекали, как крылатые, значительные пространства. Не только в душах их, но и в самих телах воздействовал Святый Дух!

Как в телах человеческих, греховною жизнию низведенных к подобию скотов несмысленных, кипят различныя страсти: так, напротив, в освященных телах угодников Божиих кипит и преизливается Божественная благодать. По разлучении души с таким телом тление не дерзает прикасаться к нему: потому что, несмотря на отсутствие души, соприсутствует ему Дух Святый и обнаруживает Себя различными знамениями, свойственными Духу.

Прот. Григорий Дьяченко. «Полный годичный круг кратких поучений». Т.IV. С. 367-371




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |